Дело № 2-164/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 г. с Частые
Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Катыревой С.В., с участием помощника прокурора Частинского района Чернова Г.А., истицы Зарубиной А.А., представителя Администрации Частинского муниципального района Ребрина А.Г., при секретаре судебного заседания Субботиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района в интересах Зарубиной А.А. к Правительству Пермского края об обязании предоставления денежных средств на приобретение жилья и об обязании внеочередного предоставления жилья, к Администрации Частинского муниципального района Пермского края об обязании приобретения жилого помещения,
установил:
Прокурор Частинского района обратился в суд с указанными ранее требованиями в защиту права истицы на жилище, поскольку она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ истица окончила профессиональное училище в <адрес>. До направления в приёмную семью в <адрес> она проживала на территории <адрес>. Истица не имеет жилого помещения в собственности, на праве социального найма, а также закреплённого за ней. В данное время она проживает в жилом помещении, принадлежащем бывшему приёмному родителю, вернуться в <адрес> не имеет возможности в связи с отсутствием жилого помещения. В установленный законом срок она не была обеспечена по месту жительства вне очереди жилым помещением. Прокурор указывает, что истица должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее 33 кв. м. При этом прокурор ссылается на абзац 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статью 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Учёт лиц данной категории для предоставления им жилого помещения, непосредственно приобретение возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов, а приобретённые жилые помещения предоставляются на условиях социального найма в силу пунктов 2,3,8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской федерации, и денежные средства на приобретение истцу жилого помещения должны быть предоставлены из бюджета Пермского края.
Представитель прокуратуры требования поддержал.
Истица требование поддержала и пояснила, что она попала в приёмную семью в связи с лишением матери родительских прав, что в <адрес> она проживала по <адрес>, потом эту квартиру продали. Представитель Администрации Частинского района иск не признал и пояснил, что Администрация не может приобретать квартиры, что такая обязанность должна быть возложена законом Пермского края, что подробная позиция изложена в возражениях. В письменных возражениях указано, что субъектом РФ Пермским краем Администрации Частинского района как органу местного самоуправления не переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, что полномочия в отношении жилых помещений переданы в поселения, что обязанность принять меры к обеспечению жилым помещением истцы может быть выполнена исполнительными органами государственной власти (листы дела 27-30).
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён судебной повесткой своевременно, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и об отказе в удовлетворении требований (листы дела 20, 42-45). В возражениях на заявление прокурора представитель Правительства приводит следующие доводы:
Исследовав доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования, заявленного к Администрации Частинского муниципального района, и о частичном удовлетворении требований к Правительству Пермского края, что соответствует положениям действующего законодательства. Доводы представителя Администрации Частинского района в части освобождения от возложения обязанности и доводы прокурора в части возложения обязанности по предоставлению жилья на Правительство Пермского края суд считает не состоятельными.
Исходя из требований статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее именуется Закон от 6 октября 1999 г.) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3 Закона от 6 октября 1999 г.), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4 Закон от 6 октября 1999 г.).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона от 6 октября 1999 г. отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Перечень государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в Пермской области, определён статьёй 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной, поддержке социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (в ред. Законов Пермского края от 4 июля 2006 N 3127-709, от 10 сентября 2008 N 290-ПК, с изменениями, внесенными Законом Пермского края от 28 ноября 2006 N 29-КЗ, далее именуется Закон от 14 ноября 2005 г.).
Пунктом 3 статьи 1 Закона от 14 ноября 2005 г. определено, что органы местного самоуправления наделяются такими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством как выдача областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством. Действие этого пункта статьи 1 не ограничено сроком согласно статье 3 этого закона. Согласно статье 11 этого Закона он вводится в действие ежегодно законом о бюджете на очередной финансовый год. Законом Пермского края № 374-ПК от 23 декабря 2008 г. «О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрены средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермской области, за исключением органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования п. Звездный (статья 2 Закона от 14 ноября 2005 г.).
На основании части 2 статьи 5 этого Закона от 14 ноября 2005 г. исполнительные органы государственной власти Пермской области в пределах их компетенции обязаны передавать средства областного бюджета на выполнение государственных полномочий органам местного самоуправления.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее именуется ЖК РФ) закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства).
Частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-К "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) с учетом членов их семей (пункт 9 статьи 1, часть 3 статьи 9 Закона от 14 июля 2008 г.).
На основании части 1 статьи 9 Закона от 14 июля 2008 г. жилые помещения предоставляются на основании решений Уполномоченного органа на условиях договоров социального найма жилых помещений, заключаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена абзацем 3 части 3 статьи 9 этого же Закона. Если законами Пермского края не установлено иное, норма предоставления для одиноких граждан составляет 33 кв. м.
Абзац 4 части 3 статьи 9 этого Закона определяет, что жилое помещение общей площадью менее нормы предоставления на одного человека предоставляется только с согласия гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и всех совершеннолетних членов его семьи.
Согласно абзацу 5 части 3 статьи 4 этого Закона превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, допускается превышение указанной нормы на всю семью или на одиноко проживающего гражданина не более чем на половину нормы предоставления, установленной на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина соответственно.
27 июля 2009 года принято постановление Правительства Пермского края N 486-п "О пилотном проекте "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа", которым утвержден Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Так, пунктом 3 Порядка предусмотрено, что обеспечение жилым помещением осуществляется по выбору лица в соответствии с настоящим Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п.
Постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 167 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" (далее именуются Правила от 21 марта 2007 г.) и статьей 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. N 16-п (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 5 февраля 2009 N 55-п) утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется Положение от 10 августа 2006 г.).
Из указанного Положения от 10 августа 2006 г. следует, что приобретение, строительство или реконструкция жилья для указанных лиц осуществляются за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Приобретенные жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством (пункты 1, 8 Положения от 10 августа 2006 г.).
В соответствии с пунктом 3 этого Положения от 10 августа 2006 г. учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 г. N 170 (далее именуются Правила от 22 июня 2000 г.). Пунктом 14 этих Правил от 22 июня 2000 г. предусмотрено, что жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Пункт 15 Правил от 22 июня 2000 г. определяет, что жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья.
На основании пункта 16 Правил от 22 июня 2000 г. жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Пунктом 4 ранее приведённого Положения от 10 августа 2006 г. предусмотрено, что ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании абзаца 2 пункта 7 Положения от 10 августа 2006 г. распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.
Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд (пункт 9 Положения от 10 августа 2006 г.).
Средства, субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели (пункт 10 Положения от 10 августа 2006 г.).
Суд находит состоятельным и заслуживающим вникания довод прокурора о том, что не исполнение Правительством Пермского края обязанности по определению уполномоченного органа, на основании решений которого истице должно быть предоставлено жилое помещение, не может служить основанием для освобождения от исполнения полномочий, направленных на реализацию прав граждан на жилище.
Отнесение истицы к указанной ранее категории граждан подтверждается её пояснениями, а также копией решения от ДД.ММ.ГГГГ о лишении матери истицы родительских прав (лист дела 8).
ДД.ММ.ГГГГ она получила начальное профессиональное образование. Местом её жительства является <адрес>, где она и поставлена на учёт для улучшения жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ. Это обстоятельство подтверждается справкой от 07.07.2010 г. Администрации Частинского сельского поселения и копией постановления от 29.11.2002 г. № 238 главы Администрации Частинского сельсовета (листы дела 11, 47).
Истица не имеет жилья в собственности, что подтверждается уведомлением от 07.07.2010 г. об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на листе дела 7, а также справкой от 09.07.2010 г. Центра технической инвентаризации на листе дела 10. Она не занимает жилое помещение по договору социального найма, проживает в жилом помещении приемной матери, жильё за ней не закреплено. Эти обстоятельства подтверждаются справкой от 11.02.2010 г. Администрации Частинского сельского поселения (лист дела 12).
Из приведённого законодательства следует, что полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями по месту жительства наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. Это опровергает довод представителя Администрации Частинского района о прекращении срока передачи этих полномочий.
Довод представителя Правительства Пермского края о том, что Правительство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений, заслуживает внимания, основан на положениях ранее приведённого законодательства и является основанием к отказу прокурору в этом, третьем по счёту, требовании (лист дела 5).
Недостаточное правовое регулирование по рассматриваемому вопросу, а равно остальные доводы ответчиков не могут быть основаниями для отказа в иске в части первых двух требований (лист дела 5).
На основании части 2 статьи 150 ГПК РФ суд предоставил ответчикам время не позднее 10 ноября 2010 г. для направления возражений и доказательств в обоснование этих возражений. Это предложение суда ответчиками получено 18 и 19 октября 2010 г. (листы дела 1, 15, 18, 20) Возражения представлены, доказательства в обоснование их не представлены, что позволяет суду рассмотреть дело на основании имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить требование прокурора Частинского района в интересах Зарубиной А.А. к Правительству Пермского края: обязать Правительство Пермского края предоставить Администрации Частинского муниципального района Пермского края денежные средства на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров в <адрес> для предоставления его вне очереди по договору социального найма Зарубиной А.А..
Удовлетворить требование прокурора Частинского района в интересах Зарубиной А.А. к Администрации Частинского муниципального района Пермского края: обязать Администрацию Частинского муниципального района Пермского края приобрести на территории <адрес> жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта, в котором оно расположено, общей площадью не менее 33 квадратных метров для последующего предоставления его вне очереди по договору социального найма Зарубиной А.А..
Отказать прокурору Частинского района в удовлетворении требования в интересах Зарубиной А.А. к Правительству Пермского края об обязании Правительства Пермского края предоставить Зарубиной А.А. по договору социального найма вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта, в котором оно расположено, общей площадью не менее 33 квадратных метров в <адрес>.
На решение может быть подана кассационная жалоба и (или) представление прокурора в Пермский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы и (или) представления в Частинский районный суд Пермского края.
Судья: подпись С.В. Катырева
С П Р А В К А
Мотивированное решение вынесено 25 ноября 2010 г.
Решение вступило в законную силу 14.02.2011г.