заявление о признании недействительным распоряжения Министерства Юстиции РФ о нежелательности пребывания в РФ лица без гражданства



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 июня 2012 года                                                                             пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,

с участием заявителя Моногова Д.В.

представителя заявителя Рыбаковой Г.В.

представителей заинтересованных лиц: Министерства Юстиции Российской Федерации Григорьевой О.В., представителя УФМС России по Чувашской Республике Ивановой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Моногова Д.В, о признании недействительным распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства; о признании недействительным решения о депортации лица без гражданства за пределы Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л :

Моногов Д.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц и органов государственной власти.

Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством Юстиции Российской Федерации издано распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, которым признано пребывание Моногова Д.В. в Российской Федерации нежелательным сроком до ДД.ММ.ГГГГ, обязав его покинуть территорию Российской Федерации.

Постановлением <данные изъяты> районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ он освобожден условно-досрочно от отбывания наказания на оставшийся срок, составляющий <данные изъяты> с возложением обязанностей не менять место постоянного жительства, являться на регистрацию и других обязанностей.

ДД.ММ.ГГГГ он освободился из мест лишения свободы и сразу же прибыл к месту своего постоянного проживания в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения УФМС РФ по Чувашской Республике в Чебоксарском районе вынесено решение о депортации его за пределы Российской Федерации.

Полагает, что вышеуказанные решения Министерства Юстиции Российской Федерации, начальника отделения УФМС РФ по Чувашской Республике в Чебоксарском районе препятствуют осуществлению им своих прав и свобод.

В мотивировочной части решения начальника отделении УФМС РФ по Чувашской Республике в Чебоксарском районе указано, что он прибыл в Российскую Федерацию в марте 2003 года и находится на территории РФ без постановки на миграционный учет, не имеет места постоянного жительства, что не соответствует действительности.

В квартире дома <адрес> он проживает на законных основаниях, и зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, и снят с регистрационного учета в связи с осуждением его к лишению свободы на срок отбытия наказания, однако он включен в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения.

В Российскую Федерацию он прибыл в несовершеннолетнем возрасте вместе с матерью и братом, получил общее образование в средней школе , по достижении 16 летнего возраста получил паспорт гражданина СССР с вкладышем о гражданстве Российской Федерации.

По достижении возраста он был поставлен на воинский учет в Чебоксарском РВК, ДД.ММ.ГГГГ году был призван на военную службу и проходил срочную военную службу в ВМФ России до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ принял присягу на верность России, по настоящее время находится в запасе и состоит на воинском учете в Чебоксарском РВК.

Выдачей паспорта с вкладышем о принадлежности к гражданству Российской Федерации, он был введен в заблуждение и лишился возможности приобретения гражданства по облегченным условиям, предусмотренным Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации».

Решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации Министерством Юстиции Российской Федерации принято без учета его родственных связей с близким родственником - братом ФИО4

Не принято во внимание, что в период отбывания наказания он был поощрен 42 раза, был трудоустроен, в последующем был переведен на облегченные условия отбывания наказания, условно-досрочно освобожден от отбывания наказания, что свидетельствует о том, что он встал на путь исправления и не является социально опасным, не представляет угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федрации.

В связи с отбыванием наказания в колонии строгого режима он не имел возможности представить необходимые доказательства в свою защиту и полагает, что срок для обжалования решения Министерства Юстиции Российской Федерации может быть ему восстановлен.

В судебном заседании заявитель Моногов Д.В. и его представитель Рыбакова Г.В. поддержали заявление по вышеизложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица- Министерства Юстиции Российской Федерации Григорьева О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , возражала против удовлетворения заявления Моногова Д.В., указав, что заявитель был осужден за совершение особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации, и полагает, что принятое решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации является правомерным.

Представитель заинтересованного лица - УФМС Российской Федерации по Чувашской Республике Иванова Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, также возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что Моногов Д.В. неправомерно был документирован паспортом гражданина СССР с отметкой о принадлежности гражданству РФ, и как лицо без гражданства подлежит депортации за пределы Российской Федерации по месту рождения в <адрес>.

Начальник отделения УФМС России по Чувашской Республике в Чебоксарском районе, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки.

Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки.

С учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные документы, суд приходит к следующему.

Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ пребывание (проживание) в Российской Федерации Моногова Моногова Д.В., являющегося лицом без гражданства, признано нежелательным сроком до ДД.ММ.ГГГГ, обязав его покинуть территорию Российской Федерации.

Основанием для принятия распоряжения указано, что Моногов Д.В. осужден ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по совокупности преступлений, предусмотренных пунктами <данные изъяты> Уголовного Кодекса РФ, является лицом без гражданства и пребывание его на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Согласно поквартирной карточке на квартиру в доме <адрес> Моногов Д.В. зарегистрирован по месту жительства в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ вместе с матерью ФИО8, и братом ФИО4

Как усматривается из паспорта гражданина СССР серии , выданного отделом внутренних дел Чебоксарского района ДД.ММ.ГГГГ, Моногов Д.В. был документирован паспортом, который выдавался в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 667, был зарегистрирован по месту жительства в установленном порядке, следовательно, его пребывание в Российской Федерации является законным.

Согласно заключению инспектора ПВО Ленинского РОВД г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ, печать и подпись в тексте о принадлежности к гражданству РФ к вышеуказанному паспорту аннулированы.

Данное обстоятельство послужило основанием в последующем для признания Моногова Д.В. лицом без гражданства.

Из материалов дела следует, что Моногов Д.В. был осужден приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных пунктами <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением <данные изъяты> районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Моногов Д.В. освобожден от дальнейшего отбытия наказания условно-досрочно с возложением обязанностей: не менять постоянное место жительство без уведомления специализированно государственного органа, являться на регистрацию в установленные специализированным государственным органом дни, не появляться в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, запретить пребывание вне дома с 22 часов до 6 часов утра.

Как усматривается из данного постановления, Моногов Д.В. за весь период отбывания наказания твердо встал на путь исправления, имел множество поощрений, взысканий не имеет.

Таким образом, заявитель Моногов Д.В. имеет непогашенную судимость за совершение на территории Российской Федерации <данные изъяты> преступления.

Однако данное обстоятельство само по себе не может служить безусловным основанием для признания нежелательным его пребывание в Российской Федерации при наличии обстоятельств, касающихся личности Моногова Д.В., его семейных связей, поведения в период проживания в Российской Федерации до осуждения, а также поведения в период отбывания наказания.

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Как указано в опросном листе, составленном в ходе подготовки материалов в отношении Моногова Д.В. в соответствии с приказом Минюста РФ от 20 августа 2007 года № 171 «О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» в Российской Федерации проживает его брат ФИО4, проживающий по адресу: <адрес>.

Согласно паспорту серии , выданному Отделением УФМС России в Чувашской Республике в Чебоксарском районе, ФИО4 является гражданином Российской Федерации.

Из копии свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мать заявителя ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ в поселке <адрес>.

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 показала, что ее сестра ФИО8 со своими детьми приехала в Чувашскую Республику на постоянное место жительство в 1994 году, по прежнему месту жительства в Республике <адрес> никаких родственников не осталось.

Таким образом, единственный близкий родственник- брат заявителя, проживает в Российской Федерации, они зарегистрированы и проживают в одном жилом помещении, следовательно, депортация Моногова Д.В. из Российской Федерации повлечет нарушение его права на семейные связи.

Кроме того, следует принять во внимание, что в соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно военному билету от ДД.ММ.ГГГГ, учетно-послужной карточке, Моногов Д.В. проходил военную службу в составе войск военно-морского флота по призыву ДД.ММ.ГГГГ и уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исполняя конституционный долг гражданина Российской Федерации по защите Отечества, Моногов Д.В. был убежден о признании его Российской Федерацией гражданином своей страны, следовательно, он не мог знать о возможных последствиях признания его в последующем лицом без гражданства с депортацией из страны проживания.

Вышеприведенные сведения были указаны в опросном листе, представленном в Министерство Юстиции Российской Федерации, где также было отмечено, что осужденный Моногов Д.В. имеет 17 поощрений, к требованиям установленного порядка отбывания наказания относится сознательно, социально-полезные связи поддерживает с братом, характеризуется положительно, вину в совершенном преступлении признал полностью, в содеянном раскаивается.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют, что Моногов Д.В. к моменту принятия Министерством Юстиции Российской Федерации оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проявлял устойчивую направленность на исправление, следовательно, к указанному времени имелись основания признать, что цель применения наказания, предусмотренного ст. 43 УК РФ, т.е. исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений, была достигнута.

В связи с этим суд полагает, что личность заявителя Моногова Д.В. не представляет угрозы общественному порядку, правам и интересам других лиц, поэтому применение такой крайней меры, как депортация из Российской Федерации лишь по факту наличия судимости за совершение умышленного преступления при отсутствии конкретных фактов противоправного поведения с его стороны в период отбывания наказания, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности, и в данном случае, не является объективно необходимым.

Представителем заинтересованного лица - Министерства Юстиции Российской Федерации заявлено о пропуске заявителем срока обжалования действий государственных органов, однако суд усматривает основания для восстановления Моногову Д.В. срока для обжалования распоряжения Минюста РФ в силу следующих обстоятельств.

В силу положений ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1).

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2).

Как указывает представитель Минюста России, и не оспаривает Моногов Д.В., с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ он был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, и в течение 3 месяцев с указанного дня распоряжение им не было оспорено.

Форма распоряжения, установленная Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает разъяснение о порядке и сроках обжалования принятого решения.

Следовательно, Моногов Д.В. не был уведомлен о возможности, сроках и порядке обжалования распоряжения, сведений о вручении ему копии данного распоряжения также не имеется, что ограничило его в возможности подробного изучения данного документа и подготовки мотивированной жалобы на него.

На момент ознакомления с распоряжением Моногов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы, и был ограничен в возможности получения квалифицированной юридической помощи для своевременного обращения с заявлением об оспаривании принятого в отношении него распоряжения.

Меры для его депортации в указанный период не были приняты, срок выезда из страны распоряжение не содержало, поэтому Моногов Д.В. не мог знать о правовых последствиях данного распоряжения для него после освобождения из мест лишения свободы.

Кроме того, следует принять во внимание, что в соответствии с пунктом 9 Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством Юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, после получения из учреждения, исполняющего наказание, информации, необходимой для подтверждения гражданской принадлежности и организации оформления документов на осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства, включая свидетельство на возвращение, территориальный орган ФМС России направляет запрос с приложением документов в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (предполагаемой гражданской принадлежности) иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства с целью оформления документов на указанную категорию лиц, включая свидетельство на возвращение.

Организация оформления документов на осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства, включая свидетельство на возвращение, осуществляется территориальным органом ФМС России с учетом срока освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства из учреждения, исполняющего наказание.

После получения из дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства свидетельства на возвращение иностранного гражданина или лица без гражданства территориальный орган ФМС России направляет данное свидетельство на возвращение администрации соответствующего учреждения, исполняющего наказание, для приобщения к личному делу осужденного (п.10).

Из смысла данного положения регламента следует, что в отношении Моногова Д.В. подлежало оформлению свидетельство на возвращение, однако заинтересованными лицами доказательств оформления данного документа не представлено, поэтому при отсутствии оформленного свидетельства заявитель Моногов Д.В. не мог знать, что оспариваемое распоряжение Минюста России после освобождения его из мест лишения свободы исключит возможность его проживание в Российской Федерации.

Более того, пунктом 13 данного Регламента предусмотрено, что при освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом Российской Федерации срок.

Из справки об освобождении Моногова Д.В. усматривается, что при освобождении ему были выданы лишь денежные средства, и паспорт гражданина СССР серии , который на момент его освобождения не мог быть признан действующим документом, удостоверяющим личность.

При изложенных обстоятельствах вплоть до принятия начальником Отделения УФМС России по Чувашской Республике в Чебоксарском районе решения о депортации от ДД.ММ.ГГГГ заявитель не мог знать о правовых последствиях оспариваемого распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации, исключающих его право проживания в Российской Федерации до установленного срока, поэтому суд признает уважительными причины пропуска им срока для обжалования распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Моногова Д,В. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Моногова Моногова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>.

Признать незаконным решение начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Чувашской Республике в Чебоксарском районе от ДД.ММ.ГГГГ о депортации Моногова Д.В. за пределы Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий:                           А.Ю. Тяжева.

Мотивированное решение составлено 14 июня 2012 года.