Дело № 2-51/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 год с. Частые
Частинский районный суд Пермского края РФ в составе председательствующего судьи Катыревой С.В., с участием заместителя прокурора Частинского района Макаренкова А.Н., законного представителя Перминовой Ю.А., при секретаре судебного заседания Субботиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района в интересах ФИО о признании незаконным бездействия Администрации Частинского муниципального района Пермского края, выразившееся в не обеспечении возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и об обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Прокурор Частинского района при обращении в суд с указанными ранее требованиями в поданном заявлении привел ссылки на части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, закрепляющие право каждого гражданина на образование и гарантирующие общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Прокурор утверждает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования согласно п.2 части 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Для реализации данных полномочий органы муниципальных районов в силу п.3 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Также прокурор ссылается на пункты 3.1., 3.9. Положения об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Частинском муниципальном районе, утвержденного постановлением Главы Частинского муниципального района от 04.07.2008г № 183. Администрация Частинского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения, не обеспечила право ребенка на получение дошкольного образования, и не предоставила ему место в дошкольном образовательном учреждении.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Законный представитель несовершеннолетнего в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён своевременно, в заявлении от 25.02.2011 г. сообщил о поддержании требования прокурора (листы дела 10, 11, 13).
Представительмуниципального учреждения Администрация Частинского муниципального района Пермского края в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён судебной повесткой своевременно, ходатайств об отложении дела не заявил, об уважительности причины неявки не сообщил (лист дела 14).
Исследовав доказательства, суд приходит к выводу, что приведённое прокурором в поданном заявлении законодательство обосновывает законность заявленных требований, они подлежат удовлетворению.
Общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях действительно закреплены в части первой и второй статьи 43 Конституции Российской Федерации и в пункте 3 статьи 2, пункте 3 статьи 5 онституицонность права на образование действительно закреплена в
роекте "тсада, ребёнок получаееждениях нет мест, гурппы нЗакона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее именуется Закон РФ «Об образовании»).
Пункт 3 статьи 18 этого закона гласит, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций (статья 8 Закона РФ «Об образовании»).
Подпункт пункта 3 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» относит к основным общеобразовательным программам программу дошкольного образования.
Пункт 1 статьи 10 этого закона определяет формы получения образования с учетом потребностей и возможностей: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Согласно пункту 1 статьи 12 этого же закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Пункт 4 статьи 12 этого закона относит к образовательным учреждениям такой тип как дошкольные учреждения. Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 утверждено типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении».
Согласно пункту 2 этого положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Пункт 3 этого Положения закрепляет, что дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В силу пункта 4 этого Положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Нормами этого Положения предусмотрено создание различных видов образовательных учреждений, а в них групп различной направленности и времени пребывания.
Пункт 1 статья 31 Закона РФ «Об образовании» (в подпунктах 2 и 5) относит к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования организацию предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования и создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
Пункт 5 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования закрепил свободу в образовании.
На основании приведённого законодательства, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления Администрация Частинского муниципального района обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребёнка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения. Ребёнок состоит на учёте в списке детей для определения в дошкольное учреждение (листы дела 16-18). Возраст ребёнка подтверждён копией свидетельства о рождении и позволяет ему быть принятым в это дошкольное образовательное учреждение, о чём указано ранее в настоящем решении (лист дела 4). Противопоказания для посещения такого учреждения не установлены, что подтверждено справкой медицинского учреждения (лист дела 15).
Статья 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее именуется ГПК РФ) относит к делам, возникающим из публичных правоотношений и рассматриваемым в порядке главы 25 ГПК РФ, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части первой статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие). Обязанность доказывания была разъяснена, срок для представления доказательств устанавливался до 25 февраля 2011 г. (листы дела 1, 6, 14). Возражения и доказательства не представлены, что позволяет суду рассмотреть дело по имеющимся доказательствам в силу части 2 статьи 150 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие муниципального учреждения Администрация Частинского муниципального района Пермского края, выразившееся в не обеспечении возможности ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать муниципальное учреждение Администрация Частинского муниципального района Пермского края предоставить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
На решение может быть подана кассационная жалоба и (или) кассационное представление прокурора в Пермский краевой суд с подачей жалобы и представления в Частинский районный суд Пермского края в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: подпись С.В.Катырева
С П Р А В К А
Мотивированное решение вынесено 1 марта 2011 г
Решение вступило в законную силу 04 апреля 2011 года
. .