о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Кугеси                                                                                               06 декабря 2011 года

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе

судьи Ярадаева А.В.,

при секретаре Павловой В.П.,

с участием истца Майкова В.С.,

представителя истца Лаврентьева В.А.,

представителя ответчика Кузьмина И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску     Майкова В.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в оценке пенсионных прав с учетом заработной платы за период работы за границей, возложении обязанности произвести оценку пенсионных прав с учетом денежного довольствия военнослужащего за период сверхсрочной военной службы за границей,

У С Т А Н О В И Л:

Майков В.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе ЧР ( с учетом уточнений) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в оценке пенсионных прав с учетом заработной платы за период работы за границей, возложении обязанности произвести оценку пенсионных прав с учетом денежного довольствия военнослужащего, исчисленного в советских рублях и марках Германской Демократической Республики (далее - ГДР), за период сверхсрочной военной службы на территории ГДР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска Майков В.С. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости, предусмотренная п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом произведена оценка его пенсионных прав по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Расчетный размер трудовой пенсии для определения величины расчетного пенсионного капитала исчислен по п.3 ст.30 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом общего трудового стажа 25 лет и данных о среднемесячном заработке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отношение которого к среднемесячной заработной плате в РФ составило 0,987. Он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной ему трудовой пенсии по старости, исходя из его среднего заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставив архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ , выданную Центральным архивом МО РФ в гор. Подольск Московской обл., в которой указано, что денежное довольствие, выплачивавшееся ему в марках ГДР, входит в подсчет среднемесячного заработка при назначении пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в конвертации пенсионных прав за указанный период по мотиву отсутствия правовых оснований для определения величины расчетного капитала с учетом заработной платы за период работы за границей. Данное решение он находит необоснованным и противоречащим как действующему, так и ранее действовавшему законодательству.

В судебном заседании истец Майков В.С. и его представитель Лаврентьев В.А. иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Кузьмин И.Н. иск не признал, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Выслушав объяснения истца Майкова В.С., представителя истца Лаврентьева В.А., представителя ответчика Кузьмина И.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Майкову В.С. отказано в оценке его пенсионных прав по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ                         с учетом заработной платы за период работы за границей при назначении с ДД.ММ.ГГГГ трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно данному решению, Майкову В.С. трудовая пенсия по старости назначена с ДД.ММ.ГГГГ При этом произведена оценка его пенсионных прав по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Расчетный размер трудовой пенсии для определения величины расчетного пенсионного капитала исчислен по п.3 ст.30 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом общего трудового стажа - <данные изъяты> года и представленного среднемесячного заработка за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отношение которого к среднемесячной заработной плате в РФ составило 0,987. Вариант оценки пенсионных прав по п.4 ст. 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской федерации», исходя из расчетного размера трудовой пенсии, определенного согласно ст.ст.16-19 действовавшего до 01.01.2002 г. Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» является для Майкова В.С. невыгодным.

Майковым В.С. для исчисления расчетного пенсионного капитала была представлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная Центральным архивом МО РФ в гор. Подольск Московской обл., о размере его денежного довольствия, которое он получал советских рублях и марках ГДР в качестве военнослужащего, при прохождении сверхсрочной военной службы в ГДР в составе войсковой части п/п                с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Пенсионный орган отказал Майкову В.С. в оценке его пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г. с учетом заработной платы за период работы за границей, сославшись на положения п.12. ст.30 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.105-1 Закона РФ « О государственных пенсиях в российской Федерации», указывая, что Майковым В.С. не представлены документы, подтверждающие направление его на работу в советское учреждение за границу.

Действующее законодательство не предусматривает возможности преобразования пенсионных прав военнослужащих в расчетный пенсионный капитал для назначения трудовой пенсии.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 30.3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии, в частности, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Согласно п.12 ст.30 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из справки отдела военного комиссариата ЧР по Чебоксарскому и Мариинско - Посадскому районам от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Майков В.С. действительно находился на срочной военной службе в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на сверхсрочной военной службе - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В период прохождения Майковым В.С. сверхсрочной военной службы в Вооруженных Силах СССР вопросы пенсионного обеспечения регулировались Законом СССР « О государственных пенсиях» 1956 г. и Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В соответствии со ст. 52 Закона СССР « О государственных пенсиях» пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров СССР.

Лицам, указанным в настоящей статье, если они при увольнении не приобрели права на получение пенсии, установленной для военнослужащих соответствующих категорий, а также их семьям могут назначаться пенсии по настоящему Закону на основаниях, установленных для рабочих, служащих и их семей, независимо от того, работали ли эти лица ранее в качестве рабочих и служащих.

Согласно п. 6 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590, пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, а также пенсионное обеспечение семей этих лиц осуществляется в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров СССР.

Лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, если они при увольнении не приобрели права на получение пенсии, установленной для военнослужащих соответствующих категорий либо рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, а также их семьям могут назначаться пенсии по настоящему Положению на основаниях, установленных для рабочих, служащих и их семей, независимо от того, работали ли эти лица ранее в качестве рабочих и служащих. При этом пенсии исчисляются из оклада по должности и воинскому (специальному) званию перед увольнением со службы.

В соответствии с п.129 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590,. при определении среднемесячного заработка (пункты 121 - 126) рабочих и служащих, которые работали в учреждениях СССР за границей или в международных организациях и схемой оплаты труда которых предусматриваются минимальные и максимальные оклады в советской валюте, учитывается 200 процентов максимального оклада по занимаемой должности (с установленными надбавками) в советской валюте. При этом та часть заработной платы, которая выплачивается в иностранной валюте, не учитывается.

При определении среднемесячного заработка (пункты 121 - 126) остальных рабочих и служащих, направленных из СССР на работу за границу, учитывается 100 процентов заработной платы, которую они получали до направления за границу, а неработавшим до направления за границу - 100 процентов оклада, установленного в СССР по должности, занимаемой за границей, или по другой аналогичной должности.

При определении среднемесячного заработка (пункты 121 - 126) рабочих и служащих воинских частей, временно расположенных за границей, учитывается 100 процентов заработной платы, установленной по занимаемой должности (выполняемой работе) в советской валюте.

Пунктом 2 Приказа Министра обороны СССР № 180 от 20.08.1976 г. было установлено, что под денежным довольствием военнослужащих понимается: причитающиеся им в советских рублях оклады по должности и воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет, а также суммы в иностранной валюте, исчисленные в рублях, и другие виды денежного довольствия, а под заработной платой рабочих и служащих - причитающийся им в советских рублях должностной оклад (тарифная ставка), процентная надбавка за непрерывную работу, а также суммы в иностранной валюте, исчисленные в рублях, и любые другие выплачиваемые по месту службы (работы) денежные суммы.

Таким образом, по действовавшему в тот период законодательству получаемые военнослужащими суммы в иностранной валюте не входили в состав оклада по должности и воинскому (специальному) званию, исходя из которого исчислялась пенсия, в случае, когда военнослужащие при увольнении со службы не приобретали права на получение пенсии, установленной для военнослужащих соответствующих категорий.

Также и в настоящее время п.8.1 ст.13 ФЗ « О статусе военнослужащих» прямо предусмотрено, что часть денежного довольствия, установленная военнослужащим в соответствии с п.2.1 ст.12 настоящего Федерального закона в иностранной валюте, является дополнительной выплатой и не учитывается при исчислении выплат (в том числе пенсий и страховых сумм), определяемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации исходя из окладов денежного содержания военнослужащих.

Следовательно, утверждение истца Майкова В.С. о том, что он имеет право на определение ему величины расчетного пенсионного капитала, исходя из размера денежного довольствия военнослужащего срочной службы в советских рублях и марках ГДР, которое он получал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не основано на законе.

Без учета суммы в марках ГДР отношение денежного довольствия, которое получал Майков В.С., к среднемесячной заработной плате в РФ составит в размере 0,693.

Поскольку величина расчетного капитала пенсионным органом установлена Майкову В.С. с учетом применения отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 0,987, оспариваемое решение не нарушает его прав и законных интересов.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Майкова В.С.не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Майкова В.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в оценке пенсионных прав с учетом заработной платы за период работы за границей, возложении обязанности произвести оценку пенсионных прав с учетом денежного довольствия военнослужащего, исчисленного в советских рублях и марках Германской Демократической Республики, за период сверхсрочной военной службы на территории Германской Демократической Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Чебоксарский районный суд.

Судья                                                                                                                           А.В. Ярадаев