Дело № 2-137/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2010 года с.Частые
Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Частинского района Чернова Г.А., представителя Администрации Частинского сельского поселения К.., при секретаре Субботиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района к Администрации Частинского сельского поселения
-о признании противоречащим закону бездействие Администрации Частинского сельского поселения по не проведению открытого конкурса по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории села Частые,
-обязании в шестимесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления всеми многоквартирными домами, расположенными на территории с.Частые, а именно домами, расположенными по адресам: ул.Ленина- дома под номерами 20,22,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,49,59,63,64,65,66,68,73,74,75,76,80,81,83,85,, улица Вторая Большевистская, 67, улица Большевистская: дома под номерами 16,18,20,22,67, улица Советская дома под номерами 20,32,34,40,44,50,55,57,59,19, улица Солнечная дома под номерами 3 и 16, улица Карла Маркса, дом № 37, улица Октябрьская, 6, 33, улица Лузина, 5,
-обязании администрацию Частинского сельского поселения опубликовать сообщения о решении суда в газете «Частинские вести»,
Установил:
Прокурор обратился с указанными требованиями на том основании, что администрация Частинского сельского поселения ненадлежащим образом исполняет обязанности в сфере обеспечения прав граждан на жилище.
Согласно ч.1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, согласно ч.2 той же статьи органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно пункта 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Обеспечения сохранности жилищного фонда.
Согласно пункта 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда.
Для реализации органами местного самоуправления указанных полномочий п. 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено правило, согласно которому орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченном Правительством РФ органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом и если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Согласно п.7 той же статьи любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в указанном порядке.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189 -ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ «орган местного самоуправления обязан провести указанный конкурс до 1 мая 2008 года, если собственником помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления в многоквартирном домом.
В большинстве многоквартирных домов, расположенных на территории с.Частые на данный момент не выбран способ управления. Из ответа на требование прокурора Частинского района следует, что на территории с.Частые имеются следующие многоквартирные дома по адресам:
ул.Ленина-дома под номерами 20,22,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,49,59,63,64,65,66,68,73,74,75,76,80,81,83,85,, улица Вторая Большевистская, 67, улица Большевистская: дома под номерами 16,18,20,22,67, улица Советская дома под номерами 20,32,34,40,44,50,55,57,59,19, улица Солнечная дома под номерами 3 и 16, улица Карла Маркса, дом № 37, улица Октябрьская, 6, 33, улица Лузина, 5. В отношении данных домов открытый конкурс по выбору управляющей организации не проводился.
Администрация Частинского сельского поселения -исполнительно-распорядительный орган данного муниципального образования, на который возложена обязанность по реализации представленных органам местного самоуправления полномочий.
В нарушение приведенных норм закона Администрацией Частинского сельского поселения обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами на территории с.Частые до настоящего времени не исполнена, конкурс не проводился, что нарушает право неопределенного круга лиц-жителей многоквартирных домов с.Частые на жилище гарантированное ст.40 Конституции РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Г.А.Чернов настаивал на заявлении.
Администрация Частинского сельского поселения возражала по заявлению прокурора, в отзыве на заявление указала, что имеется спор о праве, который необходимо рассматривать в исковом порядке. Многоквартирные дома не являются собственностью поселения, а для проведения конкурса необходимы данные инвентаризации, технические паспорта, стоимость изготовления которых составляет 4-5 тысяч рублей, расходы денежных средств бюджета поселения на паспортизацию многоквартирных домов не предусмотрены. В случае проведения конкурса и выбора управляющей организации многоквартирные дома не смогут принять участие по проведению капитальных ремонтов с привлечением федеральных целевых программ, для чего со стороны поселения и проводилась в течение всего периода работа по выбору способа управления самими собственниками жилых помещений, которая будет продолжаться независимо от судебного решения. ( л.д. 54). Представитель Администрации Частинского сельского поселения К. в суде также пояснил, что 5 многоквартирных домов выбрали способ управления, но договоров, заключенных между всеми собственниками домов с этой организацией, не имеется. Фактически сейчас каждый собственник квартир заключил договор с МУП ЖКХ «Факел» на предоставление коммунальных услуг.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с пунктом 1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на орган, который совершил оспариваемые действия( бездействие).
Определениями суда от 17.08.2010 года ( л.д. 49,53) заинтересованному лицу было предложено представить доказательства в обоснование своих возражений в срок не позднее 9.09.2010 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечения сохранности жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда.
Для реализации органами местного самоуправления указанных полномочий п. 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено правило, согласно которому орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченном Правительством РФ органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом и если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75
(ред. от 18.07.2007, с изм. от 10.08.2009) "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" предусмотрено, что конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
(пп. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 453)
Из исследованных материалов дела, пояснений представителя Администрации Частинского сельского поселения следует, что на территории Частинского сельского поселения собственниками многоквартирных домов, указанных в заявлении прокурора, не выбран способ управления многоквартирными домами, а где выбран, то не реализован, поскольку собственниками таких многоквартирных домов не заключен с управляющей организацией МУП ЖКХ «Факел» договор, предусмотренный статьей 164 Жилищного кодекса.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ под непосредственным управлением собственниками помещений в многоквартирном доме являются договоры оказания услуг с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников, а при заключении указанных договоров все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны по договору. Также на собственников жилых помещений при наличии данного способа управления возложена обязанность заключать договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) каждым от своего имени лично.
Вывод суда основан на объяснении представителя Администрации Частинского сельского поселения К., из которого следует, что собственники квартир многоквартирных домов заключили договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления каждым от своего имени лично, а договора всех или большинства собственников помещений на основании решений общего собрания указанных собственников с МУП ЖКХ «Факел» не заключено. Таких доказательств им представлено не было.
В нарушение приведенных норм закона Администрация Частинского сельского поселения обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанными в заявлении прокурора домами на территории с.Частые, предусмотренную частью 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189 -ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 мая 2008 года, до настоящего времени не исполнила.
Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории села Частые был предоставлен Администрацией Частинского сельского поселения в прокуратуру Частинского района 11.05.2010 года ( л.д. 5-6).
13.052010 года прокурорам было заявлено требование об оспаривании бездействия заинтересованного лица.
Срок на обращение в суд с заявлением, предусмотренный частью 1 ст.256 ГПК РФ прокурором не пропущен.
Администрация Частинского сельского поселения имеет полномочия на принятие решения по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанными в заявлении прокурора многоквартирными домами на территории села Частые, поскольку она является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Частинского сельского поселения. Законом (частью 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189 -ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ») на орган местного самоуправления возложена обязанность провести указанный конкурс до 1 мая 2008 года.
Администрацией Частинского сельского поселения существенно не соблюден установленный законом срок и порядок, а именно при наличии условий проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, такой конкурс не проведен в установленный законом срок.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на Администрацию Частинского сельского поселения обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления всеми многоквартирными домами.
Седьмым абзацем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 разъяснено, что при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. В связи с чем, следует обязать администрацию Частинского сельского поселения опубликовать сообщение о решении суда в газете «Частинские вести».
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать противоречащим закону бездействие Администрации Частинского сельского поселения по не проведению открытого конкурса по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории села Частые,
Обязать муниципальное учреждение Администрацию Частинского сельского поселения Пермского края в шестимесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления всеми многоквартирными домами, расположенными на территории с.Частые, а именно домами, расположенными по адресам: ул.Ленина- дома под номерами 20,22,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,49,59,63,64,65,66,68,73,74,75,76,80,81,83,85,, улица Вторая Большевистская, 67, улица Большевистская: дома под номерами 16,18,20,22,67, улица Советская дома под номерами 20,32,34,40,44,50,55,57,59,19, улица Солнечная дома под номерами 3 и 16, улица Карла Маркса, дом № 37, улица Октябрьская, 6, 33, улица Лузина, 5,
Обязать администрацию Частинского сельского поселения опубликовать резолютивную часть решения суда в газете «Частинские вести».
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Частинский районный суд.
Судья подпись И.А.Аликина
СПРАВКА
Мотивированное решение вынесено 13.10.2010 г.
Решение вступило в законную силу 16.11.2010г.