РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Чегем 21 сентября 2010 года
Чегемский районный суд КБР в составе:
председательствующего судьи Бецукова А.З.,
при секретаре Черкесовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чегемского района КБР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы администрации с. Чегем-2 и возложении на него обязанности устранить нарушения требований законодательства в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их впредь на территории сельского поселения,
Установил:
Прокурор Чегемского района КБР обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы администрации <адрес>-2 и возложении на него обязанности устранить нарушения требований законодательства в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их впредь на территории сельского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Чегемского района КБР Савкуева Д.А., действующая по доверенности от 21.09.2010 года сроком на три года, поддержала заявленные требования в полном объеме. Савкуева Д.А. пояснила, что прокуратурой Чегемского района КБР совместно с Министерством по охране окружающей среды и природопользованию КБР была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории Чегемского района КБР. В ходе проверки установлено, что администрация с. Чегем-2 не выполняет требования Федерального Закона от 24.06.1998 г. № «Об отходах производства и потребления», Федерального Закона от 06.10.2003 г. № «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального Закона от 10.01.2002 г. № «Об охране окружающей среды», Федерального Закона от 30.03.1999 г. № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, на территории с. Чегем-2 установлены факты несанкционированного размещения свалок твердых бытовых отходов объемом три и более кубических метров на почву в непосредственной близости от частного сектора поселения; отсутствует порядок сбора отходов на указанной территории, предусматривающий их разделение на виды, что не соответствует экологическим, санитарным и иным требованиям в области окружающей среды и здоровья человека.
Глава администрации с. Чегем-2 Алоев З.З. признал факт того, что на момент проверки на территории с. Чегем-2 были места, в которых несанкционированно был свален мусор. Однако к настоящему времени эти места уже очищены от мусора, подход к этим местам перекопан во избежание впредь выброса мусора. В с. Чегем-2 осуществляется организованый вывоз мусора, имеется свалка, но не получается разделять мусор на виды. Местные жители часто сваливают мусор в неположенных местах, каждый день убирать за ними нет возможности, но примерно один раз в квартал территория с. Чегем-2 очищается администрацией от мусора.
Выслушав помощника прокурора Чегемского района КБР Савкуеву Д.А., главу администрации с. Чегем-2 Алоева З.З. исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктами 18, 19, 20 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Как следует из ст. 7 Федерального закона № от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда окружающей среде (статья 11 ФЗ №).
Согласно ст. 13 Федерального закона № от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Из ст.18 указанного Федерального закона следует, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (статья 51 ФЗ №).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 78 ФЗ №).
Как видно из справки по итогам проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 23.08.2010 г., сопровождаемой фотоизображениями, на территории с. Чегем-2 установлены факты несанкционированного размещения свалок твердых бытовых отходов объемом три и более кубических метров на почву в непосредственной близости от частного сектора поселения; отсутствует порядок сбора отходов на указанной территории, предусматривающий их разделение на виды, что не соответствует экологическим, санитарным и иным требованиям в области окружающей среды и здоровья человека. Отходы составляют: мусор от бытовых помещений несортированный, птичий помет, обтирочный материал, картонная тара, обрезки и обрывки тканей, отходы полиэтилена и пропилена в виде пленки, пластмассовая тара, отходы, содержащие лакокрасочные материалы, древесные отходы.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Глава администрации Алоев З.З. не представил суду доказательств того, что в с. Чегем-2 в полной мере осуществляются все мероприятия, которые местная администрация обязана для реализации экологической функции. Более того, он подтвердил, что указанные в справке проверки от 23.08.2010 года факты имели место. Его утверждение об «очаговом» характере мусора несостоятельно, не сопровождается критериями оценки, исключающими возможность называть выявленные объемы мусора стихийными свалками. Кроме того, Алоев З.З. признал отсутствие требуемой законом сортировки мусора, периодичность, а не постоянность проверки появления стихийных свалок и их ликвидации.
Исследованные доказательства относятся к предмету доказывания по настоящему делу, являются допустимыми, не вызывают сомнений в достоверности и в своей совокупности достаточны для удовлетворения требований прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
Государственная пошлина по данному делу составляет 200 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20. Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление прокурора Чегемского района КБР удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы администрации с. Чегем-2 Чегемского района КБР, выразившееся в непринятии должных, реальных и действенных мер по исполнению вопросов местного значения.
Обязать главу администрации с. Чегем-2 Чегемского района КБР устранить нарушения требований законодательства в части принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок и недопущению их впредь на территории сельского поселения.
Взыскать с администрации с. Чегем-2 Чегемского района КБР государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в федеральный бюджет.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Чегемский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в мотивированной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 24.09.2010 года.
Председательствующий – подпись
Копия верна: судья Чегемского районного суда КБР А.З. Бецуков