по иску Вострикова М.Е. к администрации Чебоксарского района ЧР о включении земельного участка в состав наследства



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2011 г.                                                                                                          п. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Губаревой С.А.

при секретаре Виноградовой Е.Ю.,

с участием истца Вострикова М.Е., третьего лица Востриковой П.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вострикова М.Е. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о включении земельного участка в состав наследства,

у с т а н о в и л:

Востриков М.Е. обратился в суд с иском к администрации Чебоксарского района ЧР о включении земельного участка в состав наследства.

Исковые требования обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер его родной брат ФИО1. После его смерти открылось наследство, в состав которого входит земельный участок площадью 4865±49 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>.

Данный земельный участок был предоставлен в собственность ФИО1 на основании постановления главы Вурман-Сюктерской сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. При жизни ФИО1 пользовался и владел данным земельным участком, но не успел зарегистрировать право собственности на него.

Истец является наследником по закону, принявшим наследство после смерти ФИО1 и в настоящее время ему необходимо получить свидетельство о праве на наследство, открывшееся после смерти брата. Однако, по причине отсутствия государственного акта на землю, свидетельство о праве на наследство он получить не может. Просил включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, принадлежавший ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 4865±49 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>.

     В судебном заседании истец Востриков М.Е. поддержал исковые требования, изложив при этом свои доводы.

     Третье лицо Вострикова П.Ф. не возражала против удовлетворения иска.

    Представитель ответчика - администрации Чебоксарского района ЧР, представитель третьего лица- ТУ Росимущества в ЧР в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении исковых требований Вострикова М.Е. не возражали.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что глава Вурман-Сюктерской сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ распорядился выделить в собственность ФИО1 земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 0,50 га в д. <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-РЛ , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, государственный акт на землю, ФИО1 не выдавался.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке , предоставленном ФИО1 и расположенном по адресу: <адрес>, его площадь составляет 4865±49 кв. метров.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. Гражданские права и обязанности, в частности, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

Судом установлено, что ФИО1 при жизни владел предоставленным ему в соответствии с действовавшим законодательством земельным участком на праве собственности. Однако, государственный акт на земельный участок ФИО1 не выдавался и право собственности ФИО1 на этот участок, не было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Между тем, само по себе отсутствие государственного акта на земельный участок, как и отсутствие регистрации права, не исключало возникновения у ФИО1 права собственности на спорный земельный участок.

Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается смертью. Поскольку, ФИО1 умер, а с его смертью прекратилась и его правоспособность, регистрация права собственности на предоставленный ему земельный участок в настоящее время, невозможна. Данное обстоятельство препятствует оформлению наследственных прав истца.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1181 ГК РФ, принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом РФ.

При указанных обстоятельствах, земельный участок, принадлежавший ФИО1 на праве собственности, подлежит включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

     Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, принадлежавший ему на праве собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства под кадастровым номером , площадью 4865±49 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>.

      Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом, через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

       Судья                                                                                              С.А. Губарева