об отмене решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Кугеси                                                                                                 20 марта 2012 г.

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:

Председательствующего судьи Красновой Н.П.,

при секретаре Кузьминой О.В.,

с участием: представителей ответчика Антиповой К.В., Димитриевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкуриной Л.В. к Межрайонной ИФНС № 5 по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Шкурина Л.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 5 по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене решения заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС № 5 по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

В обоснование иска Шкурина Л.В, указала, что ДД.ММ.ГГГГ по почте ценным письмом ею были поданы в Межрайонную ИФНС № 5 по Чувашской Республике уточняющая налоговая декларация за <данные изъяты> год и декларация за <данные изъяты> г.

ДД.ММ.ГГГГ она получила заказное письмо с актом камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и извещение от ДД.ММ.ГГГГ о направлении акта, времени и месте его рассмотрения и уведомление о вызове налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что акт камеральной налоговой проверки был составлен с нарушением установленного 10-дневного срока, при этом в акте стоял штамп, что она от подписания акта уклонилась, хотя она не была извещена о времени и месте подписания акта.

ДД.ММ.ГГГГ истец по почте ценным письмом направила замечания на акт камеральной проверки .

ДД.ММ.ГГГГ истец по почте заказным письмом (отправленным ДД.ММ.ГГГГ) получила решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее, Шкуриной Л.В., к ответственности за совершение налогового правонарушения- несвоевременную подачу налоговой декларации в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ по почте заказным письмом истец получила требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в котором было указано, что за ней числится общая задолженность в размере <данные изъяты> рублей при отсутствии задолженности по налогам.

Считает решение ИФНС № 5 по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, вынесенным с нарушением норм Налогового кодекса РФ и подлежащим отмене по следующим основаниям:

  1. В нарушение ст. 100 НК РФ акт камеральной налоговой проверки был составлен с нарушением установленного 10-дневного срока, только ДД.ММ.ГГГГ;
  2. В нарушение ст. 101 п.2 НК РФ истца не известили о дате подписания акта камеральной налоговой проверки, а потом поставили в акте штамп, что истец от подписания акта отказалась;
  3. В своих замечаниях на акт камеральной налоговой проверки истец указала, что содержание акта не соответствует требованиям НК РФ, в акте налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  4. В нарушение ст. 101 п.1 НК РФ решение по акту камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с опозданием в 20 дней, при этом про продление срока в решении не указано;
  5. В нарушение ст. 101 п.9 НК РФ решение о привлечении истца к ответственности за совершение налогового правонарушения направлено в адрес истца по почте ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 11 дней после вынесения, полученное истцом ДД.ММ.ГГГГ
  6. В нарушение ст. 70 п.2 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ было направлено истцу с нарушением установленного законом 20-дневного срока предъявления требования об уплате налога, только ДД.ММ.ГГГГ и получено ДД.ММ.ГГГГ
  7. В решении ИФНС № 5 по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ее, Шкурину Л.В. в обоснование снижения штрафа с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей указаны ст. 112 п.1, пп.3 и ст. 14 п.3 НК РФ, которые, по мнению истца, не могли быть применены к истцу, поскольку истец является пожизненно нетрудоспособным <данные изъяты> и указанные обстоятельства в силу ст. 111 п.1 пп.2 НК РФ являются обстоятельствами, исключающими ее вину в совершении налогового правонарушения.

Нарушение срока подачи налоговой декларации было вызвано тем, что сын истца Шкурин А.С. по нотариально оформленной доверенности был занят судебной отменой прежнего решения ИФНС № 5 по ЧР в отношении истца и не успел в срок сделать ей декларацию. Истец, как нетрудоспособный <данные изъяты> без посторонней помощи не могла дойти до почты или ИФНС, чтобы самостоятельно сделать декларацию.

ДД.ММ.ГГГГ истцом подана жалоба в УФНС по ЧР(полученная УФНС по ЧР ДД.ММ.ГГГГ) на вступившее в силу решение ИФНС № 5 по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением УФНС по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ жалоба истца оставлена без удовлетворения.       

Решение ИФНС № 5 по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения нарушает гарантированное истцу ст. 111 п.1 пп2 и ст.111 п.2 НК РФ право не привлекаться к ответственности за совершение налогового правонарушения по причине ее <данные изъяты> и невозможности руководить своими действиями вследствие болезненного состояния.

Таким образом, по мнению истца, в соответствии с требованиями ст. 111 п.1 пп.2 и ст.111 п.2 НКРФ она не могла быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения даже путем наложения штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Истец Шкурина Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, просившая о рассмотрении дела в ее отсутствие, в судебное заседание не явилась.

Представители ответчика Антипова К.В. и Димитриева Н.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании иск не признали.

Рассмотрев доводы истца, изложенные в иске, выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Шкуриной Л.В. представлена в Инспекцию налоговая декларация на доходы физических лиц за <данные изъяты> год.

Как следует из материалов дела, на основе представленной Шкуриной Л.В. первичной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год Инспекцией в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт камеральной налоговой проверки. При этом камеральной налоговой проверкой было установлено непредставление физическим лицом Шкуриной Л.В. в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации на доходы физических лиц за <данные изъяты> год, в связи с возникновением обязанности представления данной налоговой декларации, предусмотренной п.п.2 п.1 ст.28, п.3 ст. 228 НК РФ по доходу, полученному от продажи 1/2 доли квартиры. При сроке представления ДД.ММ.ГГГГ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год фактически представлена по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с опозданием на 1 неполный месяц.

Сумма налога, подлежащая уплате на основе представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год составила <данные изъяты> руб., так как сумма полученного дохода от продажи выше указанного имущества не превышает предельного имущественного налогового вычета.

По результатам проверки должностным лицом Инспекции, проводившей проверку, предложено привлечь физическое лицо Шкурину Л.В. к налоговой ответственности по ч.1 ст. 119 УК РФ, за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации на доходы физических лиц за <данные изъяты> год.

Пунктом 5 ст. 88 НК РФ установлено, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ, по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки, который в соответствии с п.6 ст.6 НК РФ исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Как следует из материалов дела, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год Шкуриной Л.В. представлена в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, в соответствии с положениями ст. 88 НК РФ ДД.ММ.ГГГГ являлся последним днем срока проведения камеральной налоговой проверки.

Как следует из материалов дела, после окончания камеральной налоговой проверки, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выявлением должностными лицами Инспекции в ходе проведения камеральной налоговой проверки нарушение сроков представления налоговой декларации, с соблюдением установленного 10-дневного срока составлен акт камеральной налоговой проверки.

Таким образом, доводы Шкуриной Л.В., изложенные в иске о том, что акт камеральной проверки составлен с нарушением установленного срока являются необоснованными.

В соответствии со ст.100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Как следует из материалов камеральной налоговой проверки, в адрес Шкуриной Л.В. Инспекцией было направлено уведомление о явке ДД.ММ.ГГГГ к 15 час.00 мин. для ознакомления, подписания и получения акта камеральной налоговой проверки.

В связи с неявкой Шкуриной Л.В. в Инспекцию в назначенное время копия акта камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ с уведомлением о месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес Шкуриной Л.В. по почте заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, доводы Шкуриной Л.В. о том, что ее неизвестили о дате подписания акта камеральной налоговой проверки необоснованны.

Из представленных Шкуриной Л.В. в Инспекцию возражений от ДД.ММ.ГГГГ на акт камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что акт камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ ею получен ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, последним днем истечения 15-тидневного срока представления возражений является ДД.ММ.ГГГГ, возражения налогоплательщика поступили в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрение было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, последним днем вынесения решения по акту камеральной налоговой проверки был ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, истец Шкурина Л.В. в полной мере воспользовалась своим правом на представление возражений.

Таким образом, Инспекцией не нарушено право Шкуриной Л.В. на представление возражений на акт камеральной налоговой проверки.

Акт камеральной налоговой проверки соответствует форме, утвержденной Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 100 НК РФ.

Решение о привлечении Шкуриной Л.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и возражения налогоплательщика, поступившие в Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ, вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, Инспекцией не нарушен 10-дневный срок рассмотрения и вынесения решения по результатам рассмотрения акта и материалов камеральной налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных названным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией соблюдена. Шкурина Л.В. представила свои возражения на акт камеральной налоговой проверки, Инспекцией обеспечена возможность участия Шкуриной Л.В. в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, возможность представить объяснения и необходимые доказательства, поскольку письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей направлено уведомление о месте и времени рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и ею получено, и данный факт не оспаривается.

Вручение Инспекцией налогоплательщику оспариваемого решения с нарушением срока, предусмотренного пунктом 9 статьи 101 НК РФ, не может быть признано в качестве существенного нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку срок вручения решения, с учетом статьи 6.1 НК РФ, превышен всего на два дня и данное обстоятельство не явилось препятствием для реализации Шкуриной Л.В. своих прав на апелляционное обжалование решения по камеральной налоговой проверке.

Шкурина Л.В. воспользовалась своим правом на оспаривание в апелляционном порядке решения по камеральной налоговой проверке, реализовав свое право на защиту как в рамках обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, так и в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, в нарушении п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических за 2010 год при сроке представления не позднее ДД.ММ.ГГГГ, Шкуриной Л.В. фактически в налоговый орган представлена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный срок законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.

Согласно п.1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

При вынесении решения о привлечении Шкуриной Л.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция руководствуясь пп.3 п.1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ сумму штрафа уменьшена до <данные изъяты> руб.

Согласно ст. 3 НК РФ размер санкций должен отвечать вытекающим из Конституции РФ и ст. 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, относится совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение).

В обоснование довода об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения, Шкуриной Л.В. представлена справка ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, из которой следует, что Шкурина Л.В. бессрочно является <данные изъяты>.

Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события налогового правонарушения;
  2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно статье 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии перечисленных обстоятельств лицо не привлекается к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В данном случае у Шкуриной Л.В. не было обстоятельств, исключающих вину и указанных в статье 111 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, относится совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение).

Представленная Шкуриной Л.В. в материалы дела справка не свидетельствует о невозможности заявителя руководить своими действиями и не исключает возможность направления спорной налоговой декларации по почте или своевременного поручения представителю совершить действия по представлению декларации.

Наличие <данные изъяты> у Шкуриной Л.В. не является обстоятельством, исключающим ее вину в совершении налогового правонарушения, однако такое обстоятельство может быть учтено в качестве смягчающего ответственность.

Представленные в дело доказательства могут служить подтверждением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Поскольку имелись обстоятельства, смягчающие вину Шкуриной Л.В., при вынесении решения о привлечении Шкуриной Л.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция снизила размер штрафа, подлежащего взысканию с Шкуриной Л.В., с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.

Как следует из искового заявления, сам факт несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты> год Шкуриной Л.В. не оспаривается и материалами дела подтверждается.

Следовательно, вывод Инспекции о наличии в действиях Шкуриной Л.В. состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 НК РФ, является правомерным.

При таких обстоятельствах, решение Инспекции о привлечении Шкуриной Л.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Шкуриной Л.В. о признании незаконным и отмене решения заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС № 5 по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.

              Судья                                                                          Н.П. Краснова

             Мотивированное решение составлено:

             26.03.2012 г.