Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 апреля 2012 года п. Кугеси Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Тяжевой А.Ю. при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А. с участием представителей истца Красновой Н.В., Усанова В.И. представителя ответчика - главы администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Захарова Д.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Имеруковой К.Е. к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными бездействия администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по непринятию заявления о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о предоставлении благоустроенного жилого помещения У С Т А Н О В И Л : Имерукова К.Е., обратилась в суд с иском к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска указала, что Имерукова К.Е. является ветераном тыла в годы Великой Отечественной Войны, вдовой участника Великой Отечественной Войны - ФИО1 В связи с непригодностью для проживания жилого дома в д. <адрес> и отсутствием у нее другого жилья она переехала жить в квартиру дочери Красновой Н.В., расположенной по адресу: <адрес>. Квартира № в <адрес> имеет площадь всего <данные изъяты> кв.м., в том числе: общая площадь <данные изъяты> кв.м, жилая - <данные изъяты> кв.м., подсобная - <данные изъяты> кв.м., площадь помещений вспомогательного использования - <данные изъяты> кв.м. В ее собственности никакого недвижимого имущества или жилого помещения не имеется, квартира <адрес>, в котором она зарегистрирована, принадлежит по 1/3 доле на праве общей долевой собственности ФИО9, ФИО11, Красновой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ представитель Имеруковой К.Е. Краснова Н.В. обратилась в администрацию Лапсарского сельского поселения для принятия Имерукову К.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с законом «О Ветеранах» и предоставлении ей благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры. Однако ДД.ММ.ГГГГ со слов Красновой Н.В. ей стало известно, что ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лапсарского сельского поселения не было зарегистрировано, и по настоящее время она не поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, в результате чего она лишена на гарантированное Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О Ветеранах» права на получение социальной отдельной благоустроенной квартиры. Истец просит признать незаконным бездействие администрации Лапсарского сельского поселения в связи с непредставлением официального ответа на обращение Имеруковой К.Е., обязать администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Имерукову К.Е., как имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», обязать администрацию Лапсарского сельского поселения предоставить Имеруковой К.Е. отдельную благоустроенную квартиру. Истица Имерукова К.Е. в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя. Представитель истицы Усанов В.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Красновой Н.В. поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснив, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ было принято Лапсарской сельской администрацией и были направлены запросы по месту жительства ФИО1 для получения справки об участии его в Великой Отечественной войне. Однако после совершения этих действий администрацией поселения не был дан ответ о результатах рассмотрения заявления Имеруковой К.Е. Лишь при устном обращении в августе 2011 года главой администрации был дан ответ о том, что Имеруковой К.Е. не представлена справка об участии ФИО1 в действующей Армии. Полагает, что Имерукова К.Е. как вдова участника Великой Отечественно войны вправе получить социальные гарантии на получение благоустроенного жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ « № 714 от 7 мая 2008 года и просил суд обязать администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики принять Имерукову К.Е. на учет нуждающихся в жилом помещении и обязать предоставить ей благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 кв. метров. Представитель истицы Краснова Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования по аналогичным основаниям. Представитель ответчика - глава Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Захаров Д.И. возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что на территории Лапсарского сельского поселения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Имерукова К.Е. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако не по федеральной программе согласно ФЗ «О ветеранах», так как Имерукова К.Е. не представила справку об участии ее умершего супруга в действующей Армии в период Великой Отечественной войны. В виду отсутствия заявления Имеруковой К.Е. о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по основаниям недостаточности приходящейся на каждого члена семьи жилой площади, по этим основаниям вопрос о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении не рассматривался. Привлеченная к участию в деле в качестве соответчика - администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте проведения судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направила. Поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствии его представителя. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание своего представителя не направило, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Третье лицо - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, извещенное надлежащим образом о дне, времени и месте проведения судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направила, причина неявки представителя суду не известна. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Из материалов дела следует, что Имерукова К.Е. проживает по адресу: <адрес>, где также проживают: дочь Краснова Н.В., зять ФИО9, внучка - ФИО10, внук - ФИО11 Согласно уведомлению Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за Имеруковой К.Е. сведения о регистрации прав на недвижимое имущество отсутствуют. Согласно техническому паспорту на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, квартира <адрес> имеет общую площадь всех частей здания <данные изъяты> кв. метров, общую площадь жилого помещения - <данные изъяты> кв. метров, в том числе жилая площадь составляет <данные изъяты> кв. метров. Из заявления Имеруковой К.Е. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что она обратилась в администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении с указанием на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом <данные изъяты>. Данное заявление было принято Лапсарской сельской администрацией к рассмотрению, о чем свидетельствует направление запроса начальнику отдела военного комиссариата <данные изъяты> о представлении сведений, о нахождении ФИО1 в действующей Армии в период Великой Отечественной войны. Таким образом, утверждения истца о непринятии заявления Имеруковой К.Е. о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении являются не обоснованными. В то же время, при рассмотрении заявления Имеруковой К.Е. администрацией Лапсарского сельского поселения допущено нарушение сроков рассмотрения заявления. В соответствии с п.5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Данные требования законодательства администрацией Лапсарского сельского поселения были проигнорированы, и в срок до ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Имеруковой К.Е. соответствующее решение не было принято (о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет). Как следует из ответа администрации Лапсарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, на заявление Красновой Н.В. дан ответ о том, что ФИО3 не принята на учет на улучшение жилищных условий в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны, так как не представлен полный пакет документов, а именно справка из военного комиссариата об участии ФИО1 в действующей Армии в период 1941-1945 годов. Данные действия администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики не противоречат действующему законодательству о порядке обеспечения жилыми помещениями участников Великой Отечественной войны и иных лиц, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с ФЗ «О Ветеранах». Так, в силу положений п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Статья 52 данного Кодекса гласит, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории Как усматривается из заявления Имеруковой К.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, как следует из предъявленных исковых требований, а также позиции представителей истца, высказанного в судебном заседании, Имерукова К.Е. претендует на постановку ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ именно как вдова участника Великой Отечественной войны ФИО1 умершего ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ л.д.11) с целью получения жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О Ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г. Из копии свидетельства о заключении брака усматривается, что Имерукова К.Е. вступила в брак с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, истица Имерукова К.Е. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, ей выдано удостоверение серии № от ДД.ММ.ГГГГ о праве на льготы и преимущества, установленные статьей 21 ФЗ «О Ветеранах». В соответствии п. 4 части 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах», установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О ветеранах» № 5 ФЗ от 12.01.1995 года (ред. от 27.07.2010 года) ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся также участники Великой Отечественной войны. Меры социальной поддержки ветеранам боевых действий, ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны и членам их семей предоставляются в соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ в зависимости от категории. Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях. Как усматривается из копии личного дела ФИО1, представленного отделом военного комиссариата Чувашской Республики по Чебоксарскому и Мариинско-Посадскому районам ФИО1 являлся участником Великой Отечественной войны. Согласно справке отдела военного комиссариата <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, рядовой ФИО1 проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>. В учетной карточке к военному билету внесены записи о том, что ФИО1 призван <данные изъяты> РВК ДД.ММ.ГГГГ, в период с апреля 1942 года по апрель 1944 года находился в составе <данные изъяты>; уволен в запас по болезни ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, имеющиеся сведения о прохождении военной службы в период Великой Отечественной войны не содержат данных о прохождении ФИО1 в составе действующей Армии или об участии им в боевых действиях, следовательно, он относится к категории ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а именно: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. В соответствии ст. 17 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года N 5-ФЗ, предусмотрены меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, к данной категории ветеранов и относится ФИО1, вдовой которого является Имерукова К.Е. Пунктом 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, предусмотрено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Таким образом, положения ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, предусматривают возможность обеспечения Имеруковой К.Е. являющейся вдовой ФИО1 жилым помещением за счет средств федерального бюджета только в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения. Как следует из материалов дела, Имерукова К.Е. зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей другим членам семьи на праве общей долевой собственности, следовательно занимаемое ею жилое помещение не является служебным. Таким образом, суд приходит к выводу, что действия администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по отказу Имеруковой К.Е. в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны, имеющей право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с ФЗ «О Ветеранах», указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» являются правомерными. Кроме того, истицей предъявлены требования о возложении на администрацию Лапсарского сельского поселения обязанности по предоставлению ей социального благоустроенного жилого помещения, которые также не могут быть удовлетворены в силу следующего. В соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О Ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.11. 2007 года № 289 утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Порядок). В соответствии с п.1.3 данного Порядка, право гражданина на получение единовременной денежной выплаты удостоверяется именным документом-свидетельством, которое является ценной бумагой. Из вышеизложенного следует, что реализация гражданами права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в виде получения права на единовременную денежную выплату, удостоверенном свидетельством на получение такой выплаты. Поэтому с учетом обращения Имеруковой К.Е. с просьбой о предоставлении ей жилого помещения на основании норм ФЗ «О Ветеранах», оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию Лапсарского сельского поселения не имеется. Судом установлено, что Имерукова К.Е. проживает в составе семьи из 5 человек в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв. метров, и приходящаяся на ее долю площадь жилого помещения составляет чуть более 6 кв. метров, что ниже учетной нормы, составляющей 12 кв. метров. Следовательно, истица вправе претендовать на постановку ее на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ и обеспечения ее жилым помещением в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. Кроме того, как было указано истицей в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, она является инвалидом <данные изъяты>, следовательно, она вправе претендовать на получение мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Однако по этим основаниям ею не было заявлено о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, также в судебном порядке в указанной части действия администрации Лапсарского сельского поселения истицей не были оспорены, поэтому суд не вправе разрешать вопрос о правах Имеруковой К.Е. на принятие ее на учет нуждающихся в жилом помещении и получение жилого помещения по иным основаниям, кроме как было ею изложено в исковом заявлении. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Имеруковой К.Е. в удовлетворении иска к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными: действий по непринятию заявления Имеруковой К.И. о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении; об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении как имеющей право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным Законом «О Ветеранах»; о возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как имеющей право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным Законом «О Ветеранах»; о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики. Председательствующий: А.Ю. Тяжева Мотивированное решение составлено 25 апреля 2012 года