Решение по иску Мозгуновой Р.М. к Администрации Чарышского района о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову ветерана ВОВ и понуждении к постановке на учёт.



     Дело № 2-249/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ       

          с. Чарышское            13 сентября 2011 года

                                                                                                                                           

         Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Копцевой Г.В.

при секретаре Серебренниковой К.Ю.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозгуновой Р.М. к администрации Чарышского района Алтайского края о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны и понуждении к постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Мозгунова обратилась в суд с иском к администрации Чарышского района Алтайского края о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны. Обосновала исковые требования тем, что она проживает в избушке, переделанной из бани, принадлежащей дочери и зятю, в избушке нет воды, канализации, центрального отопления. Своё жильё она продала в 2008 году, так как в силу возраста и состояния здоровья не смогла самостоятельно содержать усадьбу. В настоящее время у неё в собственности жилья не имеется, поэтому считает, что администрация Чарышского района обязана поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Мозгунова иск поддержала на основании доводов, изложенных в иске.

Представитель ответчика - администрации Чарышского района Алтайского края Назарова О.А. в судебное заседание не явилась, направила в суд телефонограмму с просьбой рассмотреть дело в отсутствие администрации, суду пояснила, что заявление о постановке на учёт и документы Мозгуновой были представлены в администрацию, однако, поскольку она ухудшила жилищные условия три года назад, в постановке на учёт ей было отказано. Разрешение иска оставила на усмотрение суда.

Свидетель Желкомбаева С.М. суду показала, что истец Мозгунова приходится ей бабушкой. Мозгунова проживает в избушке, переделанной из бани, которая расположена на усадьбе дома её родителей. В квартире с родителями бабушка проживать не смогла в силу возраста и состояния здоровья, так как в квартире также проживает 23-летний внук, к которому приходят друзья, слушают музыку. Кроме того, у бабушки там не было отдельной комнаты, поэтому она сама изъявила желание жить в бане. В бане она живёт уже третий год. В бане нет воды, туалета, канализации, отопление печное, помещение быстро нагревается и быстро остывает, под утро температура воздуха составляет около 8 градусов. В прошлом году бабушка сильно простыла, в связи с чем лежала в больнице на стационарном лечении. В силу здоровья проживать в таких условиях Мозгуновой тяжело, ей необходимо благоустроенное отдельное жильё.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд признал, что исковые требования Мозгуновой подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в частности, :обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно пункту 11 статьи 23.2 определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в числе гражданам указанной категории - членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае (утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 года № 407) органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно статье 1 закона Алтайского края от 14.09.2006 года №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - государственные полномочия).

Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями, в частности, в отношении граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьёй 3 названного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, в том числе, ведут в установленном порядке учет вышеуказанных граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с законом Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 3).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

К заявлению о принятии на учет прилагаются:

1) копия паспорта гражданина Российской Федерации заявителя и членов его семьи или копии документов, заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации;

2) копия документа, подтверждающего по предусмотренным законодательством основаниям жилищные права на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи;

3) выписка из домовой книги по месту жительства заявителя и членов его семьи;

4) копии документов, подтверждающих состав семьи;

5) справка из организации, уполномоченной осуществлять учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;

6) справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления;

7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральными законами (статья 4).

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьёй 51 Жилищного кодекса РФ, согласно п. 3 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В судебном заседании установлено, что истец Мозгунова является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением .

Согласно справке № 207 от 16 июня 2011 года, выданной Чарышским производственным участком Алейского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, истец Мозгунова в собственности жилья не имеет. Сведения о наличии в собственности жилья у Мозгуновой в едином государственном реестре отсутствуют (уведомление от ***).

Как пояснили в судебном заседании истец Мозгунова и свидетель Желкомбаева, избушка, в которой проживает истец Мозгунова, неблагоустроенная, с печным отоплением, водопровода нет, туалета нет, не пригодно для проживания. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования помещения от 13 сентября 2011 года, проведённом межведомственной жилищной комиссией при администрации Чарышского района.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства подтвердились доводы истца Мозгуновой о том, что она проживает в неблагоустроенном доме, не пригодном для её проживания, при этом она не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений.

Администрация Чарышского района Алтайского края осуществляет учёт граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены, в частности, статьёй 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Как пояснила в телефонограмме представитель ответчика Назарова О.А., истец Мозгунова обратилась в администрацию Чарышского района с соответствующим заявлением и приложенными документами о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведённых норм законодательства, суд признаёт право Мозгуновой на принятие её администрацией Чарышского района Алтайского края на учёт как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Мозгуновой Р.М. к администрации Чарышского района Алтайского края удовлетворить.

Признать Мозгунову Р.М., *** года рождения, уроженку с. ... района ... края, нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.

Обязать администрацию Чарышского района Алтайского края поставить Мозгунову ... на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Чарышский районный суд Алтайского края в десятидневный срок со дня вынесения.

Председательствующий:                                                                       Г.В. Копцева