ст. 105 ч. 1 УК РФ



Дело 1-116

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

город Чебаркуль     ДД.ММ.ГГГГ

Судья Чебаркульского городского суда Челябинской области Барашев К.В. при секретаре Бугреевой С.А., с участием

государственного обвинителя ст. помощника Чебаркульского городского прокурора Селиной Е.Н.,

представителя потерпевшего К.Т.Ф.,

подсудимой Кошкаровой Н.А.,

защитника адвоката Малькова С.П.,

педагога ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Кошкаровой Н.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>, гражданки Российской Федерации, <данные изъяты> судимой ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 4 города Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области по ст.156 УК РФ к 180 часам обязательных работ, отбывшей 60 часов обязательных работ, проживающей в деревне <адрес> в <адрес>,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ,

у с т а н о в и л :

В период с 12 часов 30 минут до 13 часов ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> в ходе ссоры между находящимися в состоянии алкогольного опьянения Кошкаровой Н.А. и ФИО9, возникшей в результате противоправных действий последнего, подвергнувшего подсудимую избиению, оскорблявшего ее нецензурной бранью, Кошкарова Н.А., действуя с целью причинения ФИО9 тяжкого вреда здоровью, но не имея умысла на убийство, вооружилась кухонным ножом и нанесла им последнему один удар в область задней поверхности грудной клетки справа.

Своими умышленными действиями подсудимая причинила потерпевшему колото-резаное ранение задней поверхности грудной клетки справа, проникающее в правую плевральную полость с повреждением тканей грудной стенки, сквозным повреждением нижней доли правого легкого, осложнившееся скоплением крови в правой плевральной полости (около 2 000 мл) и острой кровопотерей, относящееся к категории тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни и как повлекшее смерть ФИО9 на месте происшествия.

Подсудимая Кошкарова Н.А. вину не признала и показала, что днем ДД.ММ.ГГГГ она с сожителем - ФИО9 - лежала на диване и тот ударил ее, отчего она упала на пол, разбила голову. Старшая дочь - ФИО5 - подала ей тряпку утереться, и когда она (подсудимая) смывала над тазом кровь с головы, последняя вышла из дома, видимо, по пути ударила потерпевшего, лежавшего на диване, ножом в спину.

В обоснование своей позиции подсудимая ссылается на показания свидетелей ФИО6, ФИО8

В судебном заседании свидетель ФИО6 показала, что днем ДД.ММ.ГГГГ к ней прибежала ФИО5 - старшая несовершеннолетняя дочь подсудимой - и сообщила, что мать ударила ножом потерпевшего. Прибыв на место, она (свидетель) обнаружила избитую Кошкарову Н.А., у нее были разбиты нос, голова. Весной 2011 года младшая дочь ФИО7 - рассказала ей (Лалетиной), что видела, как потерпевшего ножом ударила ФИО5, а не подсудимая.

В судебном заседании несовершеннолетний свидетель ФИО8 показала, что днем ДД.ММ.ГГГГ она видела, как отец - ФИО9 - столкнул спящую мать - Кошкарову Н.А. с дивана, а старшая сестра - ФИО5 - взяла нож и ударила им отца в лопатку, после чего бросила нож в печь ; последующие события она не помнит, подсудимая и потерпевший в этот день спиртное не распивали, не ссорились.

Виновность Кошкаровой Н.А. подтверждается следующими доказательствами.

Показаниями представителя потерпевшего К.Т.Ф. о том, что днем ДД.ММ.ГГГГ ей позвонила ФИО10 и сообщила об убийстве Кошкаровой Н.А. ее брата - ФИО9, с которым сожительствовала. Старшая дочь подсудимой - ФИО5 - в этот же день рассказала о том, что между ФИО9 и Кошкаровой Н.А., находившимися в комнате, возникла ссора, подсудимая с окровавленным лицом вышла из комнаты к ней (ФИО5) на кухню. Остановив текущую из носа кровь, Кошкарова взяла нож из банки со столовыми приборами, вернулась к потерпевшему и ударила его, лежащего на диване вниз лицом, в спину. После этого ФИО5 оттолкнула мать, забрала у нее нож, пыталась оказывать отцу помощь, вызвала «скорую».

Показаниями несовершеннолетнего свидетеля ФИО5 о том, что днем ДД.ММ.ГГГГ она, находясь на кухне, слышала, как в соседней комнате ругаются ее родители - Кошкарова Н.А. и ФИО9 Зайдя туда, она поняла, что отец ударил мать, т.к. у той из носа текла кровь. Дав подсудимой тряпку и таз с водой умыться и утереться, она (свидетель) вернулась на кухню, куда вскоре зашла Кошкарова, взяла что-то из банки со столовыми приборами и вновь ушла в комнату. Услышав, как потерпевший вскрикнул, она (ФИО5) пошла к родителям и увидела мать с кухонным ножом в поднятой руке ; у отца в области правой лопатки была рана. Отобрав у подсудимой нож, она (свидетель) сняла с ФИО5 одежду, обработала рану, вызвала «скорую помощь». Ранее мать дважды нападала на отца с ножом, причиняла ему несерьезные ранения.

Показаниями свидетеля ФИО11 на предварительном следствии (т.1 л.д.51-55) о том, что ее соседка Кошкарова Н.А. в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивной, часто учиняла ссоры со своим сожителем ФИО9 Днем ДД.ММ.ГГГГ к ней (свидетелю) прибежала плачущая ФИО5, просила лекарства, бинты, чтобы оказывать помощь отцу, которого подсудимая ударила ножом и тот умирал.

Показаниями свидетеля ФИО12 на предварительном следствии (т.1 л.д.56-60) о том, что днем ДД.ММ.ГГГГ к ней обращалась за помощью ФИО5, рассказав, что Кошкарова Н.А. ударила ножом ФИО9

Показаниями свидетеля ФИО13 о том, что днем ДД.ММ.ГГГГ ему позвонила ФИО5, спрашивала бинты, чтобы оказать помощь потерпевшему, которого ударила ножом подсудимая. Вернувшись вечером из прокуратуры, ФИО5 рассказала подробнее о произошедшем : о возникшей между родителями ссоре, об избиении ФИО5 Кошкаровой и о последующем причиненным подсудимой потерпевшему ранении ножом, взятым на кухне. Ему (свидетелю) известно, что Кошкарова Н.А. и ранее наносила ФИО9 удары ножом по телу.

Показаниями свидетеля ФИО14, расследовавшего рассматриваемое уголовное дело, о том, что он, прибыв на место происшествия, произвел его осмотр, находившаяся тут же Кошкарова Н.А. рассказала, что она ударила ФИО9, лежащего на диване, ножом в спину за то, что он разбил ей нос. Эти же показания подсудимая добровольно давала при последующих допросах в качестве подозреваемой, обвиняемой, продемонстрировала при проведении следственного эксперимента.

Показаниями свидетеля ФИО15, участвовавшей в качестве понятой при осмотре места происшествия, о том, что она видела у Кошкаровой Н.А. разбитый нос, с места происшествия следователь изъял окровавленную одежду потерпевшего, нож, на котором были пятна крови.

Показаниями эксперта ФИО16, поддержавшей выводы проведенных судебно-медицинских экспертиз (в т.1 на л.д.84-91 и 93-94), о том, что при осмотре места происшествия Кошкарова Н.А. поясняла, что между ею и потерпевшим возникла ссора, ФИО9 ее ударил, на что она, разозлившись, нанесла ему удар в спину ножом, взятым на кухне. У подсудимой из носа текла кровь, были кровоподтеки на руках.

Показаниями подсудимой Кошкаровой Н.А. на предварительном следствии при допросах в качестве подозреваемой и обвиняемой (т.1 л.д.128-131, 161-164) о том, что около 12 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, когда она с ФИО9 лежала на диване, между ними возник спор, переросший в ссору, и последний ударил ее кулаком по лицу, отчего из носа потекла кровь. Дочь - ФИО5 - подала ей тряпку утереться, успокаивала потерпевшего, высказывавшего оскорбления в ее (подсудимой) адрес. Разозлившись на ФИО5, она (Кошкарова) взяла из банки на кухне кухонный нож, подошла к потерпевшему, лежавшему на диване вниз лицом, и ударила его сверху ножом в спину. Подбежавшая тут же ФИО5 оттолкнула ее, отобрала нож. После этого они вдвоем сняли с ФИО9 свитер, футболку, обработали рану, дочь ушла вызывать «скорую помощь». Ранее при ссорах с мужем она ударяла его ножом в лопатку, но глубокого ранения не причинила.

Протоколами осмотра места происшествия и трупа с фототаблицей (т.1 л.д.5-10), согласно которому в комнате <адрес> на диване обнаружен труп ФИО9 с раной в области задней поверхности грудной клетки справа. С места происшествия изъяты кухонный нож со следами крови (со стола на кухне), наволочка, свитер и футболка со следами бурого вещества, которые осмотрены следователем (т.1 л.д.76-78), приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (т.1 л.д.79).

Заключением судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.84-91), согласно которому смерть ФИО9 наступила от колото-резаного ранения задней поверхности грудной клетки справа, проникающего в правую плевральную полость с повреждением тканей грудной стенки, сквозным повреждением нижней доли правого легкого, которое осложнилось скоплением крови в правой плевральной полости (2 000 мл) и острой кровопотерей, относящегося к категории тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни. Рана расположена на задней поверхности грудной клетки справа в проекции 8-го межреберья по лопаточной линии, продолжается раневым каналом, который проникает в правую плевральную полость через 8-е межреберье, повреждая на своем пути насквозь ткань нижней доли правого легкого ; ход раневого канала снаружи внутрь, сзади наперед, горизонтально, длина канала - 8 см. Ранение образовалось от одного удара колюще-режущим орудием по задней поверхности грудной клетки справа, в срок и при обстоятельствах, установленных органом расследования (не менее одного удара в заднюю поверхность грудной клетки справа ножом). Смерть ФИО9 наступила, вероятно, в течение часа после получения ранения, потерпевший при этом мог совершать какие-либо самостоятельные действия, но их объем был ограничен и уменьшался по мере нарастания кровопотери. Инородных предметов, частиц, волокон, веществ в ране, а также следов, характерных для борьбы или самообороны, не обнаружено. В крови от трупа обнаружен этиловый спирт в концентрации 5,3 %о, что при жизни соответствует сильному алкогольному опьянению.

Заключением судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.93-94), согласно которому у Кошкаровой Н.А. на момент исследования ДД.ММ.ГГГГ имели место ссадина спинки носа, ссадина волосистой части головы в правой теменной области, кровоподтеки правого плеча, левого плеча и левого предплечья, которые образовались от действия тупых твердых предметов за несколько часов - двое суток до обследования, не привели к расстройству здоровья.

Заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.98-102), согласно которому кровь ФИО9 относится к О

Заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.105-109), согласно которому представленная на экспертное исследование рана кожи с задней поверхности грудной клетки справа от трупа ФИО9 по своему характеру является колото-резаной и могла быть причинена плоским колюще-режущим орудием типа ножа, имеющим относительно острое лезвие и тонкий, по-видимому, П-образной формы обушок. Ширина следообразующей части клинка действующего орудия составляет 19-20 мм, частные признаки не установлены. Вышеуказанная рана могла быть причинена ножом, изъятым при осмотре места происшествия.

Заключением комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.114-119), согласно которому Кошкарова Н.А. каким-либо хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием и иным болезненным состоянием психической деятельности не страдала и не страдает, а обнаруживает признаки легкой умственной отсталости, осложненной синдромом зависимости от алкоголя. В момент преступления признаков временного болезненного расстройства психической деятельности не обнаруживала, а находилась в состоянии простого алкогольного опьянения. Поэтому она могла в момент совершения преступления и может в настоящее время в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается. Рассматривая этапы качественной характеристики эмоционального состояния Кошкаровой Н.А. в момент совершения ею преступления, не удалось проследить характерной для аффекта трехфазной динамики развития эмоционального процесса.

Протоколом следственного эксперимента от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.149-154), согласно которому Кошкарова Н.А. добровольно продемонстрировала следователю, как она наносила удар ножом в спину лежащему на диване вниз лицом ФИО9

Вышеперечисленные доказательства суд признает допустимыми, относимыми, достоверными, а в совокупности - достаточными для вывода суда о виновности Кошкаровой Н.А. в совершении преступления.

Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Обстоятельства совершенного подсудимой преступного деяния суд устанавливает из последовательных и непротиворечивых показаний свидетелей ФИО5, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, представителя потерпевшего К.Т.Ф., которые нашли полное подтверждение в исследованных в судебном заседании материалах уголовного дела : протоколах осмотра места происшествия, трупа, предметов, заключениях экспертов, показаниях эксперта ФИО16 Допрошенная в судебном заседании педагог ФИО17, на протяжении длительного времени являющаяся классным руководителем ФИО5, охарактеризовала последнюю как правдивого подростка, сообщила об отсутствии нарушений в ее психике, склонности ко лжи и фантазированию. Оснований для оговора Кошкаровой Н.А. вышеуказанными свидетелями суд не усматривает. Кроме того, правдивость показаний данных лиц не оспаривалась подсудимой на предварительном следствии.

Показания же Кошкаровой Н.А. в судебном заседании о том, что она непричастна к причинению смерти ФИО9, что ранение потерпевшему ножом причинила ФИО5, суд отвергает, расценивает как способ защиты, т.к. они опровергаются совокупностью всех исследованных в судебном заседании доказательств. Напротив, на предварительном следствии при неоднократных допросах, при проведении следственного эксперимента, при беседе с врачами-психиатрами и психологом при проведении экспертизы подсудимая давала последовательные и схожие показания, изобличая только себя ; допросы Кошкаровой Н.А. велись в присутствии защитника, показания подсудимая давала добровольно, удостоверив правильность отраженных в протоколе сведений своими подписями, каких-либо замечаний, дополнений к протоколам допроса ни у Кошкаровой Н.А., ни у ее адвоката не имелось.

По этим же основаниям, как опровергаемые всеми вышеперечисленными и исследованными в судебном заседании доказательствами, суд отвергает показания свидетеля ФИО6, подруги подсудимой, о том, что ФИО5 не оспаривала свою причастность к причинению смерти потерпевшему, ранее нападала на него с ножом, а также показания несовершеннолетнего свидетеля ФИО8 - дочери Кошкаровой Н.А., о том, что ранение ФИО9 причинила ФИО5 Показания указанных лиц суд расценивает как способ оказания подсудимой помощи в защите. При этом показания семилетней ФИО8 по-прежнему проживающей с матерью и в отсутствие старшей сестры - ФИО5, отрывочны, путанны в деталях, ребенок определяет их как недавние воспоминания, участвующий в допросе педагог ФИО4, имеющая достаточную квалификацию, не исключает внушаемость ребенка.

Действия потерпевшего, лежавшего на диване, не наносившего новых ударов Кошкаровой Н.А. и не высказывавшего намерений применить насилие, не создавали угрозы для жизни или здоровья подсудимой, оснований для переквалификации действий последней по ч.1 ст.114 УК РФ нет.

Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает, что в судебном заседании не нашла подтверждения направленность умысла Кошкаровой Н.А. именно на причинение смерти ФИО9 : при допросах в качестве подозреваемой и обвиняемой направленность умысла подсудимой следователем не устанавливалась, Кошкарова объясняла свой поступок лишь тем, что она разозлилась на потерпевшего. Кроме того, ранее подсудимая наносила удары потерпевшему ножом в спину, но не причиняла значительных повреждений. В рассматриваемой ситуации Кошкарова имела реальную возможность нанести ФИО5 еще удары ножом, но она, после того, как ФИО5 отобрала у нее нож, тем не менее, предпринимала реальные меры к спасению жизни потерпевшего - освободила доступ к ране, обрабатывала ее, пыталась остановить кровотечение, не препятствовала дочери вызвать «скорую помощь». В связи с изложенным суд находит необходимым переквалифицировать действия Кошкаровой Н.А. с ч.1 ст.105 УК РФ и квалифицировать их по ч.4 ст.111 УК РФ. При этом суд считает, что подсудимая, нанося ФИО5 удар ножом, действовала умышленно и с целью причинения последнему тяжкого вреда здоровью : для причинения подобного вреда Кошкарова вооружилась ножом, имеющим значительные размеры, удар ею был нанесен с силой и в область расположения жизненно важных органов - заднюю поверхность грудной клетки ; клинок проник на большую глубину, в плевральную полость, повредив, в числе прочего, легкое.

Федеральным законом РФ от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ» внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, улучшающие положение подсудимых ; в частности такие изменения внесены в санкцию ч.4 ст.111 УК РФ.

В связи с этим, учитывая положения ч.1 ст.10 УК РФ, действия Кошкаровой Н.А. подлежат квалификации по ч.4 ст.111 УК РФ в редакции 07 марта 2011 года - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При назначении Кошкаровой вида и размера наказания суд учитывает, что ею совершено оконченное особо тяжкое преступление, общественную опасность содеянного. Обстоятельств, отягчающих ее наказание, нет. Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой, являются : совершение преступления впервые, признание вины и раскаяние в содеянном на предварительном следствии, противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, оказание помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, ослабленное состояние здоровья, обусловленное нарушением интеллекта, наличие четверых несовершеннолетних детей.

Суд принимает во внимание, что подсудимая имеет постоянное место жительства, удовлетворительно участковым уполномоченным милиции, соседями, посредственно педагогом ФИО18 там охарактеризованной, трудоустроенной при отбывании наказания в виде обязательных работ, не состоит на учете у нарколога.

Вместе с тем, учитывая вышеизложенные обстоятельства, исходя из тяжести и общественной опасности совершенного преступления, суд считает, что исправление Кошкаровой Н.А. возможно только в условиях изоляции от общества, не находя оснований для применения положений ст.ст.64 и 73 УК РФ.

С учетом смягчающих наказание обстоятельств суд не назначает подсудимой дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

Гражданский иск не заявлен.

Руководствуясь ст.ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л :

Признать Кошкарову Н.А. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ (в редакции 07 марта 2011 года), и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет без ограничения свободы.

В соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ вновь назначенное наказание частично сложить с наказанием, назначенным Кошкаровой Н.А. приговором мирового судьи судебного участка № 4 города Чебаркуля и Чебаркульского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, исчисляя восемь часов обязательных работ за один день лишения свободы, и окончательно к отбыванию в исправительной колонии общего режима назначить Кошкаровой Н.А. наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет семь дней.

Меру пресечения Кошкаровой Н.А. изменить, взять ее под стражу в зале суда, срок отбывания наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Вещественные доказательства - нож, наволочку, свитер, футболку, хранящиеся при уголовном деле (л.д.79), - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный в тот же срок вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий