привлечение к административной ответственности по ст.8.33 КоАП РФ



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

12 июля 2010 года п.Кугеси

Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Кудряшова Р.Г.,

рассмотрев жалобу защитника Александрова В.Г. - Древаль М.С., действующего на основании доверенности, на постановление Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (Госохотрыбслужба Чувашии) Номер обезличен от Дата обезличена г. о привлечении начальника Чебоксарского РЭС Северного производственного отделения ОАО «МРСК Волги»-«Чувашэнерго» Александрова В.Г. к административной ответственности по ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),

у с т а н о в и л :

Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства ОАО «МРСК Волги» в части соблюдения требований законодательства об охране объектов животного мира при эксплуатации филиалом ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» линий электропередач на территории Чувашской Республики, на основании которой руководителем Госохотрыбслужбы Чувашии ФИО17 Дата обезличена вынесено постановление Номер обезличен о привлечении начальника Чебоксарского РЭС Северного производственного отделения ОАО «МРСК Волги»-«Чувашэнерго» Александрова В.Г. к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... руб.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Александрова В.Г. - Древаль М.С., действующий на основании доверенности, подал жалобу, в которой просит его отменить ввиду того, что при вынесении постановления в отношении Александрова В.Г. Госохотрыбслужбой Чувашии не выяснены обстоятельства, которые должны быть установлены в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Госохотрыбслужба Чувашии не приняла никаких мер по самостоятельному выяснению вышеуказанных обстоятельств, положив основу своего решения материалы проверки прокуратуры, которые отличаются существенной неполнотой и некачественностью исследования обстоятельств гибели птиц. Так, в ходе проверки не был осуществлен выход на место гибели птиц совместно с сотрудниками филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго», не была осмотрена линия электропередачи. Вывод о гибели птиц от поражения электрическим током основан на отчете Республиканской общественной организации «Экологическое движение молодежи», не являющейся специализированным экспертным органом, правомочным давать заключения по данным вопросам, а также неправомочной проводить проверки деятельности юридических лиц в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вследствие чего, указанный отчет не может является надлежащим доказательством, подтверждающим вину Александрова В.Г. в нарушении законодательства об окружающей среде. Причина гибели птиц не установлена какими-либо специальными исследованиями, в том числе в ходе проведения соответствующей экспертизы. В деле отсутствуют доказательства того, что гибель птиц произошла именно от поражения электрическим током и именно на объектах, принадлежащих филиалу ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго». Указывает, что уполномоченным проводить проверку юридических лиц на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды является Госохотслужба Чувашии. Данные полномочия установлены в п.3.8 Положения о Госохотрыбслужбы Чувашии, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 октября 2008 г. № 303. Однако, надлежащая проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды филиалом ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» Госохотрыбслужбой Чувашии не проведена. Кроме того, в нарушение ст.9 ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Госохотрыбслужба Чувашии не проинформировала о проведении какой-либо проверки филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго», отсутствуют распоряжение или приказ Госохорыбслужбы Чувашии о проведении проверки и акт проверки, что свидетельствует о грубом нарушении установленных настоящим законом требований к организации и проведению проверок. При привлечении Александрова В.Г. к административной ответственности Госохотслужба Чувашии не установила, какие конкретные правовые нормы были нарушены им, как должностным лицом филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго». Госохотслужба Чувашии, делая вывод о виновности Александрова В.Г. сослался лишь на п.34 «Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», утв.постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997, который является нормой, устанавливающей только общие требования по охране объектов животного мира. Госохотрыбслужбой Чувашии не были учтены другие существующие правовые нормы, конкретизирующие п.34 Требований. Так, п.8 Требований предусмотрено, что «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации применительно к настоящим Требованиям утверждают требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территориях субъектов Российской Федерации с учетом их природных и других особенностей». Ст. 6.1, 18 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. предусмотрена разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания. Однако эти требования до настоящего времени в Чувашской Республике не разработаны, когда в других регионах такая работа проведена. Прокуратурой в ходе проведения проверки не была изучена и установлена существующая в филиале ОАО «МРСК «Волги» - «Чувашэнерго» организационная структура служб, занимающихся вопросами организации работы, контроля и исполнением мероприятий по охране природы, в частности, по установке по ЛЭП птицезащитных устройств; не была запрошена информация о наличии в филиале плана мероприятий по установке птицезащитных устройств и результатах его исполнении, не установлено какие именно птицезащитные устройства применяются филиалом в производственной деятельности, не был осуществлен осмотр ЛЭП филиала на наличие или отсутствие на них птицезащитных устройств. Прокуратурой были опрошены лишь начальники РЭС, которые не располагали информацией по вопросу об установке птицезащитных устройств. Кроме того, по мнению защитника, при принятии постановления руководителем Госохотрыбслужбы Чувашии неверно определен как субъект административного правонарушения, так и его субъективная сторона, т.е. не установлен состав административного правонарушения. Просит постановление № ... в отношении Александрова В.Г. отменить за необоснованностью и производство по делу прекратить.

Александров В.Г., его защитники Древаль М.С., Петров Е.М., представитель Госохотслужбы Чувашии, представитель Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы в суд от них не поступило. Суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсуствие.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему выводу.

Как видно из материалов дела, на основании сообщения Госохотрыбслужбы Чувашии, Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура в феврале 2010 г. провела проверку ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» по вопросу соблюдения действующего законодательства об охране объектов животного мира при эксплуатации филиалом ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» линий электропередач на территории Чувашской Республики.

В ходе проверки было установлено, что филиалом «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» осуществляется эксплуатация линий электропередачи ВЛ-10-0,4 кВ на территории Чебоксарского района Чувашской Республики протяженностью более 600 км. Поставка электроэнергии осуществляется по неизолированным проводам, закрепленным на траверсах опор с изоляторами (воздушная линия электропередачи). При этом линии электропередачи, опоры и изоляторы, эксплуатируемые Чебоксарским РЭС Северного производственного отделения филиала «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» не оборудованы птицезащитными устройствами (за исключением ВЛ-10кВ № 5 ПС «...», протяженностью 1,5 км).

Эти обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире".

По результатам проверки в отношении начальника Чебоксарского РЭС Северного производственного отделения филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» - Александрова В.Г. вынесено постановление от Дата обезличена о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ

Александров В.Г. с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении ознакомлен в этот же день, о чем собственноручно расписался.

Дата обезличена Госохотрыбслужба Чувашии приняло постановление по делу об административном правонарушении N ... о привлечении Александрова В.Г. к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ в виде ... руб. штрафа.

Административная ответственность по статье 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.

Сфера действия данной статьи охватывает разнообразную деятельность производственного характера (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика), оказывающую влияние на среду обитания животных.

Законодательство Российской Федерации устанавливает как общие, так и специальные правила, регламентирующие указанную выше деятельность.

Общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой 3 Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире".

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания или путей миграции животных. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил.

Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ч. 1, ч. 2 ст. 22 Закон № 52-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 52-ФЗ юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

Постановлением Правительства РФ № 997 от 13 августа 1996 г. утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.

Согласно п.4-6 Требования обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и действуют на всей территории Российской Федерации. Юридические и физические лица, действующие во всех сферах производства, обязаны своевременно информировать специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания о случаях гибели животных при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Юридические и физические лица, виновные в нарушении настоящих Требований, несут ответственность в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 33,34 Требований при проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и совращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время полета. Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицами устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам. Запрещается использование в качестве специальных птицезащитных устройств изолированных металлических конструкций.

В судебном заседании бесспорно установлено, что филиалом «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» осуществляется эксплуатация линий электропередачи ВЛ-10-0,4 кВ на территории Чебоксарского района Чувашской Республики протяженностью 600 км. Поставка электролинии осуществляется по неизолированным проводам, закрепленным на траверсах опор с изоляторами (воздушная линия электропередачи). При этом линии электропередачи, опоры и изоляторы, эксплуатируемые Чебоксарским РЭС Северного производственного отделения филиала «МРСК Волги» - «Чувашэнерго», в нарушение вышеуказанных требований Закона «О животном мире», Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» не оборудованы птицезащитными устройствами (за исключением ВЛ-10кВ № 5 ПС «...», протяженностью 1,5 км). Данные нарушения подтверждаются письменной информацией, поступившей из Госохотслужбы Чувашии от Дата обезличена № ..., объяснениями членов Республиканской Общественной организации «Экологическое движение молодежи Чувашской Республики» ФИО11, ФИО10, ФИО9, сообщениями названных лиц о гибели птиц, приложенных к сообщениям, а также объяснениями самого начальника Чебоксарского района электрических сетей Северного производственного отделения филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» Александрова В.Г., из которого следует, что он является ответственным за организацию экологического производственного контроля, однако вопроса о необходимости установки на линиях электропередачи птицезащитных устройств перед руководством производственного отделения не поднимал. Линии электропередачи на территории, обслуживаемой Чебоксарским районом электрических сетей, далеко не все обеспечены птицезащитными устройствами (исключение ВЛ-10кВ № 5 ПС «...» в пределах лесного массива).

Отсутствие птицезащитных устройств приводит к массовой гибели птиц. Так, на территории Чебоксарского района Чувашской Республики представителями Республиканской общественной организации «Экологическое движение молодежи Чувашской Республики» в ходе выполнения мониторинговых работ по теме: «Мониторинг гибели птиц на линиях электропередач» была выявлена гибель 17 птиц, погибших от столкновения (соприкосновения) с линией электропередачи.

Оснований считать, что отраженные в названных документах сведения не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным при проверке, не имеется.

В соответствии с п.2.9 раздела 2 Положения о Чебоксарском районе электрических сетей (ПП-21ч-2008) от Дата обезличена в обязанности РЭС (в лице начальника) входит охрана окружающей среды. В соответствии с п.п.5 п.4.12. раздела 4 Положения начальник РЭС имеет право давать предложения руководству структурных подразделений ПО по вопросам улучшения ремонтно-эксплуатационного обслуживания.

В соответствии с приказом директора Северного производственного отделения филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» от Дата обезличена № ... Александров В.Г. назначен начальником Чебоксарского района электрических сетей Северного производственного отделения филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго».

Согласно приказа директора Северного производственного отделения № ... от Дата обезличена на начальника Чебоксарского РЭС Северного производственного объединения филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» Александрова В.Г. возложены служебные обязанности по соблюдению требований природоохранного законодательства ( в том числе правил охраны среды обитания животных), а также по организации и проведению производственного экологического контроля при эксплуатации ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» линий электропередачи, опор и изоляторов на территории Чебоксарского района Чувашской Республики.

В своих письменных объяснениях Александров А.Г. не отрицал отсутствие оборудования птизащитными устройствами эксплуатируемых линий электропередачи и подтвердил, что на территории Чебоксарсокго района по настоящее время используются опоры ВЛ со штыревыми изоляторами, что запрещено п.2.5.36 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утв. Приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 г. № 187. К руководству по этому поводу не обращался.

Таким образом, на начальника Чебоксарского РЭС Северного производственного отделения филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» Александрова В.Г. возложены служебные обязанности по соблюдению требований природоохранного законодательства (в том числе правил охраны среды обитания животных) при эксплуатации ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» линий электропередачи, опор и изоляторов на территории Чебоксарского района Чувашской Республики. В его действиях, как ответственного должностного лица - начальника Чебоксарского РЭС Северного производственного отделения филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго», выразившиеся в осуществлении ОАО «МРСК Волги»-«Чувашэнерго» (филиала) эксплуатации линий электропередачи, опор и изоляторов на территории Чебоксарского района Чувашской Республики без оборудования их специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токообразующим проводам с нарушением Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 997 г., усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.

В силу изложенного, ссылка защитника о том, что Александров В.Г. не является субъектом вмененного ему правонарушения, суд находит несостоятельным. Установленный порядок привлечения Александрова В.Г. к административной ответственности соблюден.

Доводы жалобы защиты Древаля М.С. о том, что начальник РЭС занимается только вопросами эксплуатации линий электропередачи и что в его обязанности не входит решение вопросов по оснащению линий электропередачи птицезащитными устройствами являются необоснованными, поскольку в соответствии с Положением о РЭС к основным его задачам относятся поддержание оборудования и сооружений распределительных электросетей в закрепленной зоне обслуживания в состоянии, удовлетворяющем требованиям действующих правил и норм, а также охрана окружающей среды.

В соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения, в том числе, в области охраны окружающей среды, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Как следует из материалов дела, никаких процессуальных действий Госохотрыбслужба, требующих значительных временных затрат, не проводила, следовательно, у нее не имелось правовых оснований для проведения административного расследования.

Поэтому доводы, изложенные в жалобе о том, что по делу требовалось проведение административного расследования, также как и назначение экспертизы по установлению причин гибели птиц, также не принимается.

Иные доводы, приведенные в жалобе защитника Древаль М.С., не влекут отмену состоявшегося постановления Госохотрыбслужбы Чувашии от Дата обезличена

С учетом изложенного, суд также отклоняет доводы защитника об отсутствии в действиях Александрова В.Г. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Александрова В.Г. не допущено.

Оснований для изменения размера наказания, а также для освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности суд также не усматривает.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Оснований, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, для отмены постановления не имеется. В связи с чем, руководствуясь ст. 30. 6, 30.7, 30. 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания № ... от Дата обезличена по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника Чебоксарского РЭС Северного производственного отделения ОАО «МРСК Волги»-«Чувашэнерго» Александрова В.Г. оставить без изменения, а жалобу его защитника Древаль М.С. - без удовлетворения.

Судья Р.Г.Кудряшова

Копия верна: судья Р.Г. Кудряшова