Решение по иску Воронкова В.П. к ГУ-УПФ РФ в Чарышском районе о возложении обязаности включить в специальный стаж периоды работы кочегаром в совхозе и назначить трудовую пенсию по старости досрочно.



Дело № 2-118/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Чарышское 27 апреля 2011 года

Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Копцевой Г.В.

при секретаре Хохловой И.С.,

рассмотрев гражданское дело по иску Воронкова В.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды работы в должности кочегара с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, и назначить трудовую пенсию по старости досрочно с *** марта 2011 года,

у с т а н о в и л:

Воронков обратился в суд с иском к ГУ – УПФР в Чарышском районе о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды его работы в должности кочегара в совхозе «===» с *** по *** и с *** по ***, в ООО «===» с *** по ***, а также назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с момента обращения с иском в суд, то есть с *** марта 2011 года, указав, что он работал на условиях полной рабочей недели в тяжелых условиях кочегаром котельной, работавшей на твердом топливе – угле. В соответствии с подп. 2 п.1ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на оформление пенсии по старости при достижении 55 лет, поскольку его стаж работы кочегаром составляет более 12 лет и 6 месяцев, а общий трудовой стаж – более 25 лет. Но когда он обратился в ГУ-УПФР в Чарышском районе с заявлением о назначении ему пенсии, то ему во включении в специальный трудовой стаж периодов работы в должности кочегара в совхозе «===» с *** по *** и с *** по *** было отказано, поскольку у него в трудовой книжке отсутствует запись о работе в эти периоды в должности кочегара; документы, уточняющие особый характер работы, также отсутствуют. Вместе с тем, особый характер его работы в указанные периоды времени подтверждается справкой АОЗТ «===, архивной справкой № от *** августа 2010 года и показаниями свидетелей.

Истец Воронков в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить на основании доводов, изложенных в иске.

Представители ответчика ГУ-УПФР в Чарышском районе Рогожкина А.В. и Рогалева Л.Е. исковые требования Воронкова не признали и пояснили, что обязательным условием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце). Основным документом, подтверждающим трудовой стаж является трудовая книжка. Если в трудовой книжке содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, то такие периоды работы засчитываются в льготный стаж без истребования документов, уточняющих условия и характер труда.

В трудовой книжке истца имеется запись о работе в 1993 году в совхозе «===» в должности слесаря. Данные о переводе истца на должность кочегара отсутствуют; документов, уточняющих особый характер работы истца, также не имеется. В связи с тем, что совхоз «===» ликвидирован, отсутствует возможность получения каких-либо документов, подтверждающих особый характер работы истца. Действующее законодательство не предусматривает возможности подтверждения характера выполняемой работы конкретным работником на основании свидетельских показаний при досрочном пенсионном обеспечении, в том числе и при отсутствии документов о работе. Против включения в специальный трудовой стаж истца периода работы в ООО «===» с *** по *** они не возражают, поскольку истцом предоставлены для этого все необходимые документы, на момент обращения за назначением пенсии в декабре 2010 года указанный период времени им отработан не был.

Допрошенные в качестве свидетелей Г., К., Ш. суду показали, что в 1993 году Воронков работал в совхозе «===» в летнее время слесарем, а в зимнее время с 15 сентября по 15 апреля его переводили на должность кочегара на полный рабочий день. Котлы были установлены заводские, чугунные марки КВР-06, работали они на твердом топливе – каменном угле. В обязанности кочегара входила подвозка угля к печи, чистка топки от шлака и вывозка его из здания котельной. Уголь подавали вручную, шлак вывозили также вручную. Всего работали четыре кочегара, график работы – сутки работали, трое суток отдыхали. Другую работу в период отопительного сезона Воронков не выполнял.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года трудовая пенсия мужчинам по старости назначается ранее достижения установленного этим Законом возраста по достижении 55-летнего возраста, если они проработали с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с разделом ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением кабинета Министров от 26.01.1991 г. №10, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.

В силу требований п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года при подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (вступившим в силу в 1996 году) подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника (п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 28 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

Вопрос о достижении Воронковым возраста 55 лет и наличия у него страхового стажа не менее 25 лет не ставился под сомнение ГУ-УПФ РФ в Чарышском районе ни при рассмотрении его заявления о назначении досрочной пенсии, ни в судебном заседании.

Согласно архивной справке от *** августа 2010 года №, выданной архивным отделом администрации Чарышского района, по документам архивного фонда совхоза «===» за 1993 год имеются сведения о заработной плате кочегара Воронкова В.П..

Из справки, выданной директором АОЗТ «===» следует, что Воронков работал кочегаром котельной в период времени с сентября 1992 года по апрель 1993 года и с сентября 1993 года по апрель 1994 года.

В соответствии со справкой, выданной администрацией Чарышского района, с 1991 по 1994 годы котельные АОЗТ «===» работали с сентября по апрель, в них были установлены котлы марки КВР-06, в качестве топлива использовался каменный уголь.

Таким образом, указанные выше письменные доказательства по делу в совокупности с пояснениями истца и показаниями свидетелей дают суду основания для признания периодов работы Воронкова в должности кочегара в совхозе «===» с *** по *** и с *** по *** подлежащими включению в его специальный трудовой стаж.

Что касается периода работы истца в должности кочегара в ООО «===» с *** по ***, то он также подлежит включению в специальный трудовой стаж истца, что подтверждается трудовой книжкой истца и не оспаривается ответчиками.

Согласно решению Управления Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе № от *** декабря 2010 года на дату обращения *** декабря 2010 года Воронкову исполнилось 55 лет, при достижении данного возраста ему необходимо проработать не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжёлыми условиями труда и иметь страховой стаж не менее двадцати пяти лет. По представленным документам Воронковым подтверждён специальный трудовой стаж 11 лет 6 месяцев 2 дня и страховой стаж 27 лет 3 месяца 16 дней. При этом, как следует из протокола заседания Комиссии ГУ-УПФР в Чарышском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от *** декабря 2010 года, период работы истца с *** по *** не зачтён в специальный трудовой стаж.

Таким образом, при включении в специальный трудовой стаж Воронкова периодов его работы в должности кочегара в совхозе «===» с *** по *** и с *** по ***, в ООО «===» с *** по *** на дату обращения с иском в суд, то есть на *** марта 2011 года у Воронкова имелся необходимый для досрочного назначения пенсии по старости специальный трудовой стаж не менее 12 лет 6 месяцев и страховой стаж не менее 25 лет. Следовательно, исковые требования Воронкова подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края подлежит взысканию оплаченная истцом госпошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Воронкова В.П. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Чарышском районе включить в специальный трудовой стаж Воронкова В.П. периоды его работы в должности кочегара в совхозе «===» с *** по *** и с *** по ***, в ООО «===» с *** по *** и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с *** марта 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края в пользу Воронкова В.П. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в десятидневный срок со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Чарышский районный суд Алтайского края.

Мотивированное решение изготовлено 2 мая 2011 года.

Председательствующий: Г.В. Копцева