О признании противоречащим закону и недействующим решения Земского Собрания Частинского муниципального района `Об утверждении Положения `О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности...`



Дело № 2-202/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 г. с Частые

Частинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Катыревой С.В., заместителя прокурора Частинского района Макаренкова А.Н., представителя Земского собрания Частинского муниципального района Кречетова И.Б., при секретаре судебного заседания Субботиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района о признании противоречащим закону и недействующим решения Земского Собрания Частинского муниципального района № 468 от 24.06.2009 г. "Об утверждении положения "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах Частинского муниципального района" (в редакции решения Земского Собрания от 02.03.2011 г. № 102),

у с т а н о в и л:

В поданном заявлении указано следующее: Положение «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах Частинского муниципального района» (далее именуется Положение), утвержденное решением № 468 от 24.06.2009г. Земского собрания Частинского муниципального района, не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ. Статья 34 Земельного кодекса РФ не предусматривает возможность проведения торгов (конкурсов, аукционов) в отношении земельного участка, предоставляемого по заявлению гражданина, а четко регламентирует, что такое заявление должно быть рассмотрено органом местного самоуправления в месячный срок (публикация о предоставляемом земельном участке в данном случае носит уведомительный характер), решение о предоставлении земли принимается в двухнедельный срок со дня предоставления гражданином кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, договор заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

Учитывая нормы федерального законодательства, органы местного самоуправления вправе предусматривать возможность предоставления земельных участков в порядке ст. 34 ЗК РФ на торгах только в случае, если такие земельные участки предоставляются по инициативе органа местного самоуправления (самостоятельно проводятся кадастровые работы в отношении конкретного земельного участка, обеспечивается его постановка на кадастровый учет), а не по инициативе гражданина,

который при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в силу п. 4 ст. 34 ЗК РФ обязан за свой счет провести кадастровые работы и обеспечить постановку запрошенного земельного участка на кадастровый учет.

В нарушение указанной нормы статья 6 устанавливает, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством при наличии двух и более заявок на предоставление данного земельного участка, осуществляется на торгах. Основания и порядок проведения торгов для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, указываются в пунктах 6.2.4. и 6.2.6 Положения, что не соответствует статье 34 ЗК РФ.

Прокурором заявлена просьба признать противоречащим закону и недействующим с момента издания решение Земского Собрания Частинского муниципального района № 468 от 24.06.2009г "Об утверждении положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах Частинского муниципального района»" (в ред. решения Земского Собрания Частинского муниципального района от 02.03.2011 N 102" в части пунктов 6.2.4, 6.2.6. Положения. Также прокурор просит обязать Земское собрание Частинского муниципального района Пермского края опубликовать сообщение о решении суда в газете «Частинские вести».

Прокурор настаивал на заявленных требованиях и сообщил, что имеет значение, от кого исходит инициатива предоставления земельного участка: от гражданина или от органа местного самоуправления. В первом случае гражданин за свой счёт оформляет кадастровые документы, и участок должен быть предоставлен ему. На основании статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан принять акт, устанавливающий процедуру предоставления земельных участков. Установление возможности проведения торгов не относится к вопросам процедуры. В законодательные акты Пермского края внесены изменения, и возможность проведения торгов исключена.

Представитель Земского Собрания требование не признал. В своих устных и письменных возражениях он привёл следующие доводы: в соответствии со статьями 34, 38 ЗК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить и распоряжение земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков, что возможно только при проведении торгов и множественности участников. Пунктом 6.2.4. Положения не исключена возможность предоставления земельного участка заявителю без проведения процедуры конкурса. При исключении из Положения оспариваемых пунктов будет нарушен определённый статьёй 1 ГК РФ принцип равенства участников правоотношений.

Оценив представленные доводы заявителя и возражения заинтересованного лица и, будучи не связанным ими в силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Во исполнение требований пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Земское Собрание Частинского муниципального района решением № 468 от 24.06.2009 г. утвердило Положение «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах Частинского муниципального района». Это положение опубликовано 26.06.2009 г. путём размещения в подшивке правовых актов Частинского муниципального района в читальном зале Частинской централизованной библиотечной системы, что подтверждается справкой на листе дела 15. Это Положение действует в редакции решения Земского Собрания от 02.03.2011 N 102.

В оспариваемых заявителем пунктах 6.2.4. и 6.2.6 Положения определены основания и порядок проведения торгов для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Согласно пункту 6.2.4. Положения по истечении месячного срока при наличии двух и более заявок на предоставление данного земельного участка заявители извещаются о предоставлении земельного участка через выставление на торги, издается постановление главы Частинского муниципального района о выставлении участка на торги.

В силу пункта 6.2.6. Положения торги (конкурс, аукцион) проводятся в соответствии со ст. 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации и правилами организации и проведения торгов, установленными законом и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с участником, выигравшим торги, отдел земельно-имущественных отношений заключает договор аренды земельного участка.

Суд считает обоснованным довод заявителя о не соответствии этих пунктов положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемые нормы аналогичны ранее действовавшим нормам пунктов 2.9. и 2.15. Порядка предоставления гражданам или юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, для целей, не связанных со строительством, утверждённого Постановлением Правительства Пермского края от 21.09.2009 N 625-п (далее именуется Порядок).

На основании пункта 2.9. этого Порядка граждане или юридические лица, кроме первоначальных заявителей, заинтересованные в предоставлении земельного участка, в течение одного месяца со дня публикации сообщения вправе обратиться в уполномоченный исполнительный орган с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 2.11. Порядка уполномоченный исполнительный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, но не ранее истечения месячного срока, установленного пунктом 2.8 настоящего Порядка, принимает решение, оформляемое приказом, о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого приказа с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В силу пункта 2.15. этого Порядка, в случае если в отношении одного земельного участка поданы два и более заявления, предоставление земельного участка осуществляется на торгах.

Однако после обращения в суд прокурора Пермского края с заявлением о признании этих положений противоречащим нормам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Пермского края своим Постановлением от 22.03.2010 N 97-п признало пункты 2.9. 2.15. этого Порядка утратившими силу. Пункт 2.11. изложен в следующей редакции: уполномоченный исполнительный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность и в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, носит заявительный характер. Земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В этих нормах не содержится требований об обязательном проведении торгов. Иным лицам могут быть предложены альтернативные земельные участки, либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.

Суд полагает, что при предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации правовом регулировании правоотношений по предоставлению земельных участков отсутствуют основания для утверждения о нарушении прав иных лиц, обратившихся за предоставлением этого же земельного участка. Предоставление земельных участков в порядке очередности поступления заявлений не может рассматриваться в данном случае как приоритет при предоставлении земельных участков и расцениваться как предоставление таких земельных участков с нарушением принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур. В связи с изложенным, довод представителя заинтересованного лица не основан на требованиях закона и не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования.

В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим в части пунктов 6.2.4. и 6.2.6. со дня его принятия.

На основании части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Признаваемый недействующим в части правовой акт опубликован путём размещения в подшивке правовых актов Частинского муниципального района в читальном зале Частинской централизованной библиотечной системы, что соответствует пункту 2 статьи 12 Устава Частинского муниципального района (принят решением Земского собрания Частинского района от 22.06.2005 № 43, лист дела 26-27). На основании чего следует обязать Земское Собрание Частинского муниципального района Пермского края опубликовать настоящее решение или сообщение о решении. Поскольку суду не представлены доказательства опубликования оспариваемого Положения в газете «Частинские вести», у суда нет оснований обязывать опубликовать настоящее решение или сообщение о решении в этой газете.

На основании части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. Суд полагает, что в силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необходимо установить в решении десятидневный срок, в течение которого решение суда должно быть заинтересованным лицом исполнено после вступления его в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199, 206, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требование прокурора Частинского района удовлетворить: признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия пункты 6.2.4. и 6.2.6. решения Земского Собрания Частинского муниципального района Пермского края от 24.06.2009 "Об утверждении положения "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах Частинского муниципального района" (в редакции решения Земского Собрания от 02.03.2011 № 102).

Обязать Земское Собрание Частинского муниципального района Пермского края опубликовать настоящее решение или сообщение о решении в течение десяти дней после вступления его в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба и (или) представление прокурора в Пермский краевой суд с подачей жалобы и (или) представления в Частинский районный суд Пермского края в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья: подпись С.В.Катырева

Кассационным определением от 18.01.2012 за № 33-531/2012 коллегии по гражданским делам

Пермского краевого суда решение первой инстанции оставлено без изменения.

.

Решение вступило в законную силу 18.01.2012 года