о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2-95/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года                         с.Частые

Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием истца Трескова В.Н., его представителя Макаренковой Н.Д., представителя ответчика Титовой О.В., при секретаре Политовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по,

Установил:

Истец обратился в суд с указанными требованиями на том основании, что считает решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан отдела Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Частинском районе Пермского края от 4.03.2011 года об отказе в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа 25- летнего стажа незаконным. В об основание своих требований указал, что он обратился в пенсионный фонд 23.12.2011 года. Ответчик отказал ему в назначении пенсии, ссылаясь на отсутствие необходимого педагогического стажа, ему комиссия зачла только 22 года 1 месяц.

При исчислении его педагогического стажа не были учтены следующие периоды. Это с 19.04.1978 по 20.05.1980 года- прохождение службы в составе Вооруженных сил СССР- 2 года 1 месяц, период с 21.07.1980 по 7. 12.1981 года, всего 1 год 4 месяца 16 дней работа в качестве заведующего организационным отделом комсомольских организаций Частинского РК ВЛКСМ и время работы на выборной должности в качестве секретаря партбюро колхоза «Передовик» с 1.11.1988 по 23.10.1989 года. Включение указанных периодов в специальный стаж предусмотрено было пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. С учетом разъяснения Минтруда от 17.10.2003 года в педагогический стаж могут быть включены все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в выслугу лет при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период        выполнения такой работы.

В судебном заседании истец настаивал на своих требованиях.

Представитель ответчика отдела Пенсионного фонда России в Частинском районе Пермского края Титова О.В., действующая по доверенности от 26.05.2011 г. № 1384, исковые требования не признала, пояснила, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение в стаж на соответствующих видах работ периодов службы в Вооруженных Силах СССР и периодов выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

Федеральный закон №173-ФЗ, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Согласно п.п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правительство РФ Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила), которые конкретизируют применительно к пенсионном) обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Законность принятия Правительством РФ Списков и Правил подтверждена определениями Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О и от 20 октября 2005 г. № 392-О.

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В связи с тем, что служба в Вооруженных Силах СССР и выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах не указаны в Списке, а соответственно не относятся к педагогической деятельности - зачет истцу в педагогический стаж периодов службы в Вооруженных силах СССР, периода работы в должности заведующего организационным отделом комсомольских организаций Частинского РК ВЛКСМ и периода работы в должности секретаря партбюро колхоза «Передовик» будет являться необоснованным.

Федеральный закон №173-ФЗ в п. 12 ст. 30 предусматривает, что оценка пенсионных нрав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О и от 06.03.2003 № 107-О, и изданных на их основе Разъяснений Минтруда России от 17.10.2003 № 4, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 70 от 17.10.2003 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 № 5284) следует, что основным условием применения ранее действующею порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего законаили иного нормативного правового акта необходимогообщего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших правона пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лег, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Правомерность указанной позиции подтверждена Конституционным судом РФ в постановлении № 2-П от 29.01.2004 г.

В указанные истцом периоды пенсионное обеспечение педагогических работников регламентировалось Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее - Положение № 1397).

Согласно пп. «а», пп. «г» п. 1 и п. 4 Положения № 1397 - учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР..., выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах - при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 Положение № 1397 не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года.

На указанный день у истца отсутствовало 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа(стаж составлял 10 лет 2 месяца 21 день), требуемого для назначения пенсии в соответствии Положением № 1397, а соответственно период службы в составе Вооруженных Сил СССР, период работы в должности заведующего организационным отделом комсомольских организаций Частинского РК ВЛКСМ, а также период работы в должности секретаря партбюро колхоза «Передовик» не подлежат включению в педагогический стаж. Кроме того, на указанный день у истца отсутствовал необходимый стаж работы, дававший право на пенсию за выслугу лет, а значит в соответствии с Разъяснениями Минтруда России от 17.10.2003 № 4 - исчисление педагогического стажа истцу должно производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости.Суммирование педстажа, выработанного истцом до 01.10.1993 г. и после - для определения условия о выработке 2/3 педагогического стажа - не предусмотрено законодательством.

Действовавший с 01.01.1992 г. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и изданные на основе его положений Списки профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» не предусматривают включение службы в составе Вооруженных Сил СССР, а также выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах в педагогический стаж.

Таким образом ответчик считает, что - истец, не выработав специальный стаж до дня отмены Положения № 1397 - не приобрел право на досрочную пенсию в соответствии с ранее действующим законодательством - Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 и соответственно исчисление педагогического стажа истцу должно производится в соответствии с Федеральным законом №173-ФЗ.

Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что истец проходил службу в вооруженных силах СССР с 19.04.1978 по 20.05.1980 года -2 года 1 месяц, в период с 21.07.1980 по 7. 12.1981 года, всего 1 год 4 месяца 16 дней работал в качестве заведующего организационным отделом комсомольских организаций, а с 1.11.1988 по 23.10.1989 года занимал выборную должность секретаря партбюро колхоза «Передовик». Эти обстоятельства подтверждены записями в трудовой книжке истца, военном билете и не оспаривались ответчиком( л.д. 6-12).

В период, когда истец служил в армии с 19.04.1978 по 20.05.1980 года, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Поэтому следует исходить из того, что на момент службы Тресковым В.Н. в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Следует уесть, что нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Тресковым В.Н. службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. (далее Положение)

В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения Трескова В.Н. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Также Подпунктом "а" пункта 1 указанного выше Положения и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период работы заявителя), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

В оспариваемый период с 21.07.1980 по 7.12.1981 года истец работал заведующим организационным отделом комсомольских организаций Частинского РК ВЛКСМ, эта работа относится к «другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах», а также в период с 1.11.1988 по 23.10.1989 г. - в качестве секретаря первичной партийной организации колхоза «Передовик». Эта работа была выборной, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке.

При таких обстоятельствах, вышеуказанный период работы подлежал включению в стаж работы Трескова В.Н. по специальности.

Согласно требованиям пункта 4 Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Из материалов дела усматривается, что указанное условие включения спорных периодов (продолжительностью 1 год 4 месяца 16 дней и 11 месяцев 23 дня) в стаж работы по специальности соблюдено.

Следует также учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, а также службу в рядах Советской Армии.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорные периоды работы подлежат включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в отдел пенсионного фонда с 23.12.2010 г.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, с ответчика следует взыскать 200 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины, в соответствии с п.2 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Тресковым В.Н., "дата" года рождения, право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании пп.10 п.1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения с 23.12.2010 года.

Обязать отдел Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Частинском районе Пермского края включить Трескову В.Н. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью периоды:

-службы в составе Вооруженных сил СССР с 19.04.1978 по 20.05.1980 года (2 года 1 месяц),

-работы в качестве заведующего организационным отделом комсомольских организаций Частинского РК ВЛКСМ с 21.07.1980 по 7. 12.1981 года ( 1 год 4 месяца 16 дней),

-работы в качестве секретаря партбюро колхоза «Передовик» с 1.11.1988 по 23.10.1989 года ( 11 месяцев 23 дня).

Взыскать с отдела Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Частинском районе Пермского края в пользу Трескова В.Н. в возмещение расходов по уплате госпошлины 200 (двести) рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Частинский районный суд.

Судья подпись     И.А.Аликина

Справка

Мотивированное решение вынесено 24 июня 2011 г.

.

.

Решение вступило в законную силу 05.07.2011г.