О признании утратившим право на дополнительные меры государственной поддержки



Дело № г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Кугеси 11 марта 2011 года

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе

судьи Ярадаева А.В.,

при секретаре Павловой В.П.,

с участием ответчика Черновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в гор. Чебоксары Чувашской Республики к Черновой Н.В. о признании утратившей право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в гор. Чебоксары ЧР (далее - Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Чебоксары) обратилось в суд с иском к Черновой Н.В. о признании утратившей право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, признании недействительным выданного на ее имя государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии №.

Исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Чебоксары мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Чернова Н.В. обратилась в ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ № по <данные изъяты> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения. Одновременно ответчиком было представлено свидетельство о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения. На основании решения ГУ - Главного управления Пенсионного фонда РФ № по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Черновой Н.В. выдан государственный сертификат на материнский( семейный) капитал серии №. Между тем, согласно письму отдела ЗАГС администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ на мертворожденного ребенка мужского пола ФИО2, родившегося у Черновой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, было выдано ошибочно. Таким образом, у Черновой Н.В. на момент обращения ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ № по <данные изъяты> отсутствовало право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в связи с отсутствием надлежащих документов, подтверждающих рождение ( усыновление) детей.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Чебоксары Енцова О.В., просившая о разбирательстве дела без ее участия, в судебное заседание не явилась.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик Чернова Н.В. в судебном заседании иск не признала, считая его необоснованным.

Выслушав объяснения ответчика Черновой Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на данные дополнительные меры возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, в частности, у женщин- граждан РФ, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки (ч.1 ст. 3).

Закрепляя в ст.3 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право женщин, родивших второго ребенка или последующих детей после 01.01.2007 г., на дополнительные меры государственной поддержки, законодатель не уточняет, является ли основанием возникновения этого права лишь сам факт рождения двоих или более детей вне зависимости от того, родились они живыми или мертвыми.

Однако, анализ положений, в частности ч.1 ст.3 названного федерального закона в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, ч.2 ст.3, п.3 ч. 1.3 и ч.4 ст.10, ч.3 ст.11), позволяет прийти к выводу, что исходя из целей принятия ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки является рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения именно живого ребенка).

Данный вывод подтверждается и содержанием норм ст.4 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и п.14 Приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873( в действующей редакции), которые устанавливают, что при обращении за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал должны быть представлены реквизиты свидетельств о рождении детей.

Кроме того, в соответствии же с п.1 ст.20 ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается; по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка.

Следовательно, требование о предоставлении реквизитов свидетельства о рождении может быть выполнено только в случае рождения живого ребенка.

Таким образом, по действующему законодательству в случае рождения у женщины первого ребенка мертвым, в связи с последующим рождением второго ребенка право на получение государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал у нее не возникает.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Чернова Н.В. обратилась в ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ № по <данные изъяты> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка- ФИО2, № г. рождения.

Вместе с заявлением Черновой Н.В., в том числе были представлена копия свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ г. на первого ребенка- ФИО1, родившегося мертвым ДД.ММ.ГГГГ

На основании решения ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ г. Черновой Н.В. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №.

После этого, ДД.ММ.ГГГГ Чернова Н.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Чебоксары с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты за счет средств материнского ( семейного) капитала в размере <данные изъяты> руб.

Между тем, согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам ВС ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, которым Черновой Н.В. было отказано в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ в гор. Чебоксары о возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, у Чернова Н.В. отсутствует, поскольку первый ее ребенок родился ДД.ММ.ГГГГ г. мертвым.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ данное определение вышестоящего суда по настоящему делу имеет преюдициальное значение.

Согласно письму отдела ЗАГС администрации гор. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельство о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ на мертворожденного ребенка мужского пола ФИО2, родившегося у Черновой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ, было выдано ошибочно.

При таких обстоятельствах государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № Черновой Н.В. выдан в отсутствие на то законных оснований.

Следовательно, иск Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Чебоксары о признании данного свидетельства недействительным подлежит удовлетворению.

При этом второе требование истца - о признании ответчика Черновой Н.В утратившей право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, фактически является лишь основанием иска о признании недействительным выданного Черновой Н.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с чем оно не подлежит разрешению судом по существу в резолютивной части настоящего решения.

В соответствии с положениями п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ и ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., которая не была уплачена Управлением Пенсионного фонда РФ в гор. Чебоксары при подаче искового заявления в суд, подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета с ответчика Черновой Н.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный Черновой Н.В., на основании решения ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Черновой Н.В. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Чебоксарский районный суд.

Судья А.В. Ярадаев

Мотивированное решение

составлено 16.03.2011 г.