Дела № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пос. Кугеси 25 апреля 2011 года Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе судьи Ярадаева А.В., при секретаре Павловой В.П., с участием заявителя Андреева А.В., представителей заинтересованных лиц Егорова Е.С., Бородовой Р.К., прокурора Семенова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андреева А.В. о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, отмене решения районной территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, признании результатов выборов недействительными, У С Т А Н О В И Л: Андреев А.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №, отмене решения Чебоксарской районной территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, признании результатов повторных выборов депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения Чебоксарского района второго созыва недействительными. Свои требования Андреев А.В. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись повторные выборы депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения Чебоксарского района второго созыва. Голосование проводилось в участковой избирательной комиссии № по одномандатному избирательному округу, по которому были зарегистрированы два кандидата: заявитель, который был выдвинут ЧРО политической партии « Либерально- демократическая партия России», и ФИО1, выдвинутый Чебоксарским районным ЧР местным отделением Всероссийской политической партии « Единая Россия». Согласно протоколу об итогах голосования участковой избирательной комиссии № заявитель получил <данные изъяты> голосов, ФИО1 получил <данные изъяты> голосов. При проведении данных выборов были допущены нарушения законодательства о выборах, не позволившие выявить действительную волю избирателей, а именно: 1. В помещении для голосования отсутствовал информационный стенд с личными биографическими данными о зарегистрированных кандидатах, что нарушает положение п.3 ст.61 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избиратели не имели возможности в последний раз перед осуществлением своего избирательного долга ознакомиться с информацией о кандидатах. 2. В помещении для голосования отсутствовала увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления, что нарушает положение п.9 ст.61 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 3. Голосование вне помещения для голосования проводилось до 16 час., что противоречит п.5 ст.66 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 4. Голосование вне помещения для голосования проводилось с участием лишь одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса, что противоречит п.9 ст.66 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме того, участковый милиционер осуществлял выезд для проведения голосования вне помещения для голосования, чем поставил под угрозу сохранность опломбированного ящика для голосования. 5. В помещении для голосования присутствовал глава <данные изъяты> сельского поселения ФИО2, что нарушает требования п.1 ст. 30 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 6. Участковой избирательной комиссией № после проведения всех действий и подсчетов не проводилось итоговое заседание, так как протокол об итогах голосования был подписан членами комиссии еще днем, чем грубо нарушен п.26 ст.68 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что является основанием для признания данного протокола недействительным. Вследствие вышеизложенных существенных нарушений избирательного законодательства не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и недостоверно была отражена действительная воля избирателей в итогах голосования. В судебном заседании Андреев А.В. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Представитель Чебоксарской районной территориальный избирательной комиссии Егоров Е.С. и представитель участковой избирательной комиссии № по выборам депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения второго созыва - председатель комиссии Бородова Р.К. считали заявление Андреева А.В. необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Выслушав объяснения заявителя Андреева А.В., представителей заинтересованных лиц Егорова Е.С., Бородовой Р.К., допросив свидетелей и исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Семенова Е.В., полагавшего, что в удовлетворении заявления следует отказать, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и следует и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ состоялись повторные выборы депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения Чебоксарского района второго созыва по Молодежному одномандатному избирательному округу №. На выборах в качестве кандидатов в депутаты участвовали Андреев А.В., выдвинутый ЧРО политической партии « Либерально- демократическая партия России», и ФИО1, выдвинутый Чебоксарским районным ЧР местным отделением Всероссийской политической партии « Единая Россия». Согласно п.1 ст. 10 Закона ЧР «"О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике" подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления на территории ЧР осуществляют указанные в данной норме соответствующие избирательные комиссии, в том числе участковые и территориальные избирательные комиссии. В соответствии с п.1 ст.46 Закона ЧР «"О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике" и п.1 ст. 67 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Согласно экземпляру № протокола участковой избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ об итогах голосования по Молодежному одномандатному избирательному округу №, подписанному в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин., участковая избирательная комиссия установила, что за кандидата в депутаты Андреева А.В. было подано <данные изъяты> голосов, а за кандидата в депутаты ФИО1- <данные изъяты> голосов. Данный протокол не был подписан одним из членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса - ФИО3, выдвинутой политической партией « ЛДПР», в связи с наличием у нее особого мнения, о чем ФИО3 в протоколе сделана соответствующая запись и указано время - <данные изъяты> час.<данные изъяты> мин. Как следует из особого мнения члена избирательной комиссии ФИО3, датированного ДД.ММ.ГГГГ, время составления - <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин., она не подписала итоговый протокол избирательной комиссии, ссылаясь на допущенные в день голосования нарушения требований ст.ст.66, 61 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выразившиеся в проведении голосовании избирателей вне помещения для голосования ранее 16 час., в отсутствии в помещении для голосования информационного стенда с личными и биографическими данными зарегистрированных кандидатов и увеличенной формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Правильность подсчета участковой избирательной комиссией голосов избирателей и правильность заполнения участковой избирательной комиссией соответствующих строк протокола об итогах голосования, в том числе о числе избирателей, внесенных в списки; числе бюллетеней, выданных избирателям, как в помещении для голосования, так и вне помещения для голосования; числе погашенных бюллетеней; числе бюллетеней, содержащихся в стационарных и переносных ящиках для голосования; числе действительных и недействительных бюллетеней; числе голосов, поданных за каждого кандидата и т.д., заявителем Андреевым А.В. не оспаривается. По действующему законодательству недействительность протокола об итогах голосования означает несоблюдение установленных законодательством требований как к оформлению данного документа, так и к порядку совершения в отношении него юридически значимых действий. Содержание оспариваемого протокола участковой избирательной комиссии соответствует требованиям ст.46 Закона ЧР «"О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике", ст. ст.67,68 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно п.28 ст.68 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Неподписание протокола избирательной комиссии об установлении итогов голосования кем-либо из членов комиссии с правом решающего голоса, в частности, в связи с особым мнением, не является основанием для признания такого протокола недействительным. Согласно ст. 28 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально, заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения по наиболее важным вопросам, в частности об итогах голосования или о результатах выборов, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Таким образом, протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования имеет юридическую силу, если он подписан большинством членов комиссии от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Как установлено в судебном заседании из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7- членов участковой избирательной комиссии №, а также следует из решения Чебоксарской районной территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в состав участковой избирательной комиссии № по выбору депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения Чебоксарского района второго созыва входило всего <данные изъяты> членов с правом решающего голоса. Другими членами избирательной комиссии, кроме ФИО3, протокол об итогах голосования на избирательном участке был подписан. Согласно п.26 ст.68 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" протокол участковой избирательной комиссии подписывается после проведения итогового заседания, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей. Протокол об итогах голосования приобретает юридическую силу после указанного подписания. Согласно материалам дела наблюдателем от политической партии « ЛДПР» - ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ в адрес участковой избирательной комиссии были поданы два заявления об обнаружении нарушений п.п.3, 9 ст.61, ст.66 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», составленные, согласно соответствующим отметкам, в <данные изъяты> час.<данные изъяты> мин. и в <данные изъяты> час.<данные изъяты> мин., в которых было указано об отсутствии в помещении для голосования информационного стенда и проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в период с <данные изъяты> час. до <данные изъяты> час. К своим заявлениям наблюдателем ФИО8 были приложены составленные ею два акта о нарушении п.п.3, 9 ст.61, ст.66 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписанные секретарем участковой избирательной комиссии ФИО7 На данные заявления участковой избирательной комиссией были даны также два письменных ответа, время составления одного из которых указано - <данные изъяты> час.<данные изъяты> мин., время составления второго не указано, в которых сообщалось, что информационный стенд в помещении для голосования имеется, голосование избирателей вне помещения для голосования проводилось с <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. до <данные изъяты> час.<данные изъяты> мин., до <данные изъяты> час. других заявлений от избирателей не поступало. С <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. до <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. переносной ящик находился в опечатанном виде. При голосовании вне помещения для голосования наблюдатель ФИО8находилась вместе с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО6 и наблюдателем от политической партии « Единая Россия» ФИО9 Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, оспариваемый протокол об итогах голосования на избирательном участке был подписан после проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии. До подписания протокола об итогах голосования поступившие от наблюдателя ФИО8 заявления о нарушении избирательного законодательства были рассмотрены. Иных жалоб и заявлений о нарушении избирательного законодательства в день голосования в участковую избирательную комиссию не поступало. Каких-либо доказательств, опровергающих объяснения председателя участковой избирательной комиссии Бородовой Р.К. и показания свидетелей - членов участковой избирательной комиссии заявителем Андреевым А.В. не представлено. Из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в дневное время членами участковой избирательной комиссии в помещении для голосования первоначально частично был заполнен и подписан другой бланк протокола об итогах голосования с указанием сведений, которыми на тот момент располагала участковая избирательная комиссия: о месте нахождения помещения для голосования; числе избирателей, внесенных в списки; числе бюллетеней, полученных участковой комиссией; числе открепительных удостоверений. После подсчета голосов член избирательной комиссии ФИО3 представила участковой комиссии письменное особое мнение для приобщения к протоколу об итогах голосования и потребовала внести об этом в протокол соответствующую запись. В связи с этим, составленный первоначально протокол об итогах голосования был уничтожен и протокол об итогах голосования был составлен заново. До уничтожения первоначальный протокол об итогах голосования печатью участковой избирательной комиссии не заверялся, его копии лицам, имеющим право на их получение, не выдавались. Объяснения председателя участковой избирательной комиссии Бородовой Р.К. и показания свидетелей - членов участковой избирательной комиссии в данной части заявителем Андреевым А.В. также не опровергнуты. При таких обстоятельствах суд считает, что установленный законом порядок оформления и подписания оспариваемого протокола об итогах голосования членами участковой избирательной комиссии нарушен не был. Следовательно, оснований для признания недействительным указываемого заявителем Андреевым А.В. протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования не имеется. Согласно экземпляру протокола № <адрес>ной территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о результатах выбора депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения <адрес> по Молодежному одномандатному избирательному округу №, подписанному в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин., который был оформлен после предварительной проверки правильности составления участковой избирательной комиссией протокола об итогах голосования, районная территориальная избирательная комиссия путем суммирования данных, содержащихся в протоколе участковой избирательной комиссии, определила, что число избирателей, принявших участие в голосовании, составило <данные изъяты> человек <данные изъяты>, за кандидата в депутаты Андреева А.В. было подано <данные изъяты> голосов, а за кандидата в депутаты ФИО1- <данные изъяты> голосов. В связи с этим, Чебоксарской районной территориальной избирательной комиссией в соответствии с п.2 ст.48 Закона ЧР « О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» избранным депутатом Собрания депутатов Абашевского сельского поселения Чебоксарского района по Молодежному одномандатному избирательному округу № признан ФИО1, как получивший наибольшее число голосов избирателей. Протокол Чебоксарской районной территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о результатах выбора депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения Чебоксарского района по Молодежному одномандатному избирательному округу № утвержден решением <адрес>ной территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.2 ст.77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п.1 ст.56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. В силу пункта 3 этой же статьи суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования также в случае других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Из анализа приведенных норм закона следует, что основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Список оснований, влекущих отмену решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов, исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит. Согласно п.1.2 ст.77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными. Из заявления Андреева А.В. и его объяснений, данных в судебном заседании, видно, что по основаниям, указанным в п.2 ст.77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», результатов повторных выборов депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения Чебоксарского района по Молодежному одномандатному избирательному округу № он не оспаривает. Судом при рассмотрении дела такие обстоятельства также не установлены. Как предусмотрено п.3 ст.61 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень: а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень; б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения; в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение"; д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией; е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется). Из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 видно, что в здании сельского клуба <адрес>, в котором проходило голосование, информационный стенд с информацией о кандидатах Андрееве А.В. и ФИО1 имелся. Данный стенд находился в зале, где первоначально предполагалось разместить помещение для голосования. Однако, в связи тем, что в день проведения выборов в сельском клубе было намечено и проходило выступление коллектива художественной самодеятельности, помещение для голосования в итоге разместили в коридоре (фойе) клуба рядом с залом. При этом доступ в зал сельского клуба был отрытым, любой желающий мог пройти к информационному стенду и ознакомиться с ним. Наличие информационного стенда с информацией о кандидатах в зале здания сельского клуба, в котором проходили выборы, а также наличие у избирателей возможности свободного доступа к данному стенду заявитель Андреев А.В. не оспаривает. При данных обстоятельствах утверждение заявителя Андреева А.В. о том, что в день выборов избиратели не имели возможности перед осуществлением своего избирательного долга ознакомиться с информацией о кандидатах, суд находит несостоятельным. Суд также считает, что по обстоятельствам дела нахождение в день голосования информационного стенда с информацией о кандидатах в зале здания сельского клуба, в котором проходили выборы, а не в самом помещении для голосования либо непосредственно перед ним в том же здании, нельзя расценить как нарушение избирательного законодательства, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей. Согласно п.9 ст.61 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. Действительно, как видно из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, увеличенная форма протокола об итогах голосования в помещении для голосования отсутствовала. Однако, стандартная форма протокола об итогах голосования в помещении для голосования ко времени подсчета голосов была вывешена и в нее, по мере установления, вносились соответствующие данные об итогах голосования. Таким образом, утверждение заявителя Андреева А.В. об отсутствии в помещении для голосования увеличенной формы протокола об итогах голосования нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Однако по своему характеру это нарушение не влечет изменение итогов голосования и позволяет определить волеизъявление избирателей. Из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 также видно, что избиратели, которые не имели возможности прибыть в помещение для голосования, действительно проголосовали вне помещения для голосования до <данные изъяты> час. Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении участковой избирательной комиссией требования п.5 ст.66 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на что заявитель Андреев А.В. ссылается в обоснование своего заявления. В соответствии с п.1 ст.44 Закона ЧР "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике" голосование проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов по местному времени. Согласно п.5 ст.66 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоящей статьи, то есть о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, могут быть поданы в участковую комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. Данная норма не запрещает проведения голосования избирателей вне помещения для голосования ранее, чем за четыре часа до окончания времени голосования. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования регламентирован ст.66 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Действительно, п.9 ст.66 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Вместе с тем, далее в той же норме указано, что если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в п.14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса. В соответствии с п.14 ст.66 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего14. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением. Как видно из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, реестра заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования от ДД.ММ.ГГГГ, акта от ДД.ММ.ГГГГ о проведении голосования вне помещения для голосования, в участковую избирательную комиссию с заявлениями о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования до <данные изъяты> час. ДД.ММ.ГГГГ обратились всего <данные изъяты> избирателей. Голосование указанных избирателей осуществлялось с участием одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса- ФИО6, выдвинутой собранием избирателей по месту жительства, двух наблюдателей: от политической партии « ЛДПР» - ФИО8, от политической партии « Единая Россия» - ФИО9, а также с участием дежурившего в помещении для голосования милиционера. Таким образом, голосование избирателей вне помещения для голосования с участием указанных одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и двух наблюдателей было проведено в соответствии с требованиями п.п.9,14 ст.66 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем утверждение заявителя Андреева А.В. о нарушении участковой избирательной комиссией избирательного законодательства при проведении указанного голосования, выразившемся в проведении голосовании только с участием одного члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, также несостоятельно. Несостоятельно и утверждение заявителя Андреева А.В.о том, что дежурный милиционер, выехав для участия в голосовании избирателей вне помещения для голосования, поставил под угрозу сохранность опломбированного ящика для голосования. Из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 видно, что во время отсутствия дежурного милиционера целостность опломбированного ящика для голосования нарушена не была. Действительно, как также видно из объяснений представителя заинтересованного лица Бородовой Р.К., показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, во время голосования избирателей в здание сельского клуба, в том числе в помещение для голосования, неоднократно заходил глава <данные изъяты> сельского поселения Чебоксарского района ФИО2Он интересовался ходом голосования и решал организационные вопросы, связанные с проведением в клубе выступления коллектива художественной самодеятельности. Однако, при этом какого-либо воздействия на избирателей и членов избирательной комиссии он не оказывал. Пунт 1 ст.30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на который ссылается заявитель Андреев А.В., определяет перечень лиц, которые вправе присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей. Указанная норма не содержит запрета для глав органов местного самоуправления на посещение помещения для голосования в ходе голосования избирателей. Посещением главы <данные изъяты> сельского поселения Чебоксарского района ФИО2 помещения для голосования в ходе голосования избирателей какие-либо нормы избирательного законодательства не нарушены. Таким образом, нарушений избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей, участковой избирательной комиссией допущено не было. Поскольку в ходе голосования за кандидата ФИО1 проголосовало <данные изъяты> избирателей, что на <данные изъяты> голосов больше отданных за кандидата Андреева А.В., результаты выборов однозначно свидетельствуют о волеизъявлении избирателей в ходе избирательного процесса Кроме того, как установлено в судебном заседании, каких-либо жалоб или заявлений о нарушении избирательного законодательства при осуществлении подсчета голосов участковой избирательной комиссии не поступало. Исходя из всего вышеизложенного, суд находит, что утверждение заявителя Андреева А.В. о том, что участковой избирательной комиссией были допущены нарушения избирательного законодательства, которые привели к недостоверному отражению действительной воли избирателей, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Андреева А.В. не имеется. В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина по делу, которая заявителем Андреевым А.В. при подаче заявления не оплачивалась, подлежит взысканию с заявителя Андреева А.В. в доход соответствующего бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Андреева А.В. о признании недействительным протокола участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №, отмене решения Чебоксарской районной территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, признании результатов повторных выборов депутата Собрания депутатов Абашевского сельского поселения Чебоксарского района второго созыва недействительными отказать. Взыскать с Андреева А.В. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления его в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Чебоксарский районный суд. Судья А.В. Ярадаев Мотивированное решение составлено 03.05.2011 г.