решение пенсионного органа признано незаконным



№ г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Кугеси 16 ноября 2010 года

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе

судьи Ярадаева А.В.,

при секретаре Павловой В.П.,

представителя ответчика Сапаркиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Т.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в части, обязании включить исключенный период работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова Т.И.обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе ЧР о признании незаконным решения от 12.08.2010 г. № 255 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, предусмотренной п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в части исключения из ее специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 23.12.1991г. по 11.01.1992 г. и отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 23.12. 1991г. по 11.01.1992 г. и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с 05.08. 2010 г.

В обоснование иска Иванова Т.И. указала, что Управление Пенсионного фонда в Чебоксарском районе ЧР незаконно исключило спорный период из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, и отказало в назначении досрочной трудовой пенсии, на которую она имеет право со дня подачи заявления о назначении пенсии, то есть с 05.08.2010 г.

Истец Иванова Т.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе ЧР, Сапаркина Е.В. исковые требования не признала, полагая, что решение пенсионного органа является законным и обоснованным.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 05.08.2010 г. Иванова Т.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе ЧР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе ЧР от 12.08.2010 г. № 255 Ивановой Т.И. отказано в досрочном назначении указанной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

Из решения следует, что в специальный стаж Ивановой Т.И. не был включен период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 23.12.1991г. по 11.01. 1992 г

По мнению пенсионного органа, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, отпуска без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации, учебные отпуска зачету в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, не подлежат. Специальный стаж Ивановой Т.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, составляет 24 год 11 мес. 11дн.

Суд находит, что решение Управления Пенсионного фонда России в Чебоксарском районе ЧР от 12.08.2010 г. №255 об исключении Ивановой Т.И. из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отказе по данному основанию в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Положения данной статьи реализуются через Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, утвердившее Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, в этих же целях используются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Как видно из материалов дела, во время работы <данные изъяты> в <данные изъяты>, с 23.12.1991г. по 11.01. 1992 г. Иванова Т.И.находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Действительно согласно ст.256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Однако, до вступления в силу ТК РФ, а ранее, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08. 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12. 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Таким образом, период нахождения Ивановой Т.И. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 23.12.1991г. по 11.01. 1992 г. должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В остальной части решение пенсионного органа истцом не оспаривается.

С учетом периода работы, исключенного ответчиком, необходимый специальный 25 летний стаж, требующийся для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, Иванова Т.И.на день обращения за пенсией имела.

В силу п.1 ст. 19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости должна была быть назначена Ивановой Т.И. со дня обращения за указанной пенсией, т.е. с 05.08.2010 г.

Следовательно, иск Ивановой Т.И. подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. должны быть возмещены ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики от 12 августа 2010 года № 255 в части исключения Ивановой Т.И. из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 23 декабря 1991года по 11 января 1992 года и отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики включить Ивановой Т.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 23 декабря 1991года по 11 января 1992 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики досрочно назначить Ивановой Т.И. трудовую пенсию по старости с 05 августа 2010 года.

Взыскать в пользу Ивановой Т.И. с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 ( двести) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Чебоксарский районный суд.

Судья А.В. Ярадаев

Мотивированное решение

составлено 22.11.2010 г.

Между тем, Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами судебных инстанций, поскольку они сделаны с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных пенсионных прав истицы.

(Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-В10-57)