Дело №2-904/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата г. Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Андрусенко И.Д.,
при секретаре Гаповой Н.М.,
с участием истицы Пальминой Е.П., представителя истицы адвоката Гайворонской Н.Ю., представителя ответчика Цуркану О.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пальминой Е.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истица Пальмина Е.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области (далее по тексту решения - ГУ УПФР), в котором просила признать незаконным и отменить решение ответчика Номер от Дата, основанное на протоколе Номер от Дата, в части отказа ей в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с Дата по Дата, в льготном исчислении, в должности медицинской сестры - анестезистки отделения анестезиологии и реанимации ***; с Дата по Дата - в календарном исчислении, нахождение в отпуске по уходу за ребенком, сыном ***, Дата года рождения, до исполнения ему полутора лет; назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата.
В обоснование иска сослалась на то, что выработала специальный стаж в учреждениях здравоохранения *** лет, приобрела право на досрочную пенсию. С заявлением о назначении досрочной пенсии по старости обратилась к ответчику Дата. Решением ГУ - УПФР Номер от Дата в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ. По имеющимся документам в стаж на соответствующих видах работ, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учтены ***. Считает отказ незаконным и необоснованным. Согласно ст.1 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» она имеет право выбора вида пенсии, что и сделала, обратившись с заявлением в ГУ - УПФР (л.д.2-7).
В судебном заседании истица Пальмина Е.П. и ее представитель Гайворонская Н.Ю. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Чебаркуле и Чебаркульском районе Цуркану О.Э. (доверенность от Дата л.д.58) не согласилась с исковыми требованиями в полном объеме, суду пояснила, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. Выводы комиссии изложены в протоколе. В период с Дата по Дата истица не работала, поэтому он учтен в общий стаж как период ухода за ребенком на основании свидетельства о рождении. В период с Дата по Дата истец не работала, а проходила военную службу по контракту, поэтому указанный период не может быть учтен в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Страховой стаж истицы менее 25 лет. По полученным Пенсионным фондом сведениям с Дата по день обращения с заявлением начислений по страховым взносам у Пальминой Е.П. не было.
Заслушав объяснения истицы Пальминой Е.П., ее представителя Гайворонской Н.Ю., представителя ответчика Цуркану О.Э., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом названным законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на досрочную трудовую пенсию по старости.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 названного выше Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных подразделениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Согласно п.4 указанных Правил в специальный стаж включается работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При исчислении специального стажа применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (в ред. от 26.05.2009 г.).
Разделом «Наименование учреждений» указанного списка предусмотрены: п.1 Больницы всех наименований; п.6 Госпитали всех наименований; п.29 Отдельный медицинский батальон.
Разделом «Наименование должностей» указанного Списка предусмотрены: - медицинская сестра; - фельдшер.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в ред. от 26.05.2009).
Пунктом 4 Правил установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Согласно пункту 5 указанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленные в пунктах 1-3 Перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил установлено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях,…военно-медицинских службах, стационарах, медицинских ротах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
Пунктом 7 Правил, установлено, что работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены: разделом «Наименование структурных подразделений»: п.1 отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6,8,12,20,21,27-3- Списка: - гинекологическое; п.2. отделения анестезиологии-реанимации, а так же реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6,8,12,15,16,20,21,27-30 Списка.
Разделом «Наименование должностей»: п.1 операционные медицинские сестры, включая старших; п.2. медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты.
Действующий в спорные периоды работы истицы Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года №340-1 в ст.81 признавал условиями, определяющими право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения - лечебную и иную работу по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах.
В силу пункта 2 постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет», распространяющего свое действия на спорные периоды, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пункт 1 указанного выше Списка предусматривает - средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений (групп) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год работы и 6 месяцев. Абзацем 3 пункта 2 указанного Постановления установлено, что в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе Вооруженных сил СССР.
При рассмотрении дела установлено следующее.
С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ - УПФР в г.Чебаркуле и Чебаркульском районе истица Пальмина Е.П. обратилась Дата (л.д.10-16, 83-84).
В стаж лечебной деятельности истицы по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселках городского типа (рабочих поселках) на день ее обращения с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол Номер от Дата) зачтено, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, ***, в том числе и период службы по контракту с Дата по Дата - медицинская сестра-анестезистка отделения анестезиологии и реанимации *** как лечебная деятельность в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
Ответчиком не зачтены в стаж Пальминой Е.П. на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды:
- с Дата по Дата, прохождения действительной военный службы в должности медицинской сестры - анестезистки отделения анестезиологии и реанимации ***, по причине того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях по старости в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, зачет периодов военной службы и иной приравненной к ней службы, в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не предусмотрен. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по контракту, производится в порядке, установленном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
- с Дата по Дата, в календарном исчислении, нахождение в отпуске по уходу за ребенком, сыном ***, Дата года рождения, до исполнения ему полутора лет, указанный период времени включен ответчиком в общий стаж Пальминой Е.П.
Прохождение истицей Пальминой Е.П. в спорные периоды службы в указанных должностях и учреждениях, а также периоды ее работы подтверждены: трудовой книжкой (л.д.21-26); военным билетом (л.д.18-20); выпиской из приказа командира *** от Дата (л.д.42); архивной справкой Центрального архива МО РФ от Дата Номер (л.д.44); контрактом о прохождении военной службы от Дата (л.д.46); контрактом о прохождении военной службы от Дата (л.д.47); контрактом о прохождении военной службы от Дата (л.д.48); контрактом прохождения военной службы от Дата (л.д.49); послужным списком (л.д.75-81).
Согласно записи в трудовой книжке Пальмина Е.П. Дата уволена по окончании срока трудового договора по ст.29 п.2 КЗОТ РСФСР на основании приказа Номер от Дата (л.д.24).
Из справки Центрального Архива Минобороны России следует, что приказом от Дата Номер Аветисян Е.П. (Пальмина Е.П.) по окончанию очередного отпуска с Дата уволена со службы в *** в связи с истечением срока трудового договора; приказом Номер от Дата *** Аветисян Е.П. с Дата принята на должность медсестры неврологического отделения ; приказом Номер от Дата уволена с Дата с должности медсестры *** по собственному желанию (л.д.44, 51).
Следовательно, период с Дата по Дата, нахождения Пальминой Е.П. в отпуске по уходу за ребенком, сыном ***, Дата года рождения, до исполнения ему полутора лет, не может быть зачтен в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как в указанный период времени истица не работала.
Из справки филиала Центрального Архива Минобороны России следует, что войсковая часть *** являвшаяся медицинским батальоном, ликвидирована Дата на основании директивы Министра Обороны РФ от Дата № Номер приказа Командующего ПУрВО от Дата Номер по расформированию (ликвидации) войсковой части 83454 (л.д.40).
В соответствии с предписанием командира войсковой части *** от Дата Номер и на основании приказа командира войсковой части *** Номер от Дата (параграф 85) старшина контрактной службы Пальмина Е.П., прибывшая из войсковой части *** Адрес для дальнейшего прохождения службы, зачислена в списки личного состава части, на все виды обеспечения, и находится в распоряжении командира войсковой части *** (л.д.40-43).
Суд не находит оснований для включения в специальный трудовой стаж истицы периода с Дата по Дата, прохождения Пальминой Е.П. действительной военный службы в должности медицинской сестры - анестезистки отделения анестезиологии и реанимации *** ***, так как действующим в указанный период пенсионным законодательством (в том числе и постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право, на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781), не предусмотрена возможность зачета в специальный стаж периодов прохождения военной службы.
С 01 ноября 1999 года в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных указанным Списком, однако периоды прохождения военной службы и приравненной к ней службы в стаж для досрочного назначения пенсии не включается, поскольку военная служба является особым видом государственной службы, а правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правили исчисления специального стажа.
Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, то есть по одинаковым тарифам за всех застрахованных и возможность включения периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным лицам.
Доводы истицы и ее представителя Гайворонской Н.Ю. о том, что УПФР незаконно отказало в назначении пенсии, так как в соответствии со статьей 7 ФЗ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» она имеет право выбора вида пенсии, основаны на неправильном толковании закона.
Довод истицы о том, что УПФР при рассмотрении вопроса о назначении ей пенсии не могло применяться законодательство, утратившее силу, несостоятелен.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004 №2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 года правового регулирования. К таким правовым актам относились постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», постановление правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинский работников за периоды работы до 01.11.1999 года, и после указанной даты соответственно.
Статьей 13 п.1,2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (иной) деятельности, которые предусмотрены статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета..
Пунктом 14 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Минтруда России и ПФ РФ от 27.02.2002 №16/19па, предусмотрено, что в качестве документа, подтверждающего сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, принимается подлинник выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Из представленной УПФР выписки из лицевого счета застрахованного лица Пальминой Е.П. следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в период с Дата по Дата (дата обращения с заявлением) не отчисляются (л.д.82,87).
Согласно представленным в УПФР документам страховой стаж Пальминой Е.П. составил ***. Стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и поселке городского типа, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П, составил *** В связи с чем у Пальминой Е.П. не возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с Дата. В удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пальминой Е.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебаркуле и Чебаркульском районе о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и назначении пенсии с Дата, зачете в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости по указанному основанию, периодов: с Дата по Дата, с Дата по Дата, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено Дата.
Судья: