решение от 23.09.2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чегем 23 сентября 2010 года

Чегемский районный суд КБР в составе:

председательствующего судьи Отарова М.Х.

при секретаре Балкаровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чегемского района КБР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации с.п. Яникой и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их впредь на территории сельского поселения,

Установил:

<адрес> КБР обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации с.п. Яникой и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их впредь на территории сельского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> КБР ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, поддержала заявленные требования в полном объеме, и пояснила, что прокуратурой <адрес> КБР совместно с Министерством по охране окружающей среды и природопользованию КБР была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории <адрес> КБР, в ходе которой установлено, что администрация с.п. Яникой не выполняет требования Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отходах производства и потребления», Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды», Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, на территории с.п. Яникой установлены факты несанкционированного размещения свалок твердых бытовых отходов объемом три и более кубических метров на почву в непосредственной близости от частного сектора поселения; отсутствует порядок сбора отходов на указанной территории, предусматривающий их разделение на виды, что не соответствует экологическим, санитарным и иным требованиям в области окружающей среды и здоровья человека.

Представитель администрации с.п. <адрес> КБР ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, заявление прокурора признал частично, пояснив, что несанкционированные свалки мусора на территории с.п. Яникой на день рассмотрения дела судом ликвидированы на 90%. Администрация с.п. Яникой предпринимает все необходимые меры по ликвидации свалок и недопущению их возникновения.

Выслушав помощника прокурора <адрес> КБР ФИО2, представителя администрации с.п. Яникой, и исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктами 18, 19, 20 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Как следует из ст.7 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда окружающей среде (статья 11 ФЗ №).

Согласно ст.13 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Из ст.18 указанного Федерального закона следует, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (статья 51 ФЗ №).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 78 ФЗ №).

Как видно из справки по итогам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, сопровождаемой фотоизображениями, на территории с.п. Яникой установлены факты несанкционированного размещения свалок твердых бытовых отходов объемом три и более кубических метров на почву в непосредственной близости от частного сектора поселения; отсутствует порядок сбора отходов на указанной территории, предусматривающий их разделение на виды, что не соответствует экологическим, санитарным и иным требованиям в области окружающей среды и здоровья человека. Отходы составляют: мусор от бытовых помещений несортированный, птичий помет, обтирочный материал, загрязненный техническими маслами, картонная тара, обрезки и обрывки тканей, отходы полиэтилена и пропилена в виде пленки, пластмассовая тара, отходы, содержащие лакокрасочные материалы, древесные отходы, отработанные покрышки. (л.д. 6-13).

Исследованные доказательства относятся к предмету доказывания по настоящему делу, являются допустимыми, не вызывают сомнений в достоверности и в своей совокупности достаточны для удовлетворения требований прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.

Доводы представителя администрации с.п. Яникой о том, что выявленные нарушения устранены, несанкционированные свалки ликвидированы на 90 процентов, не подтверждены какими – либо доказательствами.

Государственная пошлина по данному делу составляет 200 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

Согласно п.8 ч.1 ст. 333.20. Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора <адрес> КБР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации с.п. Яникой и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их впредь на территории сельского поселения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации с.п. <адрес> КБР выразившееся в непринятии должных, реальных и действенных мер по исполнению вопросов местного значения.

Обязать администрацию с.п. <адрес> КБР устранить нарушения требований законодательства в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их впредь на территории сельского поселения.

Взыскать с администрации с.п. Яникой Чегемского муниципального района КБР государственную пошлину в размере 200 рублей в федеральный бюджет.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Чегемский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий – подпись

Копия верна: судья Чегемского

районного суда КБР М.Х. Отаров