Дело № 2-218/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Чарышское 27 июля 2011 года Чарышский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Копцевой Г.В. при секретаре Латкиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокориной А.М. к администрации Чарышского района Алтайского края о понуждении к постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, установил: Кокорина обратилась в суд с иском к администрации Чарышского района Алтайского края о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны. В судебном заседании истец Кокорина и её представитель Иконникова Т.И. на иске настаивали в полном объёме, суду пояснили, что истец в последнее время проживала в квартире, принадлежащей сыну и снохе. Квартира неблагоустроенная, в доме нет центрального отопления, воды, канализации, нет туалета. До переезда к сыну она жила в доме, в котором нет отопления, туалета, жила она одна, поэтому по состоянию здоровья жить в том доме не смогла. Переехав к сыну и снохе, дом она продала. В настоящее время у неё в собственности жилья не имеется, отношения с семьёй сына не сложились, в связи с чем она оказалась на улице. В связи с изложенным ей необходимо отдельное благоустроенное жильё, поэтому считает, что администрация Чарышского района обязана поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика - администрации Чарышского района Алтайского края Назарова О.А. суду пояснила, что заявление о постановке на учёт и часть документов Кокориной были представлены в администрацию, однако данных документов недостаточно для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий. Разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд признал, что исковые требования Кокориной подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в частности, :обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно пункту 11 статьи 23.2 определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в числе гражданам указанной категории - членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае (утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 года №407) органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Согласно статье 1 закона Алтайского края от 14.09.2006 года №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - государственные полномочия). Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями, в частности, в отношении граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статьёй 3 названного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, в том числе, ведут в установленном порядке учет вышеуказанных граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с законом Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 3). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. К заявлению о принятии на учет прилагаются: 1) копия паспорта гражданина Российской Федерации заявителя и членов его семьи или копии документов, заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации; 2) копия документа, подтверждающего по предусмотренным законодательством основаниям жилищные права на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи; 3) выписка из домовой книги по месту жительства заявителя и членов его семьи; 4) копии документов, подтверждающих состав семьи; 5) справка из организации, уполномоченной осуществлять учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности; 6) справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления; 7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральными законами (статья 4). Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьёй 51 Жилищного кодекса РФ, согласно п. 3 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В судебном заседании установлено, что истец Кокорина является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением №. Согласно справке № от ***, выданной Чарышским производственным участком Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, истец Кокорина в собственности жилья не имеет. Как пояснила в судебном заседании истец Кокорина, дом, в котором она проживала последнее время, принадлежит сыну и снохе, дом неблагоустроенный с печным отоплением, туалета в доме нет, к сыну она селилась на время, пока не будет разрешён вопрос с жильём, сейчас в силу возраста ей тяжело жить в семье сына, необходим покой. Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком. Таким образом, в ходе судебного разбирательства подтвердились доводы истца Кокориной о том, что она проживает в неблагоустроенном доме, не пригодном для её проживания в силу возраста и состояния здоровья, при этом она не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений. Администрация Чарышского района Алтайского края осуществляет учёт граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены, в частности, статьёй 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Назарова, истец Кокорина обратилась в администрацию Чарышского района с соответствующим заявлением и приложенными документами о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведённых норм законодательства, суд признаёт право Кокориной на принятие её администрацией Чарышского района Алтайского края на учёт как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковое заявление Кокориной А.М. к администрации Чарышского района Алтайского края удовлетворить. Обязать администрацию Чарышского района Алтайского края поставить Кокорину А.М., *** года рождения, уроженку с. ... района ... края, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Чарышский районный суд Алтайского края в десятидневный срок со дня вынесения. Председательствующий: Г.В. Копцева