Дело № 2-195/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2010 года с.Частые
Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием представителя заявителя помощника прокурора Частинского района Чернова Г.А., представителя заинтересованного лица ГКУ «Частинское лесничество» Зырянова Р.В., при секретаре Лошкаревой В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района о признании незаконным действий государственного краевого учреждения «Частинское лесничество» по заключению соглашения от 4.05.2010 года « О взаимодействии в сфере исполнения лесных функций» и бездействия Агентства по природопользованию Пермского края по не обеспечению отвода лесосек гражданам, заготавливающим древесину для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений, обязании ГКУ «Частинское лесничество» расторгнуть соглашение «О взаимодействии в сфере исполнения лесных функций» от 4.05.2010 года с ООО «Альянс- ЛПК», обязании Агентства по природопользованию Пермского края обеспечить осуществление отвода лесосек гражданам, заготавливающим древесину для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений
Установил:
Прокурор Частинского района обратился в суд, указав в заявлении, что заключенное 4 мая 2010 года между ГКУ «Частинское лесничество» в лице его директора Шайбекова B.C. и ООО «Альянс ЛПК» соглашение «О взаимодействии в сфере исполнения лесных функций» является незаконным и нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку ООО «Альянс ЛПК» в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ), согласно которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственной власти, наделен правом отвода лесосек и осуществления их материально-денежной оценки (п. 2.6.1 Соглашения), в то время, как таким правом обладает исключительно орган государственной власти Агентство по природопользованию Пермского края. Кроме того, указанное соглашение налагает на граждан не предусмотренные законодательством обязанности «обеспечить представителя лесничества и ООО «Альянс ЛПК» транспортом для доставки до лесосеки для отвода и обратно, а также оплатить иные услуги» (п. 4 Соглашения). При этом отвод лесосеки производится органами государственной власти и за их счет, взимание с граждан какой-либо дополнительной платы помимо цены договора купли-продажи лесных насаждений, определенной исходя из установленных уполномоченными органами расценок, недопустимо. Данным соглашением на граждан возлагаются не предусмотренные законом обязанности, препятствующие реализации права на заготовку древесины для собственных нужд, предусмотренное п. 1 ст. 30 Лесного кодекса РФ.
Агентство по природопользованию Пермского края нарушило право неопределенного круга лиц, предусмотренное п. 1 ст. 30 ЛК, своим бездействием по не обеспечению отвода и таксации лесосек гражданам, осуществляющим заготовку древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. В результате этого бездействия граждане вынуждены обращаться в коммерческие организации и оплачивать услуги по отводу лесосеки.
В судебном заседании представитель прокуратуры Г.А.Чернов настаивал на заявлении.
Представитель Агентства по природопользованию Пермского края в суд не прибыл, возражений по заявлению не представил, извещен надлежащим образом ( л.д.55).
Представитель государственного краевого учреждения «Частинское лесничество», действующий по доверенности от 9.12.2010 г. Зырянов Р.В. с требованиями прокурора не согласился. В письменном отзыве на заявление прокурора указано, что ГКУ «Частинское лесничество» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законами Пермского края, осуществляет свою деятельность как юридическое лицо согласно принятому и утвержденному, в Агентстве по природопользованию Пермского края, уставом. Согласно Устава Государственного краевого учреждения «Частинское лесничество» утвержденного Приказом учредителя Министерства природных ресурсов Пермского края от 07.11.2007, изменениями в устав, которые утверждены приказом учредителя - Агентства по природопользованию Пермского края от 22.07.2008 и 25.12.2008, в соответствии с главой 3 ГКУ «Частинское лесничество» занимается деятельностью, которая не связана с хозяйствующими функциями, к которым относится такая функция как отвод и таксация лесосек. К основным функциям и задачам ГКУ «Частинское лесничество» относятся контроль и учет использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Согласно п. 15 приказа №184 министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007г. отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическим лицами на основании договоров купли-продажи, то есть отвод и таксация лесосек производится после заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
В договоре купли - продажи лесных насаждений, обязательным реквизитом является указание на породу и объем заготавливаемой древесины, материально - денежная оценка заготавливаемой древесины (цена договора). Эти сведения могут быть получены только в момент производства действий по отводу и таксации лесосеки, заранее знать какой объем и какова будет стоимость заготовляемой древесины - нельзя. Поэтому, отвод и таксацию необходимо проводить до заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
До заключения договора купли - продажи лесных насаждений необходимо сначала провести работы, связанные с отводом и таксацией лесосеки, а после, на основании данных полученных при отводе и таксации, составлять товарно-денежную оценку лесосеки.
ГКУ «Частинское лесничество» не может заниматься отводом и таксацией лесосек, так как данные мероприятия, согласно п.15 приказа министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007г №184, должны производиться после заключения договора купли - продажи лесных насаждений.
Для того, чтобы производить отвод и таксацию лесосек, необходимы денежные средства на специальных счетах, необходимо финансирование из Федерального и Краевого бюджетов, но такого финансирования ГКУ «Частинское лесничество» не получает, о чем свидетельствует смета затрат по статьям за 2010 год, утвержденная Агентством по природопользованию Пермского края. В соответствии с п.п. 3.3.6, 3.3.8, 3.3.7 устава ГКУ «Частинское лесничество» осуществляет контроль за выполнением работ по отводу и таксации лесосек, осуществляет принятие отчетов от граждан и юридических лиц, осуществляющих использование лесов, организует приемку лесных участков после завершения их использования.
Исходя из выше изложенного, для обеспечения граждан древесиной для собственных нужд, ГКУ «Частинское лесничество» заключает соглашения с организациями, которые работают в сфере лесного хозяйства, у которых есть работники со знаниями и навыками, позволяющими им заниматься отводом и таксацией лесосек.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Изложенные в заявлении прокурора обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Рябчесвких Д.А., подтвердившего бездействие Агентства по природопользованию по обеспечению отвода лесосек гражданам, заготавливающим древесину для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений, а также необходимость обращения для отвода лесосеки в коммерческую организацию и оплате услуг по отводу делянки.
Также обстоятельства, указанные в заявлении прокурора подтверждаются соглашением о взаимодействии в сфере исполнения лесных функций от 4.05.2010 г., ( л.д. 50-52), письменным обращением гражданина Рябчевских Д.А. в прокуратуру о нарушении его прав, копией квитанций об оплате услуг ООО «Альянс-ЛПК» за отвод ( л.д. 8), копией доверенности о передаче полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан от 8.04.2009 г. ( л.д. 48)
Таким образом, судом установлено, что 08.04.2009 директору ГКУ «Частинское лесничество» Шайбекову В.С. руководителем Агентства по природопользованию Пермского края выдана доверенность № 48-01-24-38. Согласно п. 2 указанной доверенности Шайбеков В.С. уполномочен от имени Агентства по природопользованию Пермского края заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории ГКУ «Частинское лесничество», в том числе подписывать передаточные акты и иные необходимые документы, связанные с исполнением указанных договоров.
ГКУ «Частинское лесничество» с 08.04.2009 при заключении и исполнении договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами выполняет функции органа государственной власти Пермского края - Агентства по природопользованию Пермского края.
Согласно п. 1 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Согласно п. 4 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Согласно п. 5 ст. 30 ЛК порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Исходя из пп. 2 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса полномочия по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из п.п. 1.1, 3.1.13 Положения об Агентстве по природопользованию Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.02.2008 N 28-п, органом государственной власти, уполномоченным на заключение с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, является указанное Агентство.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Пермского края от 30.07.2007 N 80-ПК (ред. от 30.06.2009) "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края" заключение договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляется уполномоченными органами соответствующих органов государственной власти.
Согласно п. 8 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 17.08.2007 N 185-п (ред. от 22.01.2009), после вынесения решения о подготовке проекта договора купли-продажи уполномоченный орган в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет отвод и таксацию лесосеки (делянки).
Согласно п. 15 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 184, при заготовке древесины гражданами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий.
Исходя из пп. 2 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса полномочия по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из п.п. 1.1, 3.1.13 Положения об Агентстве по природопользованию Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.02.2008 N 28-п, уполномоченным органом государственной власти в данном случае выступает указанное Агентство.
В нарушение положений приведенных нормативных правовых актов ГКУ «Частинское лесничество» 4 мая 2010 года с ООО «Альянс ЛПК» заключено «Соглашение о взаимодействии в сфере исполнения лесных функций», которым последнее в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ), согласно которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственной власти, наделяется правом отвода лесосек и осуществления их материально-денежной оценки (п. 2.6.1 Соглашения), в то время, как по смыслу положений приведенных нормативных правовых актов таким правом обладает исключительно орган государственной власти Агентство по природопользованию Пермского края. Кроме того, указанное соглашение налагает на граждан не предусмотренные законодательством обязанности «обеспечить представителя лесничества и ООО «Альянс ЛПК» транспортом для доставки до лесосеки для отвода и обратно, а также оплатить иные услуги» (п. 4 Соглашения). При этом по смыслу приведенных нормативных правовых актов отвод лесосеки производится органами государственной власти и за их счет, взимание с граждан какой-либо дополнительной платы помимо цены договора купли-продажи лесных насаждений, определенной исходя из установленных уполномоченными органами расценок, недопустимо.
Судом установлено, что граждане направляются работниками ГКУ «Частинское лесничество» в коммерческую организацию, вынуждены оплачивать ее услуги по отводу делянки. Данное обстоятельство подтверждено показаниями свидетеля Рябчевских Д.А., представителем ГКУ «Частинское лесничество».
Действиями по заключению с ООО Альянс ЛПК» указанного соглашения ГКУ «Частинское лесничество» нарушило право неопределенного круга лиц на заготовку древесины для собственных нужд, предусмотренное п. 1 ст. 30 Лесного кодекса. Данным соглашением на граждан возлагаются не предусмотренные законом обязанности, препятствующие реализации указанного права.
Агентство по природопользованию Пермского края нарушило право неопределенного круга лиц, предусмотренное п. 1 ст. 30 ЛК, своим бездействием по не обеспечению отвода и таксации лесосек гражданам, осуществляющим заготовку древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. В результате этого бездействия граждане вынуждены обращаться в коммерческие организации и оплачивать услуги по отводу лесосеки.
Согласно абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются дела об оспаривании действий юридических лиц совершенных при осуществлении ими переданных государственно-властных полномочий. Поскольку заключение соглашения от 04.05.2010 осуществлено ГКУ «Частинское лесничество» во исполнение полномочий органа государственной власти - Агентства по природопользованию Пермского края по заключению и исполнению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, заявление об оспаривании его действий по заключению данного соглашения должно рассматриваться в порядке гл. 25 ГПК РФ. Заявление прокурором подано в пользу неопределенного круга лиц.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на ГКУ «Частинское лесничество» расторгнуть соглашение от 4.05.2010 г., установив срок 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
А Агентство по природопользованию Пермского края следует обязать обеспечить осуществление отвода лесосек гражданам, осуществляющим заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Седьмым абзацем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 разъяснено, что при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. В связи с чем, следует обязать государственное краевое учреждение «Частинское лесничество» опубликовать сообщение о решении суда в газете «Частинские вести».
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, разъяснений указанных в п.29. ранее названного Постановления ВС РФ от 10.02.2009 г. № 2, что вопрос о судебных расходах, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ, следует взыскать с заинтересованных лиц по 2000 рублей с каждого государственную пошлину, от которой был освобожден заявитель в размере, соответствующем пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Частинского района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным действия государственного краевого учреждения «Частинское лесничество» по заключению соглашения от 4.05.2010 года « О взаимодействии в сфере исполнения лесных функций» с ООО «Альянс ЛПК». Обязать государственное краевое учреждение «Частинское лесничество» расторгнуть соглашение «О взаимодействии в сфере исполнения лесных функций» от 4.05.2010 года с ООО «Альянс- ЛПК» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать незаконным бездействие Агентства по природопользованию Пермского края по не обеспечению отвода лесосек гражданам, заготавливающим древесину для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений. Обязать Агентство по природопользованию Пермского края обеспечить осуществление отвода лесосек гражданам, заготавливающим древесину для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать опубликовать сообщение о решении суда в газете «Частинские вести» государственное краевое учреждение «Частинское лесничество».
Взыскать с Агентства по природопользованию Пермского края, государственного краевого учреждения «Частинское лесничество» государственную пошлину в доход бюджета Частинского муниципального района по 2000 (две тысячи) рублей с каждого.
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Частинский районный суд.
Судья подпись И.А.Аликина
Решение вступило в законную силу 12.01.2011 г.