о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

«19» апреля 2012 года         пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.     при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А. с участием представителя истца Данилова А.В. представителя ответчика Кузьмина И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майоровой В.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии

о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии

об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения

    У С Т А Н О В И Л :

Майорова В.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в Чебоксарском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении трудовой пенсии по старости по мотиву недостаточности специального медицинского стажа работы.

При этом в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии не были включены период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ; период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ ; период отпуска по уходу за ребенком после достижения возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ; периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.

Истица просит обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Майоровой В.Л. Данилов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержал исковые требования по вышеизложенным основаниям пояснив, что в период работы в <данные изъяты> истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения. В период нахождения на курсах повышения квалификации за истицей сохранялась заработная плата, и производились все предусмотренные законом удержания, и полагает, что этот период приравнивается к выполнению трудовых обязанностей.

Далее представитель истца Данилов А.В. пояснил, что отпуск по уходу за ребенком истице был предоставлен до введения изменений в трудовом законодательстве, действующих с ДД.ММ.ГГГГ, и полагает, что норма, не предусматривающая включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы при назначении пенсии на льготных основаниях, не должна применяться при оценке пенсионных прав истицы Майоровой В.Л.

Вышеуказанные периоды истица обладала всеми правами, предоставленными медицинским работникам, и полагает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж работы в льготном исчислении за год работы 1 год и три месяца.

Представитель ответчика Кузьмин И.Н. иск не признал и пояснил, что в период отпуска по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации истица фактически трудовую деятельность не осуществляла, поэтому эти периоды не подлежат зачету при исчислении специального трудового стажа для назначении трудовой пенсии на льготных основаниях.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28 п.1 подпункта 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения устанавливается независимо от возраста при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ Майоровой В.Л. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по мотиву недостаточности необходимого специального трудового стажа работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При этом в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не включен период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ; период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ; период отпуска по уходу за ребенком после достижения возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит указанное решение незаконным по следующим основаниям.

До вступления в силу постановления Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при определении права на досрочную трудовую пенсию за период работы до 1 ноября 1999 года применяются Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, а с 1 ноября 1999 года- Список и Правила, утвержденные постановлением правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года.

Таким образом, при оценке пенсионных прав истицы Майоровой В.Л. в период работы до ДД.ММ.ГГГГ необходимо руководствоваться Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года.

В соответствии с указанным Списком врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности предоставлялось право на пенсию за выслугу лет.

Из копии трудовой книжки истицы Майоровой В.Л. усматривается, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ она назначена на должность <данные изъяты> в <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, проработала на указанной должности до ДД.ММ.ГГГГ, и согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ была переведена участковым <данные изъяты>.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по беременности и родам, и в период с ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Данный отпуск предоставлен ей по уходу за сыном <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Суд считает, что данные периоды с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ должны быть включены в специальный стаж работы для назначения пенсии в льготном исчислении за 1 год работы как 1 год 3 месяца.

Вышеуказанные отпуска по уходу за ребенком истице были предоставлены в период работы в должности <данные изъяты>.

Истица находилась в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543 -1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

С принятием данного закона период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. До указанного времени статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивается до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1) 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное им и на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации также следует включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.

Указанные гарантии установлены и ранее действовавшей ст. 112 КзОТ РСФСР, а также ст.187 ТК РФ, в силу которых при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что периоды прохождения курсов повышения квалификации приравниваются к трудовой деятельности и должны быть включены в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Согласно справке <данные изъяты> периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации составляют с ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат включению при подсчете специального стажа работы при исчислении пенсии на льготных основаниях.

Управлением Пенсионного фонда в Чебоксарском районе продолжительность специального стажа работы Майоровой В.Л. установлено 24 года 1 месяц 12 дней при требуемом 25 лет работы в сельской местности.

При зачете вышеуказанных спорных периодов работы, на день обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости истица имела необходимый стаж работы для назначения пенсии на льготных основаниях в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и ответчиком истице незаконно отказано в назначении пенсии на льготных основаниях.

При установленных по делу обстоятельствах суд находит требования истицы основанными на нормах закона и ее требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по его письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно представленным документам, истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Однако указанную сумму суд находит несоразмерной объему совершенных представителем процессуальных действий, и, исходя из требований разумности, считает необходимым возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца Майоровой В.Л. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, уплаченные истцом при предъявлении искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Майоровой В.Л. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики -Чувашии включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в льготном исчислении за 1 год работы как 1 год 3 месяца:

период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ;

период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ;

период отпуска по уходу за ребенком после достижения возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ;

в календарном исчислении:

- периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии назначить Майоровой В.Л. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии в пользу Майоровой В.Л. расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей; расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме подачей кассационной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий        А.Ю. Тяжева

Мотивированное решение составлено 24 апреля 2012 года.