Дело № 2-92/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 9 июня 2011 г. с. Частые Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Катыревой С.В., с участием помощника прокурора Частинского района Чернова Г.А., истца Панькова А.М., представителя Администрации Частинского муниципального района Пермского края Ребрина А.Г., при секретаре судебного заседания Субботиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района в интересах Панькова А.М. к Правительству Пермского края об обязании предоставления денежных средств на приобретение жилья, к Администрации Частинского муниципального района Пермского края об обязании приобретения жилого помещения, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края об обязании внеочередного предоставления жилья и заключении договора социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Частинского района обратился в суд с указанными ранее требованиями в защиту права истца на жилище на том основании, что истец является лицом из числа детей-сирот, и просит обеспечить истца жилым помещением по месту нахождения на учёте в <адрес> Частинского муниципального района общей площадью не менее 33 кв.м. В 2009 г. истец окончил профессиональное училище. В настоящее время проживает в <адрес> в жилом помещении, принадлежащем физическому лицу по договору безвозмездного пользования. Истец не имеет жилого помещения в собственности, на праве социального найма, а также закреплённого за ним. В установленный законом срок истец не был обеспечен по месту жительства вне очереди жилым помещением. Прокурор ссылается на статью 5, абзац 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статью 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Учёт лиц данной категории для предоставления им жилого помещения, непосредственно приобретение возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов, а приобретённые жилые помещения предоставляются на условиях социального найма в силу пунктов 2,3,8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, и денежные средства на приобретение истцу жилого помещения должны быть предоставлены из бюджета Пермского края. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования Пермского края лицам из числа детей-сирот установлен Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" (п. 9 ст. 1 данного закона). Согласно п. 1 и 3 ст. 9 закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК жилые помещения государственного жилищного фонда Пермского края указанной категории граждан предоставляются по договорам социального найма на основании решений Уполномоченного органа по норме предоставления 33 кв. м для одиноких граждан. Согласно п. 1 ст. 4 указанного закона Пермского края соответствующий уполномоченный орган должен быть определен Правительством Пермского края. Таким органом согласно п. 3.1.2.14 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2009 N 868-п (ред. от 20.12.2010), является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, так как на него указанным правовым актом Правительства Пермского края возложено полномочие по заключению договоров социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края. Поэтому именно на данный орган должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения и заключению договора социального найма. Истец поддержал требования прокурора частично: Администрацию Частинского муниципального района Пермского края просил обязать приобрести жильё, а не построить. Представитель прокуратуры настаивал на удовлетворении требований, уточнил требование к Администрации Частинского муниципального района Пермского края в связи с позицией истица и просил обязать приобрести жилое помещение для истца. Представитель Администрации Частинского района иск не признал и пояснил, что государственная обязанность обеспечения истца жильём не возложена на органы муниципального района, что реально исполнить ранее вынесенные аналогичные решения не возможно. Представители Правительства Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явились о дате, времени и месте судебного заседания извещены судебной повесткой своевременно, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (листы дела 16, 21, 25, 27, 42). В возражениях на заявление прокурора они просили об отказе в удовлетворении заявленных к ним требований и привели довод о выполнении этими ответчиками возложенных на них функций (листы дела 22-24, 39-42). Так, они указывают: Исследовав доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, что соответствует положениям действующего законодательства. Исходя из требований статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее именуется Закон от 6 октября 1999 г.) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3 Закона от 6 октября 1999 г.), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4 Закон от 6 октября 1999 г.). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона от 6 октября 1999 г. отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Перечень государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в Пермской области, определён статьёй 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной, поддержке социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (в ред. Законов Пермского края от 4 июля 2006 N 3127-709, от 10 сентября 2008 N 290-ПК, с изменениями, внесенными Законом Пермского края от 28 ноября 2006 N 29-КЗ, далее именуется Закон от 14 ноября 2005 г.). Пунктом 3 статьи 1 Закона от 14 ноября 2005 г. определено, что органы местного самоуправления наделяются такими государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством как выдача областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством. Действие этого пункта статьи 1 не ограничено сроком согласно статье 3 этого закона. Согласно статье 11 этого Закона он вводится в действие ежегодно законом о бюджете на очередной финансовый год. Законом Пермского края № 374-ПК от 23 декабря 2008 г. «О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрены средства на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермской области, за исключением органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования п. Звездный (статья 2 Закона от 14 ноября 2005 г.). На основании части 2 статьи 5 этого Закона от 14 ноября 2005 г. исполнительные органы государственной власти Пермской области в пределах их компетенции обязаны передавать средства областного бюджета на выполнение государственных полномочий органам местного самоуправления. Абзацем вторым части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее именуется Закон от 21 декабря 1996 года) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее именуется ЖК РФ) закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства). Частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-К "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) с учетом членов их семей (пункт 9 статьи 1, часть 3 статьи 9 Закона от 14 июля 2008 г.). На основании части 1 статьи 9 Закона от 14 июля 2008 г. жилые помещения предоставляются на основании решений Уполномоченного органа на условиях договоров социального найма жилых помещений, заключаемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена абзацем 3 части 3 статьи 9 этого же Закона. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м. для одиноких граждан. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. Абзац 4 части 3 статьи 9 этого Закона определяет, что жилое помещение общей площадью менее нормы предоставления на одного человека предоставляется только с согласия гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и всех совершеннолетних членов его семьи. Таким Уполномоченным органом, указанным в части 1 статьи 9 Закона от 14 июля 2008 г., является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Согласно пункту 3.1.2.14 Положения об этом органе, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2009 N 868-п (в редакции от 20.12.2010), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края осуществляет функцию по заключению договоров социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края. В связи с этим суд признаёт обоснованным довод прокурора о возложении на данный орган обязанности по предоставлению истцу жилого помещения и заключению договора социального найма. 27 июля 2009 года принято постановление Правительства Пермского края N 486-п "О пилотном проекте "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа", которым утвержден Порядок предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Так, пунктом 3 Порядка предусмотрено, что обеспечение жилым помещением осуществляется по выбору лица в соответствии с настоящим Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п. Постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 167 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" (далее именуются Правила от 21 марта 2007 г.) и статьей 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. N 16-п (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 5 февраля 2009 N 55-п) утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется Положение от 10 августа 2006 г.). Из указанного Положения от 10 августа 2006 г. следует, что приобретение, строительство или реконструкция жилья для указанных лиц осуществляются за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Приобретенные жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством (пункты 1, 8 Положения от 10 августа 2006 г.). В соответствии с пунктом 3 этого Положения от 10 августа 2006 г. учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 г. N 170 (далее именуются Правила от 22 июня 2000 г.). Пунктом 14 этих Правил от 22 июня 2000 г. предусмотрено, что жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Пункт 15 Правил от 22 июня 2000 г. определяет, что жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья. На основании пункта 16 Правил от 22 июня 2000 г. жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Пунктом 4 ранее приведённого Положения от 10 августа 2006 г. предусмотрено, что ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании абзаца 2 пункта 7 Положения от 10 августа 2006 г. распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд (пункт 9 Положения от 10 августа 2006 г.). Средства, субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели (пункт 10 Положения от 10 августа 2006 г.). Отнесение истца к указанной ранее категории граждан подтверждается: копией записи акта о рождении, согласно которой матерью его является П. (лист дела 7). Отец истца записан со слов матери. мать истца умерла в 2003 г. (лист дела 10). Истец поставлен на учёт для улучшения жилищных условий в декабре 2003 г. в <адрес> Частинского муниципального района Пермского края. Это обстоятельство подтверждается копией постановления от 31.12.2003 г. №143 главы Администрации Ножовского сельского Совета и справкой Администрации Ножовского сельского поселения (листы дела 4, 5). Отсутствие зарегистрированного за истцом права собственности на жилое помещение подтверждается сообщением об отсутствии таковой записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на листе дела 8, а также справкой от 05.04.2011 г. Центра технической инвентаризации на листе дела 9. Истец не занимает жилое помещение по договору социального найма, и жилое помещение за ним не закреплено, что подтверждает справка Администрации Ножовского сельского поселения (лист дела 4). Он проживает у физического лица на правах временного жильца. Из изложенного следует, что выделить средства для приобретения жилого помещения истцу обязано Правительство Пермского края. Приобрести на выделенные средства жилое помещение обязано муниципальное учреждение Администрация Частинского муниципального района как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, что следует из пункта 1.1. Устава этого учреждения (листы дела 45-47). Предоставить истцу это жилое помещение из государственного жилищного фонда Пермского края и заключить с ним договор социального найма данного жилого помещения должно Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. При этом суд учитывает, что приобретённое на субвенции жилое помещение Администрация Частинского муниципального района Пермского края не может получить в собственность, а значит, и распорядиться им путём предоставления истцу в пользование на основании заключенного договора социального найма. Обязанность доказывания ответчикам судом была разъяснена (листы дела 1, 14). На основании части 2 статьи 150 ГПК РФ суд предоставил ответчикам время для направления возражений и доказательств в обоснование этих возражений. Это предложение суда ответчиками получено (листы дела 16, 19, 20, 21, 26, 27). Возражения представлены, доказательства в обоснование их не представлены, что позволяет суду рассмотреть дело на основании имеющихся в деле доказательств. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Удовлетворить требование прокурора Частинского района в интересах Панькова А.М. к Правительству Пермского края: обязать Правительство Пермского края предоставить органу местного самоуправления денежные средства на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров для последующего предоставления его вне очереди по договору социального найма Панькову А.М.. Удовлетворить требование прокурора Частинского района в Панькову А.М. к муниципальному учреждению Администрация Частинского муниципального района Пермского края: обязать муниципальное учреждение Администрация Частинского муниципального района Пермского края за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести благоустроенное жилое помещение в <адрес> Частинского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 33 квадратных метров для последующего предоставления его вне очереди по договору социального найма Панькову А.М.. Удовлетворить требование прокурора Частинского района в удовлетворении требования в интересах Панькова А.М. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края: обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края предоставить вне очереди Панькову А.М. благоустроенное жилое помещение из состава государственного жилищного фонда Пермского края в <адрес> Частинского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 33 квадратных метров и заключить с ним договор социального найма данного жилого помещения. На решение может быть подана кассационная жалоба и (или) представление прокурора в Пермский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения решения с подачей жалобы и (или) представления в Частинский районный суд Пермского края. Судья: подпись С.В. Катырева Кассационным определениемколлегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27.07.2011г. за № 33-7600 решение суда первой инстанции оставлено без изсменения. Решение вступило в законную силу 27.07.2011 года.