о признании бездействия по неисполнению полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов незаконным



Дело № 2-148/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 октября 2010 года с.Частые

Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием представителя заявителя заместителя прокурора Частинского района Макаренкова А.Н., представителя заинтересованного лица Ребрина А.Г., при секретаре Лошкаревой В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района к Администрации Частинского муниципального района о признании бездействия по не исполнению полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов незаконным, обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Частинского муниципального района в соответствии с экологическими и санитарно эпидемиологическими требованиями в течение года с момента вступления в силу решения суда, обязании Администрацию Частинского муниципального района опубликовать сообщение о решении суда в газете «Частинские вести».

Установил:

Прокурор Частинского района обратился в суд с указанными требованиями на том основании, что администрацией Частинского муниципального района ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Требование мотивировано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на муниципальный район.

Согласно письму Администрации Частинского муниципального района от 25.05.2010 № 649 на территории Частинского муниципального района полигона по утилизации и переработке бытовых отходов нет.

Фактически отходы размещаются МУП ЖКХ «Факел», которое не имеет соответствующей лицензии, на свалке, которая находится в 500 метрах от северной окраины с. Частые. Документов, подтверждающих право использования указанной свалки, МУП ЖКХ «Факел» не имеет, неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в области обращения с отходами производства и потребления. Кроме указанной свалки на территории Частинского муниципального района функционирует 8 несанкционированных свалок, которые эксплуатируются неустановленными лицами. Система по управлению отходами в Частинском муниципальном районе отсутствует.

В судебном заседании представитель прокуратуры А.Н.Макаренков настаивал на заявлении.

Администрация Частинского муниципального района с требованиями прокурора не согласилась. Полагает, что администрацией Частинского района выполняются необходимые действия, направленные на исполнение вопроса местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Так, ими определено предприятие, которое непосредственно занимается этим вопросом- Шабуровское муниципальное унитарное предприятие жилищно - коммунального хозяйства «Факел».

Решением Земского собрания от 21.07.2010 № 37 для обеспечения исполнением предприятием его обязанности, в том числе и по размещению отходов и выполнения первого этапа получения лицензии выделено 500.000 рублей.

Во исполнение этого решения Земского собрания Администрацией района утверждена ведомственная целевая программа «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала в сфере ЖКХ на 2010 -2013 г.г.»

18 января 2010 года заключено соглашение с Частинским сельским поселением о передаче полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории поселения.

Как муниципальное образование, входящее в состав Пермского края оно участвует в реализации Постановления Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. N 780-п «Об утверждении схемы территориального планирования Пермского края». В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного Кодекса РФ Схема территориального планирования является документом, обязательным для органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Пермского края, при принятии ими решений и реализации таких решений.

Схема территориального планирования Пермского края разработана на следующие проектные периоды:

I этап (первая очередь) - 2015 г.,

II этап (расчетный срок) - 2025 г.,

III этап (долгосрочная перспектива) отражается в территориях функциональных
зон, резервируемых для перспективной (стратегической) территориальной организации края.

Пунктом 2.7.1. В области охраны окружающей среды Схемой запланированы следующие мероприятия:

2.7.1.1. На первую очередь:...

Г) Мероприятия по охране почв и санитарной очистке территории: снижение количества свалок твердых бытовых отходов до количества муниципальных образований;

ликвидация свалок, расположенных в пределах водоохранных зон и прибрежных полос;

строительство мусоросжигательных заводов на основе новейших бескислородных технологий в пределах Пермско-Краснокамской и Кизеловско-Губахинской промышленных агломераций;

строительство мусоросортировочных комплексов вблизи гг. Пермь, Чайковский, Октябрьский, Кунгур, Горнозаводск, Александровск, Соликамск, Красновишерск;

создание систем селективного сбора отходов, обеспечивающих снижение количества отходов, требующих захоронения, и исключение попадания отходов, содержащих токсичные компоненты, в захороненные отходы;

создание площадок компостирования органических отходов природного происхождения в местах их образования, что позволит снизить объемы транспортируемых отходов и, соответственно, затраты на транспортировку отходов, подлежащих захоронению; предварительное компостирование отходов обеспечит минимизацию образования биогаза на объектах захоронения отходов.

Учитывая, что Частинский район является частью этой, единой программы, срок выполнения любых мероприятий внутри этой программы должен соответствовать краевым срокам. Поэтому не может быть исполнено требование прокурора об обязании его исполнить эту программу в течение одного года.

Также полагает, что поскольку в заявлении прокурора не идет речь об оспаривании какого - либо правового акта и не требуется его отмена, требование об обязании публикации решения суда не основаны на законе.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Изложенные в заявлении прокурора обстоятельства подтверждаются показаниями руководителя Шабуровского МУП ЖКХ «Факел» Ворсина Ю.М., о том что лицензии на вывоз и транспортировку ТБО у предприятия не имеется. Администрацией района предприятию в 2010 году выделено 350 тысяч рублей для проведения мониторинга, что необходимо для получения лицензии. Получение лицензии может затянуться на несколько лет, поскольку это очень длительный и дорогостоящий процесс. Других организаций, занимающихся такой деятельностью на территории района не имеется.

Также обстоятельства, указанные в заявлении прокурора подтверждаются письмом от 09.06.2010 № СЭД-36-05-01-13 из Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. Из письма государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края следует, что в Частинском районе отсутствует система по управлению отходами, захоронение твердых бытовых отходов и промышленных отходов осуществляется на санкционированной свалке, которую эксплуатирует МУП ЖКХ «Факел», у которой отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке и размещению опасных отходов. В ходе плановой проверки в 2009 году были выявлены факты несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований в области обращения с отходами производства и потребления и осуществление выбросов загрязняющих веществ без специального разрешения и вынесены постановления по ст.8.2, ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. На территории Частинского района эксплуатируется 8 свалок, кроме свалки в с.Частые, из них три в Ножовском сельском поселении, одна в Бабкинском сельском поселении, две в Частинском сельском поселении, две в Шабуровском сельском поселении. Организаций, ответственных за эксплуатацию данных объектов не установлены. ( л.д. 5)

Суд установил, что проведенной проверкой по контролю соблюдения природоохранного законодательства Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в июне 2009 года установлено, что на территории Частинского муниципального района муниципальным унитарным предприятием ЖКХ «Факел», которое создано Частинским муниципальным районом в целях качественного оказания коммунальных услуг, оказывает услуги по вывозу жидких нечистот, вывозу твердых бытовых отходов и их утилизации на полигоне ТБО, а также содержит данный полигон. Земельный участок под свалку ТБО был выделен Администрацией Частинского района в 1998 году. Свалка не отвечает техническим стандартам, санитарным и экологическим требованиям. Свалка эксплуатируется с нарушением Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденную Министерством строительства РФ от 2.11.1996 г. в части размещения отходов соответствующими образом, в части изоляции отходов инертными материалами, что приводит к возгоранию и невозможности тушения, не производится сбор и очистка фильтрационных вод, выбросы в атмосферу при горении отходов приводят к значительному превышению санитарно-защитной зоны полигона.

В нарушение пункта 5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" на территории полигона допускается сжигание твердых бытовых отходов(ТБО). Земельный участок и объект, расположенный на нем нельзя рассматривать как комплексный и полноценный специализированный полигон для захоронения и изоляции отходов, размещение на нем отходов является нарушением ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» Данные обстоятельства подтверждаются постановлением о назначении административного наказания в отношении МУП ЖКХ «Факел» по статье 8.2 КоАП РФ от 5.11.2009 года, вступившее в законную силу 10.02.2010 года. ( л.д.18-20).

Также обстоятельства, указанные в заявлении прокурора подтверждаются показаниями свидетеля Бычковой С.И., из которых видно, что в летний период 2010 года на жилые дома, расположенные в полукилометре от свалки, со стороны свалки с.Частые длительное время поступал дым, возникший от горения твердых бытовых отходов.

Администрация Частинского муниципального района исполнительно-

распорядительный орган данного муниципального образования, на который возложена обязанность по реализации предоставленных органам местного самоуправления полномочий, что подтверждается пунктами 1.1., 2.1.20 Устава ( л.д.47-49)

Указанным бездействием администрации Частинского муниципального района нарушается право неограниченного круга лиц - жителей с. Частые на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Отсутствует достаточное финансирование данных полномочий из средств бюджета Частинского муниципального района. В 2008 и 2009 году финансирование данных полномочий не осуществлялось, лишь на 2010 год запланировано финансирование в размере 150 000 рублей на весь год, что подтверждается письмом начальника управления финансов Администрации Частинского муниципального района от 18.05.2010 № 163 ( л.д. 7). На эту сумму были переданы субвенции из бюджета района при передаче полномочий Администрации Частинского муниципального района сельским поселениям по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов ( л.д. 69-77). Однако передача своих полномочий на основании заключенных соглашений с сельскими поселениями не снимает с органа, чье бездействие оспаривается прокурором, ответственность за исполнение возложенных на него законом полномочий.

В соответствии с подпунктом подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; согласно ч. 3 той же статьи на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в установленном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 13 указанного федерального закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом под обращением с отходами согласно ст. 1 указанного закона понимается, в том числе, деятельность по использованию, обезвреживанию, размещению отходов. Согласно ст. 9 указанного федерального закона, п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по использованию, обезвреживанию, размещению отходов подлежит лицензированию. На территории Частинского муниципального района организация, имеющая соответствующую лицензию, деятельность не осуществляет.

Деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов из жилых домов и помещений организаций относится к четвертому классу опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786. В связи с этим данный вид деятельности на основании пп. 74 п. 1 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отсутствие в бюджете Частинского муниципального района достаточных денежных средств на организацию утилизации и переработку бытовых отходов не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Частинского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, судом установлено, что администрация Частинского муниципального района ненадлежащим образом исполняет полномочия по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Объект размещения промышленных и бытовых отходов, соответствующий предъявляемым законом требованиям, на территории Частинского муниципального района отсутствует. В нарушение СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" на территории свалки в с. Частые допускается сжигание твердых бытовых отходов(ТБО). Земельный участок и объект, расположенный на нем нельзя рассматривать как комплексный и полноценный специализированный полигон для захоронения и изоляции отходов, размещение на нем отходов является нарушением ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды».

Проведение мероприятий в 2010 году Администрацией района, направленных на организацию утилизации и переработке бытовых отходов недостаточна, поскольку проведение этих мероприятий не устранило нарушений, выявленных проведенной проверкой по контролю соблюдения природоохранного законодательства Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в июне 2009 года в с.Частые.

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на Администрацию Частинского муниципального района обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Частинского муниципального района в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. В соответствии со статьей 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняются руководителем в установленный срок. Прокурор просил установить срок для исполнения обязанности в течение года. Однако, учитывая мнение заинтересованного лица, что мероприятия по организации полигона для утилизации ТБО занимает достаточно длительный срок, связанный с проведением мониторинга, получения лицензии, следует увеличить срок исполнения решения суда до двух лет, что не является выходом за пределы заявленного требования прокурора, поскольку такой срок устанавливается судом.

Седьмым абзацем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 разъяснено, что при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. В связи с чем, следует обязать администрацию Частинского муниципального района опубликовать сообщение о решении суда в газете «Частинские вести».

Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Частинского муниципального района по неисполнению полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконными.

Обязать администрацию Частинского муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Частинского муниципального района в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение двух лет с момента вступления в силу решения суда.

Обязать администрацию Частинского муниципального района опубликовать резолютивную часть принятого решения в газете «Частинские вести».

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Частинский районный суд.

Судья подпись И.А.Аликина

.

.

Решение вступило в законную силу 29.10.2010г.