Дела №№ 2-122 - 2-130/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Чарышское 26 апреля 2011 года
Чарышский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Копцевой Г.В.
при секретаре Сысковой М.Д.,
с участием помощника прокурора Чарышского района Лопатина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по искам Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрациям Малобащелакского сельсовета Чарышского района, Маралихинского сельсовета Чарышского района, Маякского сельсовета Чарышского района, Краснопартизанского сельсовета Чарышского, Чарышского сельсовета Чарышского района, Алексеевского сельсовета Чарышского района, Тулатинского сельсовета Чарышского района, Березовского сельсовета Чарышского района, Сентелекского сельсовета Чарышского района о возложении обязанности по организации в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбора и вывоза бытовых отходов в границах данных сельсоветов Чарышского района; к администрации Чарышского района Алтайского края о возложении обязанности по организации в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах указанных сельсоветов Чарышского района,
у с т а н о в и л:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрациям Малобащелакского сельсовета Чарышского района, Маралихинского сельсовета Чарышского района, Маякского сельсовета Чарышского района, Краснопартизанского сельсовета Чарышского, Чарышского сельсовета Чарышского района, Алексеевского сельсовета Чарышского района, Тулатинского сельсовета Чарышского района, Березовского сельсовета Чарышского района, Сентелекского сельсовета Чарышского района о возложении обязанности по организации в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбора и вывоза бытовых отходов в границах данных сельсоветов Чарышского района; к администрации Чарышского района Алтайского края о возложении обязанности по организации в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах указанных сельсоветов Чарышского района. Обосновав заявленные требования тем, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Чарышского района Алтайского края. В ходе проверки было установлено, что на территориях Малобащелакского сельсовета Чарышского района, Маралихинского сельсовета Чарышского района, Маякского сельсовета Чарышского района, Краснопартизанского сельсовета Чарышского, Чарышского сельсовета Чарышского района, Алексеевского сельсовета Чарышского района, Тулатинского сельсовета Чарышского района, Березовского сельсовета Чарышского района, Сентелекского сельсовета Чарышского района не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов, а именно: места централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенными в установленном порядке земельными участками на территориях указанных сельсоветов отсутствуют, места размещения отходов не включены в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схем санитарной очистки населенных пунктов, программ производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, отсутствует организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности. Выявленные нарушения подтверждаются информацией администрации Чарышского района Алтайского края от 3 февраля 2011 года, информацией Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 4 февраля 2011 года и информацией Управления Роспотребнадзора по алтайскому краю от 4 февраля 2011 года. Таким образом, в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, на территориях указанных сельсоветов не организованы должным образом сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании представитель истца Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры - помощник прокурора Чарышского района Лопатин И.В. исковые требования уточнил: просил обязать администрации Малобащелакского сельсовета Чарышского района, Маралихинского сельсовета Чарышского района, Маякского сельсовета Чарышского района, Краснопартизанского сельсовета Чарышского, Чарышского сельсовета Чарышского района, Алексеевского сельсовета Чарышского района, Тулатинского сельсовета Чарышского района, Березовского сельсовета Чарышского района, Сентелекского сельсовета Чарышского района в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах своих сельсоветов; обязать администрацию Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Малобащелакского сельсовета Чарышского района, Маралихинского сельсовета Чарышского района, Маякского сельсовета Чарышского района, Краснопартизанского сельсовета Чарышского района, Чарышского сельсовета Чарышского района, Алексеевского сельсовета Чарышского района, Тулатинского сельсовета Чарышского района, Березовского сельсовета Чарышского района, Сентелекского сельсовета Чарышского района.
Представитель ответчика администрации Чарышского района Назарова О.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала и пояснила, что истец свои требования мотивирует тем, что Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» не содержит понятия «утилизация отходов» и делается вывод о том, что под утилизацией отходов фактически понимается их размещение. Однако действующее законодательство содержит понятия «утилизация отходов» и «переработка отходов». Так, согласно п. 5.34. Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 под переработкой отходов понимается деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Согласно п. 5.38. Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 утилизация отходов – это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. Аналогичное определение понятия «утилизация отходов» содержится и в п. 5 ст. 2 Закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» (в редакции от 10.11.2009). В п. 2.1 санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПин 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, предусматривается, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. В соответствии с п. 4.16. Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 свалка – это местонахождение отходов, использование которых в течении обозримого срока не предполагается. Таким образом, понятия «изоляция и обезвреживание ТБО» не относится к понятиям «утилизация и переработка отходов». На территории района администрациям сельсоветов предоставлены земельные участки под размещение участков компостирования ТБО. Имеются заключения органов Роспотребнадзора о соответствии данных земельных участков санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. В связи с этим, по её мнению, необходимо проанализировать утверждение прокуратуры о том, что гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны исключительно полигоны твердых бытовых отходов. На территории района организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов: при содействии администрации района индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют утилизацию отходов, то есть осуществляется сбор вторсырья. Необходимости в создании предприятий по переработке промышленных отходов на территории района, полигонов твердых бытовых отходов в настоящее время не имеется из-за экономической целесообразности и значительных материальных затрат. Однако администрация района готова признать уточненные исковые требования в части ненадлежащей организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в связи с отсутствием нормативно-правового акта, положения об организации данного полномочия. Администрации сельсоветов готовы признать уточненные требования в части организации сбора и вывоза бытовых отходов, так как не все сельсоветы зарегистрировали права на земельные участки в органах Росреестра и в установленном порядке не перевели их из категории земель сельскохозяйственного назначения, а для этого необходимо время и средства. Для полного и надлежащего оформления и организации полигонов нужен срок не менее двух лет. В бюджете на этот год не заложены средства на организацию полигонов ТБО.
Представитель ответчика – администрации Чарышского сельсовета Чарышского района Борисов В.П. и представитель ответчика – администрации Краснопартизанского сельсовета Чарышского района Кривцов В.Г. исковые требования не признали и пояснили, что Краснопартизанским и Чарышским сельсоветами создана организация ООО «Чарышское МВП», которая занимается сбором и вывозом бытовых отходов. С этой организацией администрациями указанных сельсоветов заключены договоры на оказание услуг населения по сбору и вывозке мусора. В настоящее время готовятся документы для получения ООО «Чарышское МВП» лицензии на этот вид деятельности. Земельные участки под ТБО отведены. Они считают, что администрациями Чарышского и Краснопартизанского сельсоветов Чарышского района организована работа по сбору и вывозке бытовых отходов.
Представитель ответчика - администрации Маралихинского сельсовета Чарышского района Останин О.В., представитель ответчика – администрации Маякского сельсовета Чарышского района Анненкова В.В., представитель ответчика – администрации Алексеевского сельсовета Чарышского района Крылов А.В., представитель ответчика – администрации Сентелекского сельсовета Чарышского района Кондратьева Ф.А. и представитель ответчика - администрации Березовского сельсовета Чарышского района Латкин А.И. исковые требования признали в полном объёме.
Представителям ответчиков Останину О.В., Анненковой В.В., Крылову А.В., Кондратьевой Ф.А. и Латкину А.И. суд разъяснил последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, а именно, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Представители ответчиков Останин О.В., Анненкова В.В., Крылов А.В., Кондратьева Ф.А. и Латкин А.И. заявили, что последствия признания иска им понятны, признание иска подтвердили, о чем подал письменные заявления, которые были приняты судом.
Прокурор Лопатин И.В. не возражал против принятия судом признания иска представителями ответчиков.
Ответчики администрация Малобащелакского сельсовета Чарышского района и администрация Тулатинского сельсовета Чарышского района своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще и своевременно, о причинах неявки в судебное заседание представителей не сообщили, ходатайства не заявили.
На основании ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон дело было рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков администрации Малобащелакского сельсовета Чарышского района и администрации Тулатинского сельсовета Чарышского района.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит уточненные исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст. 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 г. № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» (с изменениями от 10 ноября 2009 г.) органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1); к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 2); к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 3).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что администрациями Малобащелакского, Маралихинского, Маякского, Краснопартизанского, Чарышского, Алексеевского, Тулатинского, Березовского, Сентелекского муниципальных образований и Чарышского муниципального района требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
В населенных пунктах, расположенных на территориях указанных муниципальных образований, не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды. В нарушение п. 2.2. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001г. N16 санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на большинстве земельных участков, занимаемых свалками ТБО, отсутствует, содержание свалок ТБО не отвечает вышеназванным правилам.
Так, согласно информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 04 февраля 2011 года № 07/999 основным способом сбора и вывоза ТБО в на территориях указанных муниципальных образований Чарышского района является самовывоз; сбор и вывоз ТБО при помощи металлических контейнеров осуществляется только в Чарышском, Краснопартизанском и Алексеевском муниципальных образованиях и только от многоэтажных домов, а в частном секторе – самовывоз. На используемые земельные участки, предназначенные под свалки ТБО, отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключения на размещение бытовых отходов, земельные участки не оформлены надлежащим образом.
Администрациями Чарышского и Краснопартизанского муниципальных образований создана организация ООО «Чарышское МВП», которая занимается сбором и вывозом бытовых отходов. С этой организацией только администрациями Чарышского и Краснопартизанского муниципальных образований заключены договоры на оказание услуг населения по сбору и вывозке мусора. При этом у данной организации отсутствует лицензия на выполнение данного вида услуг.
В связи с чем неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселений, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Довод представителя ответчика Назаровой О.А. о том, что отсутствие средств на организацию полигонов ТБО не позволяет исполнить предусмотренные законом требования не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
При таких обстоятельствах исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.
Обязать администрацию Малобащелакского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Малобащелакского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Маралихинского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Маякского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Краснопартизанского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Краснопартизанского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Чарышского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Чарышского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Алексеевского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Алексеевского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Тулатинского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Тулатинского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Березовского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Березовского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Сентелекского сельсовета Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, сбор и вывоз бытовых отходов в границах Сентелекского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Обязать администрацию Чарышского района Алтайского края в срок до 26 апреля 2013 года организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах Малобащелакского сельсовета Чарышского района, Маралихинского сельсовета Чарышского района, Маякского сельсовета Чарышского района, Краснопартизанского сельсовета Чарышского района, Чарышского сельсовета Чарышского района, Алексеевского сельсовета Чарышского района, Тулатинского сельсовета Чарышского района, Березовского сельсовета Чарышского района, Сентелекского сельсовета Чарышского района.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Чарышский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 2 мая 2011 года.
Председательствующий: Г.В. Копцева