о возложении обязанности предоставления места в дошкольном учреждении



Дело № 2-44/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                   1 марта 2011 года                         с.Частые

Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Частинского района Чернова Г.А., представителя заинтересованного лица Григорьева Ю.Г., законного представителя несовершеннолетнего заявителя С., при секретаре Политовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района в интересах несовершеннолетней К. к муниципальному учреждению Администрации Частинского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставления места в дошкольном учреждении,

Установил:

Прокурор обратился в суд на том основании, что частью 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона «Об образовании», пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно пункта 3 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.п.3.1, 3.9 Положения об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Частинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением Главы Частинского муниципального района от 4.078.2008 года № 183, образовательные учреждения на территории Частинского района обеспечивают присмотр, уход, воспитание, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет включительно, образовательный процесс в дошкольных учреждениях проводится с 1 сентября по 31 мая.

Администрация Частинского муниципального района -исполнительно- распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения.

Право заявителя на получение дошкольного образования администрацией Частинского муниципального района не обеспечено. Место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено.

Прокурор обратился в защиту права на образование в интересах малолетнего заявителя, который не может самостоятельно защищать свои интересы в суде в силу своего возраста.

В суде прокурор настаивал на заявлении, указал, что несовершеннолетняя К., "дата" противопоказаний для посещения детсада не имеет, о чем представил справку из медицинского учреждения, состоит в списке детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения Частинского района, местом в детском саду не обеспечен.

Законный представитель несовершеннолетнего, С., требование прокурора поддержала, суду пояснила, что ее ребенок детский сад не посещает, нет мест в с.Частые, желает, чтобы ее дочь посещала дошкольное образовательное учреждение. Она обращалась во все детсады, расположенные на территории с.Частые в 2008 году, 2009 году, последний раз осенью 2010 года. В Управление образования Частинского района она написала заявление в 2009 году о предоставлении места в детсад для дочери, ей обещали только в 2011 году обеспечить местом. В Управлении образования ее попросили исправить в заявлении дату предоставлении места в детсаду с июля 2010года на 2011 год. О том, что нарушены права ее ребенка, она узнала из заявления прокурора. Она получает пособие на ребенка по пилотному проекту Пермского края, один раз в неделю посещает с ребенком занятия в детском саду в с.Частые, когда ребенок не болеет.

Представитель заинтересованного лица, Администрации Частинского муниципального района, Григорьев Ю.Г., действующий по доверенности, требование прокурора не признал, в суде пояснил, что Администрация Частинского муниципального района обязана обеспечить ребенка на территории района, а не по месту жительства в с.Частые. В селе Частые свободных мест в детских садах не имеется, а на территории района есть свободные места. Считает, что К. не нуждается в дошкольном образовательном учреждении. Нет данных о том, что законный представитель несовершеннолетнего обращался в дошкольные образовательные учреждения с заявлением, кроме этого она получает пособие по пилотному проекту «Мамин выбор», заявление на получение пособия писала добровольно. При этом К. может посещать группы бесплатного образования, получать консультации специалистов.

Администрация района не бездействует, уже решен вопрос и будет создано 2 новых группы на базе действующих детсадов, имеется проект на строительство нового детсада. Через 2 года запланировано строительство нового детского комбината.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регулируется главой 25 ГПК РФ.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор обратился в защиту интересов несовершеннолетнего. Согласно копии записи акта о рождении К., "дата" ( л.д. 4).

Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района.

Администрация Частинского муниципального района должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

Доказательств того, что Администрацией Частинского муниципального района принимались действенные меры по обеспечению права К. на получение дошкольного образования суду не представлено. Судом предложено было в срок не позднее 10 часов 24.02.2011 года представить суду доказательства, подтверждающие законность бездействия по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнего, документы от суда были вручены заинтересованному лицу 22.02.2011 года ( л.д. 10,12). Суду таких доказательств не представлено.

Судом исследованы представленные прокурором документы.

Из сообщения из муниципального медицинского учреждения «Частинская ЦРБ» от 18.02.2011 г. следует, что медицинские противопоказания для посещения детского сада несовершеннолетним К. отсутствуют ( л.д. 11).

Из сообщения из муниципального учреждения Управления образования Администрации Частинского муниципального района от 16.07.2010 года следует, что К. занесена в список детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение Частинского района 11.12.2009 года( л.д. 13), из пояснений законного представителя С. ее дочь до настоящего времени не обеспечена местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, она желает, чтобы ее дочь посещала детский сад. Доводы представителя заинтересованного лица Григорьева Ю.Г. о том, что несовершеннолетний заявитель не нуждается в обеспечении местом в детском саду, поскольку имеется заявление С. о предоставлении места с 1.07.2011 года опровергнуты законным представителем, которая указала, что дату такую ее попросили исправить на 2011 год в Управлении образования, обосновав это тем, что мест пока детском саду нет.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что законом не предусмотрена обязанность предоставления места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, основан на неправильном толковании закона.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Таким образом, судом установлено, что малолетнаяя К. не обеспечена местом в детском саду, то есть правом на общедоступное бесплатное дошкольным образование. Администрация Частинского муниципального района возложенную на него законом обязанность по обеспечению малолетней К. общедоступным бесплатным дошкольным образованием не выполнила, доводы прокурора не опровергла.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на администрацию Частинского муниципального района предоставить К. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.

Получение пособий на основании Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 N 232-п (ред. от 25.01.2011) "О пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" ("Мамин выбор")" не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование.

Временное пребывание в дошкольных образовательных учреждениях детей, получающих такое пособие, также не заменяет получение дошкольного образования.

Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Частинского муниципального района по обеспечению К. возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.

Обязать муниципальное учреждение администрацию Частинского муниципального района Пермского края предоставить К. "дата" года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Частинский районный суд.

Судья     подпись            И.А.Аликина

Решение вступило в законную силу 11.05.2011г.