Решение от 11.04.2011г.



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Чегемский районный суд КБР в составе:
председательствующего Ажаховой М.К.,
при секретаре Сохроковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> КБР в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ » <адрес> КБР и <адрес> КБР о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> КБР обратился в суд с иском к МОУ «СОШ » <адрес> КБР и <адрес> КБР о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Мотивированы требования тем, что прокуратурой <адрес> КБР проведена проверка исполнения муниципальными образовательными учреждениями <адрес> КБР предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, внесённых государственными инспекторами <адрес> КБР по пожарному надзору.

В ходе проведения проверки в МОУ «СОШ » <адрес> КБР установлено, что в первом квартале 2010 года данное учреждение было проверено на предмет пожарной безопасности. По результатам проверки инспектором отделения надзорной деятельности по <адрес> Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по КБР (Далее - ОНД по <адрес> ГУ МСЧ России по КБР) внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Проведенной проверкой от ДД.ММ.ГГГГ исполнения МОУ «СОШ » <адрес> требований ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ранее выявленные нарушения закона не устранены в полном объёме.

Так, не устраненными остались следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- деревянные конструктивные элементы чердачного помещения не обработаны огнезащитным составам, п.36 ППБ01-03;

- не заблокировано помещение столовой автоматической пожарной сигнализацией, п. 3 ППБ 01-03, п.п.3,7 НПБ 110-03;

- не оборудовано помещение столовой системой оповещения людей при пожаре, п.3 ППБ 01-03, НПБ 104-03;

- не запрещено применение некалиброванных плавких вставок завышенного сечения в электрощите (столовая), п.60 ППБ 01-03;

- эвакуационные двери, ведущие в лестничную клетку, поэтажных коридоров, холлов, фойе не оборудованы устройствами для самозакрывания дверей с уплотнениями в притворах, п.п.3, 34 ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97*;

- не демонтированы отдельные участки электроосветительной сети, проложенные временным способом, проводом АППВ, открыто (подвал), п.57 ППБ 01-03;

- соединения, оконцевание и ответвление жил электрических проводов не выполнены пайкой опрессовкой, сваркой, или специальными зажимами, п.п.3, 57 ППБ 01-03, п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ;

- открытые распределительные и ответвительные короба осветительной электросети не оборудованы защитными крышками (подвал), п.60 ППБ 01-03;

- дежурный персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия, п.129 ППБ 01-03;

- не установлен распорядительным документом противопожарный режим: порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; порядок осмотра и закрывания помещений после окончания работы; порядок действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки провождения противопожарного инструктажа и занятий, и назначить ответственные лица за их проведение;

- не проведено техническое обслуживание и планово-принудительный ремонт автоматической пожарной сигнализации, (организацией, имеющей лицензию по договору), п. 96 ППБ 01-03;

- порядок использования систем оповещения не определен в инструкциях в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить систему в действие, п. 102 ППБ 01-03;

- на каждый огнетушитель, установленный внутри здания, не нанесены порядковые номера на корпус белой краской, п. 16 приложения , п.108 ППБ 01-03;

- не заведен специальный журнал по учёту проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует в произвольной форме, п.13 ППБ 01-03;

- не заведен журнал учёта мероприятий по контролю, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ;

- электролампы накаливания не оборудованы защитными стеклянными плафонами (подвал), п.60 ППБ 01-03;

- открытые распределительные и ответвительные короба осветительной электросети не оборудованы защитными крышками (подвал), п.60 ППБ 01-03;

- первичные средства пожаротушения (огнетушители) не содержаться в исправном состоянии и перезаряжаются огнетушащими веществами, п.17 приложения , п.108 ППБ 01-03;

- не определено ответственное лицо за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, п.15 приложения , п.108 ППБ 01-03;

- помещение подвала не заблокировано автоматической пожарной сигнализацией, п.3 ППБ 01-03, п.п.3, 7 НПБ 110-03;

- на двери подвального помещения не вывешена информация о месте хранения ключа, п.44 ППБ 01-03;

- не установлены предусмотренные проектом эвакуационные двери, ведущие в лестничную клетку, п.40 ППБ 01-03, п.6.43* СНиП 21-01-97*;

- здание не обеспечено достаточным количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями), таблица 1, п.8 приложения , п. 108 ППБ 01-03;

- в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, п. 16 ППБ 01-03.

В судебном заседании помощник прокурора ААМ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что прокуратурой <адрес> КБР проведена проверка исполнения муниципальными образовательными учреждениями <адрес> КБР предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, внесённых государственными инспекторами <адрес> КБР по пожарному надзору. В ходе проведения проверки в МОУ «СОШ » <адрес> КБР установлено, что в первом квартале 2010 года данное учреждение было проверено на предмет пожарной безопасности. По результатам проверки инспектором отделения надзорной деятельности по <адрес> Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по КБР (Далее - ОНД по <адрес> ГУ МСЧ России по КБР) внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Проведенной проверкой от ДД.ММ.ГГГГ исполнения МОУ «СОШ » <адрес> требований ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ранее выявленные нарушения закона устранены не в полном объёме. Уточнил заявленные исковые требования в судебном заседании и просил суд в случае удовлетворения иска перечислить в резолютивной части решения все нарушения требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить.

Директор МОУ «СОШ » <адрес> КЗА в судебном заседании иск признал частично и пояснил, что руководство школы ведет постоянную работу по исправлению нарушений требований пожарной безопасности. Неоднократно обращались в администрацию <адрес> КБР с просьбой выделить необходимые денежные средства, однако средства так и не поступили. Ряд нарушений требований пожарной безопасности уже устранены. Оставшиеся недостатки требуют значительных капиталовложений. Для устранения всех недостатков в смете школы не предусмотрены материальные средства.

Представитель ответчика <адрес> КБР, извещенный о времени и месте слушания дела, в суд не явился.

В силу ст.167 ч.4 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица отделения надзорной деятельности по <адрес> Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по КБР ММл, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные прокурором исковые требования.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ и ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ, вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Требования пожарной безопасности составляют специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей организаций; на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; на должностных лиц в пределах их компетенции.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В соответствии с п.п.1.4., 1.2., 6.1 Устава МОУ «СОШ» п. Звёздный по своей организационно-правовой форме ответчик является муниципальным учреждением. Учредителем данного учреждения является Администрация Чегемского муниципального района КБР. Всё имущество учреждения находится в муниципальной собственности Администрации Чегемского муниципального района КБР и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.

При этом, как указано в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» в п.2 ст.8 ГК РФ оснований, в данном случае из оснований, предусмотренных Федеральным законом «О пожарной безопасности», Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иными правовыми актами.

<адрес> КБР в силу п.1 ст.126 ГК РФ, как муниципальное образование, отвечает по обязательствам учреждённого муниципальным образованием учреждения имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Согласно разъяснениям, данным в п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» «при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения» в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п.1 ст.161 БК РФ с учётом положений ст.120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Таким образом, бездействие МОУ «СОШ » <адрес> КБР и Администрации Чегемского муниципального района КБР, выразившиеся в неустранении ими в полном объёме вышеназванного предписания и вышеуказанных норм законодательства РФ по обеспечению пожарной безопасности, создают реальную угрозу для жизни и безопасности лиц, в том числе несовершеннолетних, пребывающих в занимаемых школой помещениях.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ отделения надзорной деятельности по <адрес> Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по КБР, МОУ «СОШ » <адрес> КБР не устранены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: деревянные конструктивные элементы чердачного помещения не обработаны огнезащитным составам; не заблокировано помещение столовой автоматической пожарной сигнализацией; не оборудовано помещение столовой системой оповещения людей при пожаре; не запрещено применение некалиброванных плавких вставок завышенного сечения в электрощите (столовая); эвакуационные двери, ведущие в лестничную клетку, поэтажных коридоров, холлов, фойе не оборудованы устройствами для самозакрывания дверей с уплотнениями в притворах; не демонтированы отдельные участки электроосветительной сети, проложенные временным способом, проводом АППВ, открыто (подвал); соединения, оконцевание и ответвление жил электрических проводов не выполнены пайкой опрессовкой, сваркой, или специальными зажимами; открытые распределительные и ответвительные короба осветительной электросети не оборудованы защитными крышками (подвал); дежурный персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия; не установлен распорядительным документом противопожарный режим: порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; порядок осмотра и закрывания помещений после окончания работы; порядок действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки провождения противопожарного инструктажа и занятий, и назначить ответственные лица за их проведение; не проведено техническое обслуживание и планово-принудительный ремонт автоматической пожарной сигнализации, (организацией, имеющей лицензию по договору); порядок использования систем оповещения не определен в инструкциях в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить систему в действие; на каждый огнетушитель, установленный внутри здания, не нанесены порядковые номера на корпус белой краской; не заведен специальный журнал по учёту проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует в произвольной форме; не заведен журнал учёта мероприятий по контролю; электролампы накаливания не оборудованы защитными стеклянными плафонами (подвал); открытые распределительные и ответвительные короба осветительной электросети не оборудованы защитными крышками (подвал); первичные средства пожаротушения (огнетушители) не содержаться в исправном состоянии и перезаряжаются огнетушащими веществами; не определено ответственное лицо за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения; помещение подвала не заблокировано автоматической пожарной сигнализацией; на двери подвального помещения не вывешена информация о месте хранения ключа; не установлены предусмотренные проектом эвакуационные двери, ведущие в лестничную клетку; здание не обеспечено достаточным количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями); в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

При таких условиях, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> КБР в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ » <адрес> КБР и <адрес> КБР о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МОУ «СОШ » <адрес> КБР и Администрации Чегемского муниципального района КБР по обеспечению пожарной безопасности.

Обязать МОУ «СОШ » <адрес> КБР и Администрацию Чегемского муниципального района КБР устранить имеющиеся в здании МОУ «СОШ » <адрес> нарушения требований пожарной безопасности, а именно: деревянные конструктивные элементы чердачного помещения обработать огнезащитным составам; заблокировать помещение столовой автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать помещение столовой системой оповещения людей при пожаре; запретить применение некалиброванных плавких вставок завышенного сечения в электрощите (столовая); эвакуационные двери, ведущие в лестничную клетку, поэтажных коридоров, холлов, фойе оборудовать устройствами для самозакрывания дверей с уплотнениями в притворах; демонтировать отдельные участки электроосветительной сети, проложенные временным способом, проводом АППВ, открыто (подвал); соединения, оконцевание и ответвление жил электрических проводов выполнить пайкой опрессовкой, сваркой, или специальными зажимами; открытые распределительные и ответвительные короба осветительной электросети оборудовать защитными крышками (подвал); дежурный персонал обеспечить индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия; установить распорядительным документом противопожарный режим: порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; порядок осмотра и закрывания помещений после окончания работы; порядок действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки провождения противопожарного инструктажа и занятий, и назначить ответственных лиц за их проведение; провести техническое обслуживание и планово-принудительный ремонт автоматической пожарной сигнализации, (организацией, имеющей лицензию по договору); порядок использования систем оповещения определить в инструкциях в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить систему в действие; на каждый огнетушитель, установленный внутри здания, нанести порядковые номера на корпус белой краской; завести специальный журнал по учёту проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует в произвольной форме; завести журнал учёта мероприятий по контролю; электролампы накаливания оборудовать защитными стеклянными плафонами (подвал); открытые распределительные и ответвительные короба осветительной электросети оборудовать защитными крышками (подвал); первичные средства пожаротушения (огнетушители) содержать в исправном состоянии и перезаряжать огнетушащими веществами; определить ответственное лицо за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения; помещение подвала заблокировать автоматической пожарной сигнализацией; на двери подвального помещения вывесить информация о месте хранения ключа; установить предусмотренные проектом эвакуационные двери, ведущие в лестничную клетку; здание обеспечить достаточным количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями); в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Чегемский районный суд КБР в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий -подпись

Копия верна: судья Чегемского

районного суда КБР М.К. Ажахова