Дело № 2-174/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2010 года с.Частые
Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Частинского района Чернова Г.А., представителя ответчика Д., при секретаре Политовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Частинского района к Администрации ... сельского поселения Частинского района Пермского края об обязании представления декларации безопасности гидротехнических сооружений в "адрес" и "адрес" в государственный орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений,
Установил:
Требование прокурора мотивировано тем,что ответчик с "дата" является собственником гидротехнических сооружений: плотин в "адрес" и в "адрес". Собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. На стадии эксплуатации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Администрацией ... сельского поселения декларация безопасности на указанные гидротехнические сооружения в территориальный орган Ростехнадзора не представлена. Таким образом, Администрацией ... сельского поселения, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, и согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, не выполняются предусмотренные законом обязанности по декларированию ГТС, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей "адрес" и "адрес".
В судебном заседании представитель прокуратуры Г.А.Чернов настаивал на заявлении.
Ответчик, Администрация ... сельского поселения, требования прокурора признала частично. В письменном отзыве на заявленное требование представитель ответчика, глава поселения Д. указала, что разработка декларации безопасности ГТС в "адрес" была заказана администрацией ... сельского поселения Камскому научно-исследовательскому институту водного хозяйства ещё в 2006 году, сразу же после капитального ремонта ГТС в 2005 году, который проводил собственник ГТС - Частинский муниципальный район совместно с Министерством природных ресурсов Пермского края. Администрацией ... поселения был составлен договор на разработку Декларации безопасности и перечислена предоплата. Но разработать декларацию безопасности оказалось невозможным. Декларирование безопасности должно проводиться для обоих сооружений каскада, т.е. должна быть одна декларация безопасности на 2 ГТС (на прудах в "адрес" "адрес"),т.к.они взаимосвязаны. Данная декларация может быть разработана только после капитального ремонта ГТС на пруду в "адрес". Это подтверждает и акт проведённой проверки Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в марте 2010 года, согласно которому до реконструкции "адрес" пруда к декларированию безопасности "адрес" пруд не подлежит. ( л.д. 94) Законом Пермского края от 28.12.2007 №177-ПК (ред.от08.10.2010 №692-ПК) «О краевой целевой программе «Предупреждение вредного воздействия безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008-2012 годы» включён капитальный ремонт ГТС пруда в "адрес" в 2011-2012годах. На 2011 год запланирована разработка проекта. В бюджете ... сельского поселения на 2011 год выделено 350 000 рублей на софинансирование проекта капитального ремонта ГТС в "адрес". Только после капитального ремонта ГТС в с "адрес" возможно заказать разработку декларации безопасности гидротехнических сооружений. На данный момент в Главное управление МЧС по Пермскому краю Администрация ... поселения предоставила паспорта безопасности на ГТС. Вины Администрации в том, что не разработана декларация безопасности, не имеется. Декларация безопасности будет разработана сразу же после окончания и приёмки капитального ремонта ГТС в "адрес". По этой же причине МЧС края и Ростехнадзор эту декларацию безопасности до проведения капитального ремонта не запрашивает. (л.д. 20) В судебном заседании представитель ответчика Д. дополнила, что 1 год для исполнения обязанности по изготовлению декларации недостаточно, поскольку проведение и окончание капитального ремонта запланировано в 2012 году.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению.
Изложенные в заявлении прокурора обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя ответчика.
В соответствии с Законом Пермского края от 11.12.2008 № 3328-767 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Частинского муниципального района» в собственность ... сельского поселения переданы два гидротехнических сооружения: 1) гидротехническое сооружение (плотина) в "адрес"; 2) гидротехническое сооружение ( далее ГТС) (плотина) в "адрес" (п.п. 8 и 9 приложения 2 к указанному закону). Право собственности у ... сельского поселения на данные ГТС согласно ст. 2 указанного закона Пермского края возникло с 1.01.2007.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 10 указанного федерального закона на стадии эксплуатации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.10.1997 N 1320 (ред. от 30.11.2009) "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" таким органом выступает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В то же время, Администрацией ... сельского поселения декларация безопасности на указанные гидротехнические сооружения в территориальный орган Ростехнадзора не представлена.
Таким образом, Администрацией ... сельского поселения, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, и согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, не выполняются предусмотренные законом обязанности по декларированию ГТС.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями техногенного характера.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Из паспортов безопасности опасных объектов видно, что при чрезвычайной ситуации на плотине в "адрес" возможное количество погибших среди населения составляет 7 человек, при чрезвычайной ситуации на плотине в "адрес" - 3 человека ( л.д. 110-113, 5-13).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отсутствие в бюджете ответчика достаточных денежных средств на организацию предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей "адрес" и "адрес" на благоприятную окружающую среду.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, судом установлено, что ответчик не надлежащим образом исполняет полномочия по предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Проведение ответчиком мероприятий в 2010 году недостаточно, поскольку гидротехнические сооружения собственником эксплуатируются в отсутствие декларации безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняются руководителем в установленный срок. Прокурор просил установить срок для исполнения обязанности в течение года. Однако, учитывая мнение ответчика, что мероприятия по изготовлению декларации начнутся только после проведения капитального ремонта, планируемого в 2012 году, то есть срок более одного года, следует увеличить срок исполнения решения суда до двух лет, что не является выходом за пределы заявленного требования прокурора, поскольку такой срок устанавливается судом.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию ... сельского поселения Частинского района Пермского края представить декларацию безопасности гидротехнических сооружений, плотин в "адрес" и "адрес", в государственный орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений не позднее двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Частинский районный суд.
Судья подпись И.А.Аликина
.
.
Решение вступило в законную силу 10.12.2010 г.