Дело №Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2010 года пос.Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего - судьи Кудряшовой Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Гельметдинове Р.Г.,
с участием представителя истца Иванова П.А., действующего на основании доверенности № от 25 августа 2010 г., представителя ответчика Даниловой И.В., действующей на основании доверенности № от 15 марта 2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафонова Б.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чуваши об отмене решения № от 30 декабря 2009 г., решения № от 12 января 2010 г. и оставлении в силе решения от 30 мая 2008 г. о назначении трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
Сафонов Б.Ф. обратился в суд с иском, с учетом внесенных в последующем уточнений, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии об отмене решения № от 30 декабря 2009 г., решения № от 12 января 2010 г. и оставлении в силе решения от 30 мая 2008 г. о назначении трудовой пенсии.
В обоснование иска указал, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики от 30 мая 2008 г. ему была назначена трудовая пенсия по старости с 28 мая 2008 г. Однако решениями от 30 декабря 2009 г. и 12 января 2010 г. Управление прекратило выплату части трудовой пенсии по старости, комиссия исключила его период работы в <данные изъяты> с 22 марта 1994 г. по 31 июля 2001 г. из страхового стажа, с применением повышенного отношения заработка (1,4), с даты назначения трудовой пенсии по старости - 28 мая 2008 г., так как указанный период работы не указан в трудовой книжке, в указанный период страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались, отсутствует международный договор между Российской Федерации и <адрес>.
Указывая, что данные решения являются незаконными и необоснованными, нарушающими его конституционные права, законные права и интересы на социальное обеспечение, просит отменить решения Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики № от 30 декабря 2009 г., № от 12 января 2009 г., оставив в силе решение от 30 мая 2008 г. о назначении трудовой пенсии.
Истец Сафонов Б.Ф., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не сообщил.
Представитель истца Иванов П.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Данилова И.В., с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в решении комиссии. Просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, пенсионное дело Сафонова Б.Ф., суд приходит к следующему.
В настоящее время порядок досрочного назначения пенсии по старости ранее общеустановленного срока определяется в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно подп.2 п.1 ст.27 Закона право на досрочное установление пенсии предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Как установлено Постановлением Правительства РФ от 18.07.02 N 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в подп.2 п.1 ст.27 Закона, применяется Список N 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В подпункте "а" п.2 раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" указанного Списка упомянута специальность "Бурильщики эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ " (код 2130100a-11297).
Из материалов дела следует, <данные изъяты> Сафонову Б.Ф. была выдана справка о подтверждении трудового стажа с 22 марта 1994 г. по 31 июля 2001 г. - <данные изъяты> Предприятия по бурению и капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин <данные изъяты>
Указанная справка была предоставлена в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии, по результатам ее рассмотрения, указанный период работы Сафонова Б.Ф. был учтен в качестве трудового и страхового стажа, в частности трудовой стаж ( до 01 января 2002 г.) составил 25 лет 7 мес. (стажевый коэффициент при конвертировании пенсионных прав составил 0,55), а страховой стаж - 29 лет 8 мес. 22 дня. Более того, в соответствии с п.4.2 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявителю была установлена повышенная базовая часть с момента назначения. Решением ответчика от 30 мая 2008 г. Сафонову Б.Ф. на основании ст.27 Закона № 173 (список №2) назначена трудовая пенсия по старости с 28 мая 2008 г.
В 2009 г. Управлением проведена проверка по вопросу назначения Сафонову Б.Ф. трудовой пенсии.
По результатам проверки, 30 декабря 2009 г. начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии решение о назначении Сафонову Б.Ф. пенсии от 30 мая 2008 г. отменено. Вынесено новое решение о назначении трудовой пенсии по старости, исключен период работы в <данные изъяты> с 22 марта 1994 г. по 31 июля 2001 г. из страхового стажа, с применением повышенного отношения заработка (1,4) с даты назначения трудовой пенсии по старости, 28 мая 2008 года. Учесть на 16 забалансовом счете переплату в размере <данные изъяты>.
12 января 2010 г. начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии вынесено повторное решение, согласно которого решение Управления о назначении Сафонову Б.Ф. пенсии от 30 мая 2008 г. отменено. Вынесено новое решение о назначении трудовой пенсии по старости, исключен период работы в <данные изъяты> с 22 марта 1994 г. по 31 июля 2001 г. из страхового стажа, с применением повышенного отношения заработка (1,4) с даты назначения трудовой пенсии по старости, 28 мая 2008 года. Учесть на <данные изъяты> забалансовом счете переплату в размере <данные изъяты>.
Исключая период работы в <данные изъяты> с 22 марта 1994 г. по 31 июля 2001 г. из страхового стажа Сафонова Б.Ф., ответчик указал, что указанный период работы истца не подлежит зачету в трудовой и страховой стаж, поскольку отсутствует запись в трудовой книжке о данном периоде работы, отсутствует международный договор между Российской Федерации и <адрес>, регулирующий вопросы социального (пенсионного) обеспечения, отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за вышеуказанный период.
Суд находит, что указанные выше решения Управления ПФР в Чебоксарском районе ЧР не соответствуют закону.
В силу ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения в Пенсионный фонд с заявлением о ее назначении, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Как видно из материалов дела, истец с 22 марта 1994 года по 31 июля 2001 года работал в должности <данные изъяты> Предприятия по бурению и капитальному ремонту скважин в <данные изъяты>, которое действовало на основании Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и <данные изъяты> о сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа в <адрес> от 19 июня 1981 года, а затем на основании Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и <данные изъяты> о сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе юга <адрес> от 16 июля 1991 года. Статьей 17 данного Соглашения было предусмотрено, что Совместное предприятие переводит советскому участнику часть отчислений на социальное страхование и обеспечение советских граждан, работающих на Совместном предприятии, для возмещения расходов советского участника, связанных с пенсионным обеспечением указанных работников.
В соответствии со статьей 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.
В силу статьи 96 указанного Закона трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», устанавливался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными или муниципальными органами, организациями.
Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пунктам 42, 48, 51, 50, 52 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 25 декабря 1974 года № 365 (действовали до издания Постановления Минтруда РФ от 17 января 2003 года № 3), на социальное страхование советских специалистов, направленных за границу, соответствующие министерства и ведомства уплачивали в СССР в централизованном порядке страховые взносы в процентах, устанавливаемых Правительством СССР, от суммы заработной платы, выплачиваемой указанным работникам в советской и иностранной валютах; время работы специалистов за границей засчитывалось в их непрерывный трудовой стаж при назначении пособий по государственному социальному страхованию при условии поступления на работу по возвращении в СССР в течение двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства и нахождения в отпуске, не использованном за время работы за границей; в стаж работы по специальности (медицинской, педагогической и др.) включалось время работы за границей по данной специальности; трудовые книжки специалистов хранились на предприятиях, где они работали до выезда за границу.
Согласно представленным истцом документам - справки за № от 09 июля 2001 г., справки за № от 04 октября 2010 г., выданных <данные изъяты> справки от 25 октября 2001 г. за №, справки за № от 12 октября 2010 г., выданных <данные изъяты> Сафонов Б.Ф. был направлен <данные изъяты> в <адрес> в <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты> и работал на Предприятии по бурению и капитальному ремонту скважин в должности <данные изъяты> на буровом комплексе с 22 марта 1994 года по 31 июля 2001 года (основание: приказ о приеме на работу № от 26 марта 1994 г., приказ об увольнении № от 20 апреля 2001 г.) Отпусками без сохранения заработной платы и учебными отпусками за указанный выше период работы не пользовался. Работа проводилась непосредственно на буровых работах эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в полевых условиях. Сафонов Б.Ф. был непосредственно занят полный рабочий день на буровых работах эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в полевых условиях.
<данные изъяты> преобразовано в <данные изъяты> в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03 февраля 2004 г. за № и распоряжением <данные изъяты> от 04 октября 2004 г. №.
Анализируя представленные сторонами доказательства во взаимосвязи с вышеуказанными требованиями пенсионного законодательства, суд приходит к выводу, что Управление без достаточных оснований исключил из страхового стажа Сафонова Б.Ф. период его работы с 22 марта 1994 года по 31 июля 2001 года.
Довод представителя ответчика о том, что представленные истцом документы недостаточны для подтверждения его страхового стажа, поскольку отсутствует запись в трудовой книжке о периоде его работы с 22 марта 1994 года по 31 июля 2001 года, не может являться безусловным основанием для исключения указанного периода работы из страхового стажа.
Действительно в трудовой книжке Сафонова Б.Ф. соответствующая запись отсутствует.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что допускается определение периодов работы в ином порядке в случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют записи об отдельных периодах работы.
Факт работы истца в период с 22 марта 1994 г. по 31 июля 2001 г. в должности <данные изъяты> Предприятия по бурению и капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин <данные изъяты> подтверждается указанными выше справками, а также актом № по результатам документальной проверки сведений о специальном трудовом стаже Сафонова Б.Ф.
Таким образом, наличие требуемого страхового стажа у Сафонова Б.Ф. подтверждается имеющимися в деле сведениями о работе истца, у суда они сомнений не вызывают.
То обстоятельство, что организация не производила отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, в соответствии с которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, не является основанием к отказу в иске.
В силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, суд считает, что у Управления не имелось законных оснований для отмены решения о назначении пенсии Сафонову Б.Ф. от 30 мая 2008 г. В этой связи оспариваемые решения Управления подлежат отмене.
В соответствии со ст.ст.98, 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы, состоящие из расходов по оплате госпошлины, расходов на оплату нотариального оформления доверенности представителя. С учетом объема, сложности дела, принципов разумности и справедливости, а также времени участия представителя в судебных заседаниях, суд полагает необходимым уменьшить требуемый к взысканию размер расходов на оплату услуг представителя до <данные изъяты>.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Сафонова Б.Ф.
Отменить решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии № от 30 декабря 2009 г., № от 12 января 2010 г. в отношении Сафонова Б.Ф..
Оставить в силе решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии от 30 мая 2008 г. в отношении Сафонова Б.Ф..
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу Сафонова Б.Ф. расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>., нотариального оформления доверенности представителя в сумме <данные изъяты>., государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Кудряшова Р.Г.
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2010 года