о признгании незаконным бездействия по обеспечению возможности получить дошкольное образование



Дело № 2-167/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                   10 октября 2011 года                         с.Частые

Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., при секретаре Политовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района в интересах В..о признании незаконным бездействия муниципального учреждения Администрации Частинского муниципального района Пермского края по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности на нее предоставления места в дошкольном учреждении,

Установил:

Прокурор обратился в суд на том основании, что частью 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона «Об образовании», пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно пункта 3 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.п.3.1, 3.9 Положения об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Частинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением Главы Частинского муниципального района от 4.078.2008 года № 183, образовательные учреждения на территории Частинского района обеспечивают присмотр, уход, воспитание, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет включительно, образовательный процесс в дошкольных учреждениях проводится с 1 сентября по 31 мая.

Администрация Частинского муниципального района -исполнительно- распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения.

Право заявителя на получение дошкольного образования администрацией Частинского муниципального района не обеспечено. Место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено.

Прокурор обратился в защиту права на образование в интересах малолетнего заявителя, который не может самостоятельно защищать свои интересы в суде в силу своего возраста.

В суд прокурор не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на заявлении, направил в суд справку из медицинского учреждения о том, что В. противопоказаний для посещения детсада не имеет и список детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения Частинского района, в котором несовершеннолетняя заявительница состоит.

Законный представитель несовершеннолетнего заявителя, Б., требование прокурора поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие ( л.д. 40).

Представитель заинтересованного лица, Администрации Частинского муниципального района, Каракулова Н.А., действующая по доверенности от 7.10.2011 г. № 1325, представила в суд письменные возражения, просила рассмотреть дело в ее отсутствие ( л.д. 41). В письменных возражениях указано, что администрация района не бездействует, принимает меры для обеспечения детей дошкольным образованием: участвует в реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, утвержденный постановлением Правительства Пермского края 15.10.2007 г., на эти цели выделено из бюджета района 3655,2 тысяч рублей, на 1.10.2011 года получают это пособие 230 человек в размере 2320,53 рубля

Запланировано строительство дошкольного образовательного учреждения на 120 мест, заказана проектно-сметная документация. В 2011 году проведен капитальный ремонт детского сада в с.Частые, в котором будут открыты 2 группы на 40 мест. В с. Частые работают 3 предпринимателя по оказанию присмотра и ухода детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. В., 2009 г, зарегистрирована в реестре получателей пособия в размере 2320,53 рубля. Родители платят за ребенка у ИП 1680 рублей в месяц с учетом получаемого пособия. Детям раннего и дошкольного возраста в с.Частые предоставляется образовательная услуга в группах кратковременного образования до 3-х часов в день бесплатно. ( л.д. 19-20).

Изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регулируется главой 25 ГПК РФ.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор обратился в защиту интересов несовершеннолетнего. Согласно копии записи акта о рождении В.

Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района.

Администрация Частинского муниципального района должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

Представленные Администрацией Частинского муниципального района доказательства того, что принимаются меры по обеспечению детей <адрес> правом на дошкольное бесплатное образование не свидетельствуют о том, что В. обеспечена правом на получение дошкольного образования, поскольку она не обеспечена местом в дошкольном образовательном учреждении, следовательно ей не оказывается бесплатная образовательная услуга.

Судом исследованы представленные прокурором документы.

Из сообщения из муниципального медицинского учреждения «Частинская ЦРБ» от 7.10.2011 г. следует, что медицинские противопоказания для посещения детского сада В. отсутствуют ( л.д. 39 ).

Из сообщения из муниципального учреждения Управления образования Администрации Частинского муниципального района от 23.09.2011 года следует, что В. занесена в список детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение Частинского района 2.08.2010 года( л.д.38), законный представитель несовершеннолетнего обратился в прокуратуру 28.09.2011 г. с жалобой на бездействие Администрации, что его дочь до настоящего времени не обеспечена местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, следовательно он желает, чтобы его дочь посещала детский сад ( л.д. 5).

Довод заявителя об обязании Администрации района предоставления места в дошкольном образовательном учреждении ребенку по месту жительства основан на законе.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на администрацию Частинского муниципального района предоставить несовершеннолетнему заявителю место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.

Получение пособий на основании Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 N 232-п (ред. от 25.01.2011) "О пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" ("Мамин выбор")" не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование.

Временное пребывание в дошкольных образовательных учреждениях детей ( до 3-х часов в день), организация ухода и присмотра несовершеннолетних детей, получающих пособие по проекту «Мамин выбор», индивидуальными предпринимателями, также не заменяет детям получение дошкольного образования.

Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Частинского муниципального района по обеспечению В. возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.

Обязать муниципальное учреждение администрацию Частинского муниципального района Пермского края предоставить В. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в течение десяти дней со дня вынесения решения в Пермский краевой суд через Частинский районный суд.

Судья     подпись            И.А.Аликина

Решение вступило в законную силу 07.11.2011г.