Решение по иску прокурора к МДОУ детский сад `Золотой ключик` и комитету Администрации Чарышского района по образованию о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.



Дело № 2-332/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Чарышское                                                                                 29 ноября 2011 года                             

Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Дильмана В.В.,

при секретаре Серебренниковой К.Ю.,

с участием помощника прокурора Чарышского района Лопатина И.В.,

представителя ответчика Ильиных А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чарышского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Золотой ключик» Чарышского района Алтайского края и комитету Администрации Чарышского района Алтайского края по образованию о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чарышского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Золотой ключик» Чарышского района Алтайского края и комитету Администрации Чарышского района Алтайского края по образованию о возложении обязанности (в пределах собственных средств) заключить договор на техническое обслуживание и плановый ремонт установки автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию, обеспечить здание первичными средствами пожаротушения согласно правилам пожарной безопасности. Обосновав заявленные требования тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Золотой ключик» Чарышского района Алтайского края прокуратурой Чарышского района совместно с государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора Чарышского района № 11 ФИО6 выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Так, согласно акту проверки от 18 октября 2011 года установлено, что не заключён договор на техническое обслуживание и плановый ремонт установки автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности; здание не обеспечено первичными средствами пожаротушения, чем нарушены п. 96, 34, 108 ППБ 01-03.

Согласно требований Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (п. 4 ч. 1 ст. 31); оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств относится к компетенции образовательного учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 32)

Невыполнение требований закона о пожарной безопасности может повлечь невозможность обеспечения безопасности воспитанников и педагогов учреждения во время воспитательного процесса, привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

В судебном заседании помощник прокурора Чарышского района Лопатин И.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объёме по доводам, изложенным в иске, просил обязать ответчиков устранить указанные нарушения пожарной безопасности в срок до 01 апреля 2012 года.

Представитель ответчика, комитета Администрации Чарышского района Алтайского края по образованию Ильиных А.М. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что обязанность по заключению договоров с организациями, имеющими лицензию на техническое обслуживание и плановый ремонт установки автоматической пожарной сигнализации, возложена на комитет по образованию. Для того чтобы заключить такой договор необходимо разместить заказ на данный вид работ на официальном сайте, затем провести конкурс, на что потребуется время. В бюджете района на 2011 год таких средств не заложено, как и нет средств на приобретение первичных средств пожаротушения в здание детского сада. Просит предоставить срок для устранения недостатков до конца квартала 2013 года.

Представитель третьего лица - Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Алтайскому краю в лице территориального отдела Государственного пожарного надзора № 11 в судебное заседание не явился, по неизвестной причине. О времени и месте рассмотрения дела, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал. В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие названного представителя в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика МДОУ детский сад «Золотой ключик» Чарышского района Алтайского края в судебное заседание не явился, по неизвестной причине. О времени и месте рассмотрения дела, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал. В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие названного представителя в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

       Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ (далее по тексту ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 - настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения … организациями, независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации … в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.п. 96, 34 ППБ 01-03 регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ; ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору; противопожарные системы и установки помещений, зданий сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Как следует из материалов дела в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Золотой ключик» Чарышского района Алтайского края прокуратурой Чарышского района совместно с государственным инспектором отдела государственного пожарного надзора Чарышского района № 11 ФИО4 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует договор на техническое обслуживание и плановый ремонт установки автоматической пожарной сигнализации с организацией, имеющий лицензию на данный вид деятельности, в нарушение требований п. 36 ППБ 01-03 и п. 5.18 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97; объект не укомплектован нормативным количеством первичных средств пожаротушения, имеющиеся огнетушители не перезаряжены (п. 108 ППБ 01-03 утв. Приказом от 18.06.2003 г. № 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В п. 1 ч. 2 ст. 32 данного Закона указано, что оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств относится к компетенции образовательного учреждения, при этом из п. 3 ч. 3 указанной нормы Закона следует, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Невыполнение требований закона о противопожарной безопасности создаёт угрозу жизни и здоровью воспитанников и педагогов образовательного учреждения во время воспитательного процесса.

В силу абз. 2, 6 ч. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 года) государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Как пояснила в судебном заседании представитель комитета администрации Чарышского района по образованию Ильиных А.М., МДОУ детский сад «Золотой ключик», является в настоящее время бюджетным учреждением.

Согласно Устава МДОУ детский сад «Золотой ключик» учредителем названного МДОУ является комитет администрации Чарышского района по образованию.

Таким образом, учитывая, что вопросами заключения договоров с организациями, имеющими лицензию на техническое обслуживание и плановый ремонт установки автоматической пожарной сигнализации занимается комитет по образованию, то на него и должна быть возложена вышеуказанная обязанность.

Обязанность по обеспечению здания детского сада первичными средствами пожаротушения, должна быть возложена на МДОУ детский сад «Золотой ключик», в силу положений ст. 120 ГК РФ.

Что касается срока исполнения по устранению указанных в исковом заявлении нарушений противопожарной безопасности, суд считает, что он должен быть установлен до 01 апреля 2012 года, так как речь идет в первую очередь о безопасности детей, поэтому отсутствие денежных средств в бюджете, не может служить основанием для длительного неисполнения требований по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

Учитывая, что прокурор района при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины при обращении с иском в суд общей юрисдикции в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, то госпошлина в сумме 200 рублей должна быть взыскана с ответчика МДОУ детский сад «Золотой ключик».

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чарышского района Алтайского края удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» Чарышского района Алтайского края в срок до 01 апреля 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно обеспечить здание детского сада первичными средствами пожаротушения согласно правилам пожарной безопасности.

Обязать комитет администрации Чарышского района Алтайского края по образованию в срок до 01 апреля 2012 года заключить договор с организацией, имеющей лицензию, на техническое обслуживание и плановый ремонт автоматической пожарной сигнализации, установленной в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Золотой ключик» Чарышского района Алтайского края.

Взыскать с МДОУ детский сад «Золотой ключик» Чарышского района Алтайского края государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Чарышский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья