по заявлению прокурора района в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению п. 4 постановления администрации сельсовета в части создания резерва на должность главы сельсовета.



Дело № 2-252/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чарышское                                                                                12 августа 2011 года

Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Копцевой Г.В.

при секретаре Латкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чарышского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению п. 4 постановления администрации ... сельсовета от *** 2010 года «О формировании и подготовке резерва управленческих кадров Администрации ... сельсовета» в части включения в указанный нормативный правовой акт главы администрации сельсовета, на замещение должности которого формируется резерв управленческих кадров,

установил:

Прокурор Чарышского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению п. 4 постановления администрации ... сельсовета ... района ... края от *** 2010 года «О формировании и подготовке резерва управленческих кадров Администрации ... сельсовета» в части включения в указанный нормативный правовой акт главы администрации сельсовета, на замещение должности которого формируется резерв управленческих кадров. В обоснование заявления указал, что *** 2010 года администрацией ... сельсовета принято постановление , которым утвержден Порядок формирования резерва управленческих кадров Администрации ... сельсовета. Пункт 4 Порядка устанавливает, что резерв формируется для замещения следующих должностей: глава администрации сельсовета, заместитель главы администрации сельсовета, специалист по финансам, налогам и сборам администрации сельсовета, специалист по имуществу и земельным вопросам администрации сельсовета. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Согласно ст. 35 Устава муниципального образования ... сельсовет ... района ... края глава администрации является выборным должностным лицом. Следовательно, администрация сельсовета, включая в оспариваемый Порядок должность главы сельсовета, не являющегося муниципальным служащим, нарушила нормы права, установленные федеральным законом.

В судебном заседании прокурор Казанин А.М. настаивал на удовлетворении заявления по доводам, изложенным в нём.

Глава администрации ... сельсовета Шумова Н.В. разрешение заявления прокурора оставила на усмотрение суда. Пояснила, что согласно ст. 35 Устава МО ... сельсовет глава администрации сельсовета назначается на должность по контракту. Согласно Закону Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» должность главы администрации муниципального образования относится к высшей группе должностей муниципальной службы, глава администрации является муниципальным служащим. Считает, что на должность главы администрации сельсовета, которая согласно Уставу не является выборной, может быть сформирован кадровый резерв.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. От 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дано законодательное определение муниципальному правовому акту. Муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Из приведенного определения следует, что муниципальный правовой акт может быть как нормативным, так и индивидуальным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются его издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Порядок формирования управленческих кадров администрации ... сельсовета (далее - Порядок) утвержден постановлением органа местного самоуправления (администрацией ... сельсовета), предметом правового регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в сфере поступления граждан на муниципальную службу и включение их в резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Указанный правовой акт рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Указанный Порядок обязателен для граждан-кандидатов для включения в резерв управленческих кадров администрации ... сельсовета, круг которых определить невозможно. Следовательно, данный правовой акт обладает существенными признаками нормативного акта.

Принятие оспариваемого нормативного правового акта администрацией сельсовета не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты местной администрации. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Статьёй 35 Устава муниципального образования ... сельсовета ... района ... края установлено, что глава администрации сельсовета назначается на должность Советом народных депутатов на открытой сессии тайным голосованием по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Контракт заключается на срок полномочий Совета народных депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность главы Администрации сельсовета. Глава Администрации сельсовета осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Согласно Реестру должностей муниципальной службы в ... (ст. 1 Закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае» должность главы администрации сельсовета относится к высшей группе должностей муниципальной службы. Таким образом, глава администрации МО Малобащелакский сельсовет ... района ... края является муниципальным служащим.

*** 2010 года администрацией ... сельсовета принято постановление , которым утвержден Порядок формирования резерва управленческих кадров Администрации ... сельсовета. Пункт 4 Порядка устанавливает, что резерв формируется для замещения следующих должностей: глава администрации сельсовета, заместитель главы администрации сельсовета, специалист по финансам, налогам и сборам администрации сельсовета, специалист по имуществу и земельным вопросам администрации сельсовета.

Прокурор оспаривает правомочность включения в указанный список должности главы администрации сельсовета по тем основаниям, что данная должность в соответствии с Уставом МО ... сельсовет является выборной. Между тем, данное утверждение прокурора опровергается ст. 35 Устава МО ... сельсовет, из которой следует, что глава администрации назначается на должность по контракту.

Правоотношения по формированию кадрового резерва управленческих кадров регулируются Указом Президента РФ от 25 августа 2008 года № 1252 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров». Хотя данный правовой акт не содержит норм, касающихся порядка формирования управленческих кадров органов местного самоуправления, вопрос кадрового резерва муниципальных служащих регулируется ст. 33 ФЗ РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации», поэтому суд считает, что принятые органом местного самоуправления правовые акты во исполнение Указа Президента, не противоречат Федеральному закону, регламентирующему сходные правоотношения.

Оснований для удовлетворения заявления прокурора суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 251 ГПК РФ, суд

                                            р е ш и л:

В удовлетворении заявления прокурору Чарышского района Алтайского края отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в десятидневный срок со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Чарышский районный суд Алтайского края.

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2011 года.

Председательствующий:                                                                   Г.В. Копцева