Дело № 2-82/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2010 г. с Частые
Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Катыревой С.В., с участием помощника прокурора Частинского района Чернова Г.А., истицы Ивановой И.И., представителя Администрации Частинского муниципального района Ребрина А.Г., при секретаре судебного заседания Капустиной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района в интересах Ивановой И.И. к Администрации Частинского муниципального района Пермского края об обязании внеочередного предоставления жилья, к Министерству финансов Пермского края об обязании предоставления денежных средств на приобретение жилья,
установил:
Прокурор Частинского района обратился в суд с указанными ранее требованиями в защиту права Ивановой И.И. на жилище, поскольку она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (листы дела 2-3, 29-31). До достижения совершеннолетия она состояла под опекой. В июне 2009 г. окончила профессиональное училище. Ивановой И.И. не имеет жилого помещения в собственности, на праве социального найма, а также закреплённого за ней. В установленный законом срок она не была обеспечена по месту жительства вне очереди жилым помещением. Прокурор указывает, что Ивановой И.И. должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. При этом прокурор ссылается на абзац 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статью 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Учёт лиц данной категории для предоставления им жилого помещения, непосредственно приобретение возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов, а приобретённые жилые помещения предоставляются на условиях социального найма в силу пунктов 2,3,8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской федерации, и денежные средства на приобретение истцу жилого помещения должны быть предоставлены из бюджета Пермского края. На основании пункта 1.6 Положения о Министерстве финансов Пермского края данное Министерство уполномочено на выступление в суде в защиту государственных интересов по средствам краевого бюджета, казны Пермского края, поэтому оно подлежит привлечению в качестве ответчика. В окончательном варианте прокурор сформулировал требования об обязании Министерства финансов Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления по договору социального найма Ивановой И.И. и об обязании Администрации Частинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение Ивановой И.И. в Адрес обезличен Частинского района благоустроенное применительно к условиям данного населённого пункта общей площадью не ниже 12 кв.м. и предоставить ей вне очереди на условиях социального найма (лист дела 133).
Представитель прокуратуры требования поддержал и пояснил, что истица состояла на учёте на улучшение жилищных условий с 2002 г. согласно справке Администрации Адрес обезличен поселения от Дата обезличена г., что родители истицы были лишены родительских прав.
Истица требование поддержала и пояснила, что её родители не имели своего жилья, с матерью она проживала у бабушки в Адрес обезличен, там же истица проживает и сейчас с бабушкой, братом 18-ти лет и дядей.
Представитель Администрации Частинского района иск не признал и пояснил, что субъектом РФ Пермским краем Администрации Частинского района как органу местного самоуправления не переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, что полномочия в отношении жилых помещений переданы в поселения, что полномочия органа опеки и попечительства Администрацией Частинского района не осуществляются в настоящее время и переданы Министерству социального развития. По мнению этого представителя, ответчиком по делу должно быть Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, которому ничего не препятствует заключить договор социального найма такого помещения с истицей. Законом Пермского края не определено, в чью собственность поступит приобретаемое жилое помещение. Обеспечить истицу жильём возможно путём выдачи жилищного сертификата.
Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён судебной повесткой своевременно, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и об отказе в удовлетворении требований (листы дела 105, 113). В отзыве на заявление прокурора представитель этого Министерства приводит следующие доводы (листы дела 62-64):
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён судебной повесткой своевременно, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и об отказе в удовлетворении требований (листы дела 106, 123-124). В возражениях на заявление прокурора представитель этого Министерства приводит следующие доводы (листы дела 115-117, 123-124):
субъект Российской федерации исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и передачи полномочий по представлению жилых помещений муниципальному образованию, которое должно выполнить свои обязательства по осуществлению переданных полномочий независимо от каких-либо условий. Так, согласно Закону Пермской области от 14 ноября 2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной, поддержке социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» и приведённого ранее Положения органы местного самоуправления приобретают для детей-сирот жилые помещения на полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства и субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Министерство жилищно-коммунального хозяйства перечисляет целевые средства бюджета Пермского края на соответствующие счета в целях перечисления в местные бюджеты. В 2009 г. на основании распоряжения Правительства Пермского края от 10 июня 2009 г. № 56-рп муниципальному образованию «Частинский район» для приобретения жилья для указанной категории граждан было перечислено 678, 4 тыс. руб. На основании Постановления № 16-п от 10 августа 2006 г. эти средства могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён судебной повесткой своевременно, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и об отказе в удовлетворении требований (листы дела 104, 126-128). В возражениях на заявление прокурора представитель этого Министерства приводит доводы, аналогичные доводам, приведённым в настоящем решении представителями других Министерств Пермского края (листы дела 126-128).
Исследовав доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требования, заявленного к Администрации Частинского муниципального района. Это требование соответствует положениям действующего законодательства. Доводы представителя Администрации Частинского района в части освобождения от возложения обязанности и доводы прокурора в части возложения обязанности на Министерство финансов Пермского края суд считает не состоятельными, а доводы представителей других участвующих в деле лиц - заслуживающими внимания.
Исходя из требований статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее именуется Закон от 6 октября 1999 г.) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3 Закона от 6 октября 1999 г.), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4 Закон от 6 октября 1999 г.).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона от 6 октября 1999 г. отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Перечень государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в Пермской области, определён статьёй 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной, поддержке социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (в ред. Законов Пермского края от 4 июля 2006 N 3127-709, от 10 сентября 2008 N 290-ПК, с изменениями, внесенными Законом Пермского края от 28 ноября 2006 N 29-КЗ, далее именуется Закон от 14 ноября 2005 г.).
Пунктом 3 статьи 1 Закона от 14 ноября 2005 г. определено, что органы местного самоуправления наделяются такими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством как выдача областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством. Действие этого пункта статьи 1 не ограничено сроком согласно статье 3 этого закона. Согласно статье 11 этого Закона он вводится в действие ежегодно законом о бюджете на очередной финансовый год. Законом Пермского края № 374-ПК от 23 декабря 2008 г. «О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрены средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермской области, за исключением органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования п. Звездный (статья 2 Закона от 14 ноября 2005 г.).
На основании части 2 статьи 5 этого Закона от 14 ноября 2005 г. исполнительные органы государственной власти Пермской области в пределах их компетенции обязаны передавать средства областного бюджета на выполнение государственных полномочий органам местного самоуправления.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее именуется ЖК РФ) закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства).
Частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-К "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) (пункт 9 статьи 1 Закона от 14 июля 2008 г.) с учетом членов их семей.
27 июля 2009 года принято постановление Правительства Пермского края N 486-п "О пилотном проекте "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа", которым утвержден Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Так, пунктом 3 Порядка предусмотрено, что обеспечение жилым помещением осуществляется по выбору лица в соответствии с настоящим Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п.
Постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 167 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" (далее именуются Правила от 21 марта 2007 г.) и статьей 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. N 16-п (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 5 февраля 2009 N 55-п) утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется Положение от 10 августа 2006 г.).
Из указанного Положения от 10 августа 2006 г. следует, что приобретение, строительство или реконструкция жилья для указанных лиц осуществляются за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Приобретенные жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством (пункты 1, 8 Положения от 10 августа 2006 г.).
В соответствии с пунктом 3 этого Положения от 10 августа 2006 г. учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 г. N 170 (далее именуются Правила от 22 июня 2000 г.). Пунктом 14 этих Правил от 22 июня 2000 г. предусмотрено, что жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Пункт 15 Правил от 22 июня 2000 г. определяет, что жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья.
На основании пункта 16 Правил от 22 июня 2000 г. жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Пунктом 4 ранее приведённого Положения от 10 августа 2006 г. предусмотрено, что ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании абзаца 2 пункта 7 Положения от 10 августа 2006 г. распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.
Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд (пункт 9 Положения от 10 августа 2006 г.).
Средства, субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели (пункт 10 Положения от 10 августа 2006 г.).
Из приведённого законодательства следует, что полномочия по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями по месту жительства наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. Это опровергает довод представителя Администрации Частинского района о прекращении срока передачи этих полномочий.
Отнесение истицы к указанной категории граждан подтверждается её пояснениями, а также копией Постановления о назначении истице опекуна (лист дела 8).
Достижение 14-ти лет прекратило опекунство, а достижение совершеннолетия прекратило попечительство в отношении истицы (лист дела 8). В июне 2009 г. она получила начальное профессиональное образование (лист дела 7).
Местом её жительства является Адрес обезличен Частинского района, где она и поставлена на учёт для улучшения жилищных условий в 2002 г. (лист дела 32). В связи с утратой документов по учёту она была повторно поставлена на учёт в 2010 г. (лист дела 88).
Из распоряжения Правительства Пермского края № 56-рп от 10 июня 2009 г. следует, что в 2009 г. средства на приобретение жилья для этой категории граждан Администрации Частинского района выделялись (листы дела 119-121). Их выделение и неиспользование подтвердил в устных объяснениях представитель этой Администрации. Неиспользованные средства на основании ранее приведенных положений законодательства могут быть использованы в 2010 г.
Решением № 76 от 30 ноября 2006 г. Совета депутатов Адрес обезличен сельского поселения Частинского муниципального района утверждена норма предоставления жилья по договору социального найма 12 кв. м. на одного члена семьи (лист дела 134). Суд полагает, что удовлетворение требования о предоставлении ей жилья без учёта других членов семьи обоснованно.
Истица не имеет жилья в собственности и не занимает жилое помещение по договору социального найма, что подтверждается доказательствами на листах дела 9,10,11. Она проживает в жилом помещении бывшего опекуна, жильё за ней не закреплено (листы дела 8, 11).
Недостаточное правовое регулирование по рассматриваемому вопросу не может быть основанием для отказа в иске к Администрации Частинского района. В частности, для удовлетворения заявленного требования не имеет правового значения вопрос о том, в чью собственность поступит приобретаемое жилое помещение. Также не может быть основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения утрата документов о постановке истицы на учёт в 2002 г. в возрасте 12-13 лет и повторная постановка на учёт в 2010 г. В 2002 г. истица состояла под опекой, с 14-ти лет под попечительством, которое было прекращено 2 июля 2007 г. в связи с достижением ею совершеннолетия. С 2007 г. в связи с достижением совершеннолетия истица также имела право на предоставление жилого помещения в силу приведённого ранее законодательства.
Прокурор и истица не представили доказательств, что выделение средств для приобретения жилья входит в компетенцию Министерства финансов Пермского края. Кроме того, исполнение своих полномочий Правительством Пермского края по передаче средств на эти цели подтверждено обстоятельствами дела и письменными доказательствами. Обязанность подачи заявки на приобретение жилья для истицы возложена на Администрацию Частинского района в связи с нахождением истицы на учёте с 2002 г. Таким образом, суд полагает, что Министерство финансов Пермского края не нарушило право истицы на получение жилья, и привлечение этого Министерства к гражданско-правовой ответственности не основано на законе.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить требование прокурора Частинского района в интересах Ивановой И.И. к Администрации Частинского муниципального района Пермского края: обязать Администрацию Частинского муниципального района Пермского края приобрести для Ивановой И.И. в Адрес обезличен Частинского муниципального района Пермского края жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данного населённого пункта, общей площадью не ниже 12 кв.м. и предоставить ей вне очереди на условиях социального найма.
Отказать прокурору Частинского района в удовлетворении требования к Министерству финансов Пермского края об обязании произвести перевод необходимых денежных средств в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления по договору социального найма Ивановой И.И..
На решение может быть подана кассационная жалоба и (или) представление прокурора в Пермский краевой суд с подачей жалобы и (или) представления в Частинский районный суд Пермского края в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: подпись С.В. Катырева
С П Р А В К А
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.09.2010 г. резолютивная часть решения уточнена, изложена в следующей редакции:
«Удовлетворить требование прокурора Частинского района в интересах Ивановой И.И. к Администрации Частинского муниципального района Пермского края: обязать Администрацию Частинского муниципального района Пермского края приобрести для Ивановой И.И. в Адрес обезличен Частинского муниципального района Пермского края жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, общей площадью с учетом нормы предоставления за счет средств бюджета Пермского края и предоставить ей жилое помещение вне очереди на условиях социального найма.
Отказать прокурору Частинского района в удовлетворении требований к Министерству финансов Пермского края об обязании произвести перевод необходимых денежных средств в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления по договору социального найма Ивановой И.И..»
Решение вступило в законную силу 07.09.2010г.