о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 июня 2012 года                   п. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.

при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.

с участием истца Петровой Р.И.

представителем истца Корнилова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Р.И. к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики

о признании незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

У С Т А Н О В И Л :

Петрова Р.И. обратилась в суд с иском к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Исковое заявление мотивировано тем, что она, Петрова Р.И., проживающая по адресу: <адрес>, является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны.

Ее супруг ФИО1 являлся участником Великой Отечественной войны и проходил военную службу с апреля 1942 года по 3 марта 1947 года, в действующей армии находился с июля 1942 года по 8 мая 1945 года.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако после проверки учетных дел участников ВОВ и вдов участников ВОВ специалистами Минстроя ЧР и прокуратурой Чебоксарского района в феврале 2010 года было выявлено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в связи с чем 16 марта 2010 года был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В июле 2011 года Петрова Р.И. обратилась в адрес главы Лапсарского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», однако ей было отказано, в связи с тем, что занимаемая ею жилая площадь на одного человека приходится более учетной нормы (12 кв.метров на одного человека).

В последующем она неоднократно обращалась в администрацию Лапсарского сельского поселения, однако ей отказывали в постановке на учет, указывая, что общая площадь дома составляет 53,4 кв.метров, что превышает учетную норму, а износ дома согласно техническому паспорту составляет 62%.

11 марта 2012 года ею был заключен с ООО «Независимая оценка» договор на проведение исследования по определению степени физического износа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ износ жилого дома составляет 67%, в связи с чем считает, что она является нуждающейся в жилом помещении.

Просит признать незаконным отказ администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и обязать администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Петрову Р.И., как имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».          В судебном заседании истица Петрова Р.И. поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.      Представитель истицы Корнилов А.А., допущенный к участию в деле по ходатайству истца Петровой Р.И. ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Петровой Р.И. поддержал по вышеизложенным основаниям.        Ответчик - администрация Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте проведения судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направила. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором изложены возражения ответчика на иск Петровой Р.И.

Третье лицо - администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте проведения судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направила, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц - Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание своих представителей не направили, представив заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.           Выслушав объяснения истца, представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.       В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.      Из заявления Перовой Р.И. от 18 апреля 2011 года усматривается, что она обратилась в администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет для улучшения жилищных условий.

Решением жилищной комиссии администрации Лапсарского селського поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 18 апреля 2011 года Петрова Р.И. была принята на учет в качестве нуждающейся в ремонте жилья.      

Из объяснений истицы следует, что данное решение администрацией Лапсарского сельского поселения не исполнено, содействия в ремонте занимаемого ею жилого дома оказано не было.

Согласно сообщению главы администрации Лапсарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Петрова Р.И. была принята на учет граждан, в качестве нуждающегося в ремонте индивидуального жилого дома с 18 апреля 2011 года под порядковым номером 1.

Как усматривается из заявления Петровой Р.И. от 26 марта 2012 года, она обратилась в администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство жилых помещений.

Как усматривается из ответа администрации Лапсарского сельского поселения от 1 июня 2012 года на запрос суда, на основании заявления Петровой Р.И. от 26 марта 2012 года проведено обследование жилого дома Петровой Р.И. межведомственной комиссией, которой жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания и нуждающимся в ремонте.

Администрацией Лапсарского сельского поселения хотя и не принято решения об отказе в принятии Петровой Р.И на учет нуждающихся в жилом помещении, однако ссылка на обеспеченность ею общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, а также на акт межведомственной комиссии, признавшей жилой дом пригодным для проживания, по сути, свидетельствует об отказе Петровой Р.И. в принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, истец вправе оспаривать данные действия органа местного самоуправления в судебном порядке.

Суд находит отказ администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении Петровой Р.И. незаконным по следующим основаниям.

Из копии свидетельства о заключении брака усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Петрова Р.И. вступила в брак с ФИО1.

Из справки отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Чебоксарскому и Мариинско-Посадскому районам от 26 марта 2012 года усматривается, что ФИО1 являлся участником Великой Отечественной войны, был в действующей армии с июля 1942 года по 8 мая 1945 года.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, истица ФИО2 является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

В силу положений п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Статья 52 данного Кодекса гласит, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии п. 4 части 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.       В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются не являющиеся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Из выписки из похозяйственной книги по администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики № 14 усматривается, что Петрова Р.И. зарегистрирована в доме по ул. <адрес>, совместно с ней проживают ФИО6, ФИО7, ФИО8

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, сто право собственности на 9/10 доли в праве общей долевой собственности на данный жилой дом общей площадью 53,4 кв. метров зарегистрировано за истицей Петровой Р.И.

Согласно техническому паспорту на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по ул. <адрес> имеет общую площадь всех частей здания 68,9 кв. метров, общую площадь жилого помещения - 53,2 кв. метров, в том числе жилая площадь составляет 28,9 кв. метров. Учитывая, что в данном жилом доме зарегистрированы 4 человека, то приходящаяся на долю каждого площадь жилого помещения составляет 13,35 кв. метров. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для отказа Петровой Р.И. в признании ее нуждающейся в жилом помещении.     На основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.             В соответствии со ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).       Аналогичные требования, предъявляемые к жилым помещениям закреплены пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, где указано, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).     Из справки МУП «БТИ» Чебоксарского района от ДД.ММ.ГГГГ видно, что по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ износ жилого дома по ул. <адрес> составляет по литере А - 62 %, по литере А1 - 44 %, по литере А2 -42%, по литере а1 - 35%. Однако, как следует из заключения от ДД.ММ.ГГГГ экспертизы технического состояния индивидуального жилого дома на предмет возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации, расположенного по адресу: <адрес>, составленного ООО «Независимая оценка», жилой дом имеет существенные повреждения, свидетельствующие о непригодности конструкций к дальнейшей эксплуатации, состояние объекта в целом неудовлетворительное. Имеются ухудшения связанные с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельным его частями эксплуатационных характеристик. Расчитанный физический износ индивидуального жилого дома (Литера А), расположенного по адресу: <адрес> составляет 67% накопленного износа.

Как следует из дополнения к вышеуказанному заключению, состояние объекта для постоянного проживания непригодное, имеются устранимые и не устранимые дефекты, влияющие на эксплуатацию объекта. Основные несущие конструкции здания (фундамент, стены, перекрытия, конструкции крыши и кровли) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих. Остальные несущие конструкции здания отнесены к категории ветхое.

Таким образом, общее техническое состояние занимаемого истицей жилого помещения принимается как неудовлетворительное, т.е. состояние несущих конструктивных элементов отнесены к категории аварийных, следовательно, проживание в данном жилом помещении угрожает безопасности находящихся в нем людей.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению этого права, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

При этом суд считает необходимым принять во внимание, что истица Петрова Р.И. имеет преклонный возраст, ей <данные изъяты> год, имеет инвалидность второй группы, она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, и в силу возраста ей затруднительно проживать в доме площадью 28,9 кв. метров, в котором проживают также ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и техническое состояние которого угрожает безопасности проживающих в нем граждан.

При вышеизложенных обстоятельствах право Петровой Р.И. на обеспечение ее безопасным и комфортным жильем подлежит судебной защите посредством удовлетворения заявленных требований.

Кроме того как установлено судом, истица Петрова Р.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, вправе претендовать на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с ФЗ «О Ветеранах», указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что Петрова Р.И. относится к категории граждан, которые вправе состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту своего жительства - в администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, и отказ в принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении следует признать незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Петровой Р.И. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Петрову Р.И., проживающую по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Петрову Р.И., проживающую по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики

Председательствующий:      А.Ю. Тяжева.

Мотивированное решение составлено 13 июня 2012 года.