Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 6 июня 2012 года п. Кугеси Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Тяжевой А.Ю. при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А. с участием истца Антипова С.А. представителя истца Васильева С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипова С.А. к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении У С Т А Н О В И Л: Антипов С.А. обратился в суд с иском к администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с программой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Письмом Главы Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 6 марта 2012 года № ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение на основании ст. 53 ЖК РФ в связи намеренным ухудшением своих жилищных условий и не истечением срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ со дня совершения указанных намеренных действий. Истец полагает данное решение незаконным, нарушающим его право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ, и создающим препятствия на получение мер государственной поддержки в решении жилищной проблемы, и просит признать его незаконным, обязав ответчика принять его в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи из трех человек. В судебном заседании истец Антипов С.А. и его представитель Васильев С.А. исковые требования поддержали, пояснив, что Антипов С.А. в порядке наследования после смерти отца получил в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они с супругой переехали в указанный дом с намерением вести самостоятельное хозяйство. В момент вселения в данный жилой дом с супругой нуждаемости в жилом помещении у них не возникало, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения составляло по 12,4 кв. метров на каждого. Нуждаемость в жилом помещении у его семьи возникла после рождения дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что нельзя признать умышленными действиями в смысле ст. 53 Жилищного Кодекса РФ. Представитель ответчика-администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ год Антипов С.А. является собственником жилого дома общей площадью 24,8 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сделана запись регистрации №. (л.д.10). Из выписки из похозяйственной книги №11 на 2012 год следует, что в данном жилом доме проживают Антипов С.А., его супруга ФИО6, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.40). Таким образом, исходя из общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи площадь жилого помещения составляет 8,26 кв. метров. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Как усматривается из ответа администрации Лапсарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Антипова С.А. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, администрацией Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики принято решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении. Отказ мотивирован тем, что на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ п.1 ст.16 «Закона Чувашской Республики о регулировании жилищных отношений» семья Антипова С.А. может быть принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку на приобретение жилья не ранее чем через пять лет, со дня совершения намеренных действий, в результате которых семья Антипова С.А. признана нуждающимся в жилом помещении. Суд находит данное решение администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики незаконным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу ст. 53 ЖК РФ Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми тишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местною самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестное участников гражданских правоотношений предполагаются. Анализ приведенной нормы ст. 53 Жилищного кодекса РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением, и в силу ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания наличия данных обстоятельств по настоящему делу возлагается на ответчика. Совершение истцом Антиповым С.А. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий своей семьи, по мнению суда, не доказано. Как установлено судом, право собственности на жилой дом в д. <адрес> у истца Антипова С.А возникло в результате принятия им наследства после смерти своего отца ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство им получено ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.8), право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Истец Антипов С.А. со своей супругой ФИО6 в указанном жилом доме зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, и на момент вселения, учитывая общую площадь жилого дома 24,8 кв. метров, они не приобрели права быть принятыми на учет нуждающихся в жилом помещении. Семья ФИО3 приобрела право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в результате рождения у них дочери ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, рождения, что не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий. Суд не может принять во внимание ссылку ответчика, изложенную в отзыве на исковое заявление, что до регистрации в доме № по ул. <адрес> семья Антиповых в улучшении жилищных условий не нуждалась и от приватизации квартир по прежнему месту жительства отказались в добровольном порядке. В соответствии со ст. Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу данной нормы закона, приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации является правом гражданина, а не его обязанностью, и в силу ст. 9 ГК РФ истец праве по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права. Исходя их презумпции добросовестности действий участника гражданский правоотношений, отказ от участия в приватизации жилого помещения нельзя рассматривать как злоупотребление правом, исключающим судебную защиту права истца на получение мер государственной поддержки в обеспечении жилым помещением. Более того, следует принять во внимание, что договор передачи квартиры № в доме <адрес>, где раньше был зарегистрирован истец Антипов С.А., заключен с ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, когда Антипов С.А. выехал из квартиры и вселился в жилой дом в д. <адрес>. Таким образом, к моменту приватизации вышеуказанной квартиры истец Антипов С.А. в отношении себя расторг договор социального найма, выехав на постоянное место жительство в другое место, поэтому его отказ от участия в приватизации данной квартиры, в которой он не проживает, соответствует принципам добросовестности и разумности. Кроме того, следует принять во внимание, что после вселения в вышеуказанный жилой дом истцом самостоятельно, собственными силами начато строительство жилого дома в целях улучшения жилищных условий своей семьи. Следовательно, вселение в данный жилой дом, имеющий меньшую площадь, чем ранее занимаемая им квартира, не связана исключительно с намерением истца создать условия для принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении, нуждаемость семьи истца в жилом помещении возникла после рождения дочери вселения ее в жилой дом, суд не усматривает в действиях истца намеренного ухудшения жилищных условий. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в ее состав была включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в усыновленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в рамках реализации данной подпрограммы, ее участником может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил и наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Таким образом, одним из условий для приобретения истцом права на получение мер государственной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дом, является признание истца составом семьи из трех человек в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.. а также молодые семьи, признанные органами местной самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилы: помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку в настоящее время обеспеченность общей площадью жилого помещения в принадлежащем истцу на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на каждого члена семьи составляет 8,26 кв.м, т.е. менее установленной учетной нормы, составляющей 12 кв. метров, то семья Антипова С.А. в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ должна быть признан нуждающейся в жилом помещении, и имеет право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с программой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Антипова С.А. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении Антипова С.А., проживающего по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики принять Антипова С.А. составом семьи из 3 человек на учет нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с администрации Лапсарского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в пользу Антипова С.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики Председательствующий: А.Ю. Тяжева. Мотивированное решение составлено 13 июня 2012 года.