о восстановлении срока для принятия наследства



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2010 года пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Иванове П.В.,

с участием истца Александровой А.Н., ответчика Иванова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой А.Н., Иванова В.Н. к Ивановой А.А., Иванову П.М., Иванову В.М., Иванову В.М., нотариусу Столяровой Л.М. о восстановлении срока для принятия наследства,

установил :

Александрова А.Н., Иванов В.Н. обратились в суд с иском к Ивановой А.А., Иванову П.М., Иванову В.М., Иванову В.М., нотариусу Столяровой Л.М. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти дедушки ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер их дедушка по линии отца ФИО2, проживавший вместе со своей супругой Ивановой А.А. по адресу: <адрес>. Истцы являются наследниками первой очереди. Кроме них наследниками первой очереди являются супруга умершего Иванова М.И. - Иванова А.А. и его сыновья Иванов П.М., Иванов В.М., Иванов В.М. Об открытии наследства они узнали 09 июля 2010 года при получении письма от нотариуса Чебоксарского районного нотариального округа Чувашской Республики Столяровой Л.М. Поскольку заявление о принятии наследства должно было быть подано в нотариальную контору в течение шести месяцев со дня открытия наследства, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, а ими установленный законом шестимесячный срок пропущен по причине незнания своих прав на данное наследство, просят восстановить срок для принятия наследства.

В судебном заседании истец Александрова А.Н. поддержала свои требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, вновь приведя их суду. Суду дополнила, что установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства ею пропущен по уважительной причине, поскольку в спорный периодона находилась в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, она не знала о наличии наследственного имущества после смерти дедушки.

Истец Иванов В.Н., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В судебном заседании, состоявшемся 26 августа 2010 года, пояснил, что на момент смерти дедушки ФИО19 он находился в Вооруженных силах РФ и по этой причине не мог своевременно подать заявление нотариусу о принятии наследства. Кроме того, он также не знал о наличии наследственного имущества после смерти дедушки.

Ответчик Иванов В.М. в суде исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Ответчики Иванова А.А., Иванов П.М., Иванов В.М., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, и не уведомили суд о причинах неявки. В судебном заседании, состоявшемся 26 августа 2010 г., просили в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что они не желают включить истцов в круг наследников после смерти ФИО2

Ответчик Столярова Л.М., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указала, что исковые требования не признает. Нотариус, совершая нотариальные действия от имени государства, не является субъектом материальных правоотношений, связанных с правами на имущество и сделками с имуществом, поскольку не владеет, не пользуется и не распоряжается спорным имуществом. Также нотариусы не имеют заинтересованности при оформлении наследственных прав или при совершении других нотариальных действий и при обращении граждан в суд по какому-либо вопросу, не могут являться ответчиком по спору, она является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не имеет какой-либо заинтересованности.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из копии свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о смерти <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за №. После его смерти открылось наследство в виде земельного участка с кадастровым №, находящийся в <адрес>.

Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Данных о наличии у ФИО2 наследников по завещанию в деле не имеется.

Александрова А.Н. и Иванов В.Н. являются внуками ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, факт родственных отношений между которыми подтверждается представленными суду доказательствами.

В силу п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Таким образом, истцы Александрова А.А. и Иванов В.Н., будучи являясь внуками ФИО2, могли быть призваны к наследованию после смерти ФИО2 в качестве наследников по закону первой очереди по праву представления.

Согласно представленной администрацией Атлашевского сельского поселения справке № от 19 июля 2010 года, ФИО2 постоянно по день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Как следует из материалов дела, Александрова А.Н. и Иванов В.Н., являясь наследниками первой очереди, в установленный срок заявление о принятии наследства нотариусу не подали. 19 июля 2010 г. обратились в суд с иском Ивановой А.А., Иванову П.М., Иванову В.М., Иванову В.М., нотариусу Столяровой Л.М., в котором просили восстановить срок для принятии наследства, оставшееся после смерти дедушки.

Из объяснений истца Александровой А.Н. следует, что в установленный законом срок она не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, в связи с тем, что она в спорный период находилась в отпуске по уходу за малолетним ребенком и не располагала сведениями о составе наследственного имущества, оставшегося после смерти дедушки.

Из пояснений истца Иванова В.Н. усматривается, что в период с 17 июня 2006 г. по 16 июня 2008 г. он находился на военной службе в Вооруженных Силах и также не располагал сведениями о составе наследственного имущества, оставшегося после смерти дедушки.

Согласно существующей презумпции все граждане знакомы с действующим законодательством и обязаны соблюдать его нормы.

В соответствии с п.1 ст.1155 ГК РФ суд может восстановить срок, установленный для принятия наследства, и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Таким образом, по смыслу указанной нормы к числу уважительных причин следует отнести то, что наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, либо хотя и знал об этом, но не мог в установленном порядке выразить свою волю в силу обстоятельств, объективно препятствовавших своевременно обратиться с заявлением о принятии наследства либо фактически принять наследство.

Согласно ст.1113, п. 1 ст.1155 ГК РФ к числу уважительных причин пропуска срока относится отсутствие у наследника сведений об открытии наследства, т.е. о смерти наследодателя, а не отсутствие сведений о составе наследственного имущества.

Таким образом, ссылка истцов на то, что они не знали о наличии наследственного имущества после смерти дедушки и поэтому не обратились в нотариальную контору, не может служить основанием для удовлетворения их исковых требований, поскольку закон связывает открытие наследства со смертью гражданина, а не с информацией о наличии или отсутствии у умершего какого-либо имущества.

Материалами дела подтверждено, и истцами не оспаривается, что о смерти дедушки они знали, Александрова А.Н. присутствовала на его похоронах, поддерживала отношения с наследодателем, т.е. они своевременно узнали об открытии наследства.

Что касается аргумента, что истец Иванов В.Н. в период с 17 июня 2006 г. по 16 июня 2008 г. находился на военной службе в Вооруженных Силах, то данное обстоятельство также не может служить основанием для восстановления срока для принятия наследства, поскольку для лиц, находящихся в другом городе, возможен такой способ принятия наследства, как принятие наследства через представителя или пересылка заявления о принятии наследства по почте (ст. 1153 ГК РФ).

Также не может служить основанием для восстановления срока для принятия наследства и юридическая неграмотность истцов, ибо в <адрес>, в том числе и в <адрес>, вполне достаточно юристов, способных оказать квалифицированную правовую помощь по любому вопросу применения законодательства.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Александровой А.А. и Иванова В.Н. о восстановлении им срока для принятия наследства следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

решил :

В удовлетворении исковых требований Александровой А.Н., Иванова В.Н. к Ивановой А.А., Иванову П.М., Иванову В.М., Иванову В.М., Столяровой Л.М. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

.

Судья Кудряшова Р.Г.

Мотивированное решение составлено 13.10.2010 г.