Дело № Именем Российской Федерации «19» октября 2011 года пос. Кугеси Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Тяжевой А.Ю., при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А., с участием представителя истца Хрычева А.В. представителя третьего лица Алыкова А.Ю. представителя ответчика Низовой М.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Чебоксарская птицефабрика» об устранении нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами У С Т А Н О В И Л : Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Чебоксарская птицефабрика» Чебоксарского района Чувашской Республики об устранении нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами, а именно об обязании ООО «Чебоксарская птицефабрика» разработать и представить на утверждение в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Иск мотивирован тем, что в ходе выездной внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Чебоксарская птицефабрика» государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Из материалов проверки видно, что среднесуточное образование птичьего помета в ООО «Чебоксарская птицефабрика» составляет 97 тонн. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденному приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786, помет куриный свежий относится к 3 классу опасности, помет куриный перепревший к 4 классу опасности. Исходя из того, что ООО «Чебоксарская птицефабрика» осуществляет сбор и размещение отходов 3 и 4 классовопасности (птичий помет) Обществу необходимо разработать и утвердить в предусмотренном законом порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. В адрес ООО «Чебоксарская птицефабрика» Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике было внесено предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Законность выданного предписания ООО «Чебоксарская птицефабрика» никем не оспаривалась. Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № Общество, как юридическое лицо, было привлечено к административной ответственности по ст.8.2. КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. В последующем проводилось несколько внеплановых выездных проверок в ООО «Чебоксарская птицефабрика» от ДД.ММ.ГГГГ на основании которых выдавались ООО «Чебоксарская птицефабрика» предписания об устранений требований природоохрнного законодательства. Проверками было установлено не выполнение ООО «Чебоксрская птицефабрика» предписаний Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, в результате чего Общество было неоднократно привлечено к административной ответственности. Истец просит обязать ООО «Чебоксарская птицефабрика» разработать и представить на утверждение в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры - Хрычев А.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям и просил суд их удовлетворить. Представитель Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Алыков А.Ю., привлеченнго к участию в деле в качестве третьего лица - действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержал требования прокурора по основаниям изложенным в иске. Представитель ответчика - ООО «Чебоксарская птицефабрика» Чебоксарского района Чувашской Республики Низова М.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично и показала, что между ООО «Чебоксарская птицефабрика» и предпринимателем ФИО8 заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Полагает, что срок, указанный прокурором в исковом заявлении является недостаточным для выполнения его требований, и просила суд установить более длительный срок для выполнения требований прокурора. Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «Чебоксарская птицефабрика», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии №, выданным Межрайонной инспекцией ФНС № 5 по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленному Уставу ООО «Чебоксарская птицефабрика», одними из основных видов деятельности Общества являются производство, заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции (яиц, мяса птицы и растениеводческой продукции), выращивание и продажа молодняка птицы. Согласно ч.4 ст. 18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Из п. 5 данной статьи видно, что при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2010 г. N 16796). Согласно п.1 Порядка, он устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. Пункт 2 названного Порядка указывает, что он предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Пункт 4 Порядка указывает, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Пунктом 5 Порядка определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора (т.е. Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике) на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела в отношении ООО «Чебоксарская птицефабрика» проводились выездные внеплановые проверки Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике. В ходе проверок выявлены ряд нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Как усматривается из материалов проверки среднесуточное образование птичьего помета в ООО «Чебоксарская птицефабрика» составляет 97 тонн. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденному приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786, помет куриный свежий относится к 3 классу опасности, помет куриный перепревший к 4 классу опасности. Исходя из того, что ООО «Чебоксарская птицефабрика» осуществляет сбор и размещение отходов 3 и 4 классовопасности (птичий помет) Обществу необходимо разработать и утвердить в предусмотренном законом порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. В адрес ООО «Чебоксарская птицефабрика» Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике было внесено предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Законность выданного ООО «Чебоксарская птицефабрика» никем не оспаривалась. Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № Общество, как юридическое лицо, было привлечено к административной ответственности по ст.8.2.КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение. Вышеназванного предписания. Из акта проверки ДД.ММ.ГГГГ №Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике видно, что в отношении ООО «Чебоксарская птицефабрика» проводилась очередная внеплановая документарная проверка, при проведении которой был установлен факт неисполнения Обществом «Чебоксарская птицефабрика» обоих пунктов ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проведения проверки было выдано новое предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором также содержались требования о необходимости получить в установленном порядке установленные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Срок исполнения предписания был определен как ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением мирового судьи Судебного участка № 2 Чебоксарского района Чувашской Республики, было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Чебоксарская птицефабрика» по ч.1 ст.19.5.КоАП Российской Федерации. Обществу было назначено наказание в виде штрафа на сумму <данные изъяты> рублей. Из материалов дела усматривается, что аналогичные выездные проверки в отношении ООО «Чебоксарская птицефабрика» проводились ДД.ММ.ГГГГ на основании которых Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике по каждой выездной проверке оформлялся протокол об административном правонарушении, на основании которого ООО «Чебоксарская птицефабрика» привлекалось в административной ответственности. Отсутствие в ООО «Чебоксарская птицефабрика «проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в судебном заседании не оспаривалось и представителем ответчика Данное обстоятельство усматривается также из копии договора № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ООО «Чебоксарская птицефабрика» заключило договор с индивидуальным предпринимателем на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в силу которого срок исполнения предусмотрен до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, судом установлено виновное поведение ответчика в части несоблюдения требования природоохранного законодательства, нарушающие права и законные интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно ст. 11. Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий,зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Незаконная деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов может привести к возникновению угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, к нарушению экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды, а также к иным негативным последствиям для здоровья граждан (неопределенного круга лиц) и компонентов окружающей среды. В данном случае необходимо исходить из содержания принципа, предусмотренного ст. З Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды - принципа научно-обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, то есть имеется необходимость искать компромисс между естественным правом каждого человека на природопользование и благоприятную окружающую среду, поскольку любое природопользование (а тем более ненадлежащее) всегда нарушает право других и самого природопользователя на благоприятную окружающую среду. Таким образом, неправомерными действиями ответчика нарушаются экологические права и интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов - права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством, и требования истца суд находит подлежащими удовлетворению. При этом суд признает обоснованными доводы представителя ответчика о предоставлении ответчику более длительного срока для представления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку для сбора необходимых документов, составления соответствующего проекта требуются значительные временные затраты. Кроме того, согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением Роспироднадзора по Чувашской Республике ответчику предоставлен срок для устранения вышеуказанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежат взысканию с ответчика в доход государства. В соответствии со ст. 333.19 НК РФ размер подлежащей взысканию государственной пошлины составляет <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 234-235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Чебоксарская Птицефабрика» разработать и представить на утверждение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при осуществлении деятельности по обращению с отходами в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Чебоксарская птицефабрика» Чебоксарского района Чувашской Республики государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения подачей кассационной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики. Председательствующий: А.Ю. Тяжева. Мотивированное решение составлено 24 октября 2011 года.