о возложении обязанности предоставления места в дошкольном учреждении



Дело № 2-42/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                   24 февраля 2011 года                         с.Частые

Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Частинского района Чернова Г.А., при секретаре Политовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района в интересах несовершеннолетней Г. к муниципальному учреждению Администрации Частинского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставления места в дошкольном учреждении

Установил:

Прокурор обратился в суд на том основании, что частью 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона «Об образовании», пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно пункта 3 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.п.3.1, 3.9 Положения об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Частинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением Главы Частинского муниципального района от 4.078.2008 года № 183, образовательные учреждения на территории Частинского района обеспечивают присмотр, уход, воспитание, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет включительно, образовательный процесс в дошкольных учреждениях проводится с 1 сентября по 31 мая.

Администрация Частинского муниципального района -исполнительно- распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения.

Право заявителя на получение дошкольного образования администрацией Частинского муниципального района не обеспечено. Место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено.

Прокурор обратился в защиту права на образование в интересах малолетнего заявителя, который не может самостоятельно защищать свои интересы в суде в силу своего возраста.

В суде прокурор настаивал на заявлении, указал, что несовершеннолетняя Г. "дата" рождения противопоказаний для посещения детсада не имеет, о чем представил справку из медицинского учреждения, состоит в списке детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения Частинского района, местом в детском саду не обеспечена.

Законный представитель несовершеннолетнего, С, требование прокурора поддержала, в суд не явилась, извещена надлежащим образом ( л.д. 12-15).

Представитель заинтересованного лица, Администрации Частинского муниципального района, в суд не явился, извещен надлежащим образом ( л.д. 11), письменных возражений по делу не представил, доказательств, подтверждающих законность бездействия по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении не представил.

В силу пункта 2 статьи 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению заявления прокурора.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регулируется главой 25 ГПК РФ.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор обратился в защиту интересов несовершеннолетнего. Согласно копии записи акта о рождении Г."дата" года рождения ( л.д. 4).

Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района.

Администрация Частинского муниципального района должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

Доказательств того, что Администрацией Частинского муниципального района принимались действенные меры по обеспечению права Г. на получение дошкольного образования суду не представлено. Судом предложено было в срок не позднее 10 часов 24.02.2011 года представить суду доказательства, подтверждающие законность бездействия по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнего, документы от суда были вручены заинтересованному лицу 22.02.2011 года ( л.д. 11). Однако в назначенное время суду таких доказательств не представлено.

Судом исследованы представленные прокурором документы.

Из сообщения из муниципального медицинского учреждения «Частинская ЦРБ» от 18.02.2011 г. следует, что медицинские противопоказания для посещения детского сада несовершеннолетней Г. отсутствуют ( л.д. 16).

Из сообщения из муниципального учреждения Управления образования Администрации Частинского муниципального района от 16.07.2010 года следует, что, Г. занесена в список детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение Частинского района 2.01.2010 года( л.д. 16).

Таким образом, судом установлено, что малолетняя Г. не обеспечена местом в детском саду, то есть правом на общедоступное бесплатное дошкольным образование. Администрация Частинского муниципального района возложенную на него законом обязанность по обеспечению малолетней Г.     общедоступным бесплатным дошкольным образованием не выполнила, доводы прокурора не опровергла.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на администрацию Частинского муниципального района предоставить несовершеннолетней заявительнице место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.

Получение пособий на основании Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 N 232-п (ред. от 25.01.2011) "О пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" ("Мамин выбор")" не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование.

Временное пребывание в дошкольных образовательных учреждениях детей, получающих такое пособие, за плату, также не заменяет получение дошкольного образования.

Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие муниципального учреждения Администрации Частинского муниципального района по обеспечению Г. возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.

Обязать муниципальное учреждение Администрацию Частинского муниципального района Пермского края предоставить Г., "дата" года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Частинский районный суд.

Судья     подпись            И.А.Аликина

Решение вступило в законную силу 11.05.2011 г.