Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Чарышское 29 ноября 2011 года Чарышский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Дильмана В.В., при секретаре Серебренниковой К.Ю., с участием помощника прокурора Чарышского района Лопатина И.В., представителя ответчика Ильиных А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чарышского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Теремок» Чарышского района Алтайского края и комитету Администрации Чарышского района Алтайского края по образованию о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Чарышского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к комитету Администрации Чарышского района Алтайского края по образованию и муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Теремок» Чарышского района Алтайского края о возложении обязанности устранить выявленные нарушения санитарных норм и правил, а именно установить: 4 умывальных раковины в туалетной младшей группы, раковину в туалетной старшей группы, теневые навесы для защиты детей от солнца и дождя, оборудовать физкультурную площадку согласно п.п. 3.5, 3.10 СанПин 2.4.1.2660-10. Обосновав заявленные требования тем, что 19 октября 2011 года в ходе проведения проверки бесплатности, доступности и безопасности дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Теремок», были выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В частности на территории садика отсутствует физкультурная площадка; для защиты детей от солнца и дождя не установлены теневые навесы; отсутствует игровое и физкультурное оборудование; в туалетной старшей группы недостаточно умывальных раковин, из предусмотренных санитарными правилами 1 раковины на 5 детей, установлена 1 раковина на 10 детей; в туалетной младшей группы из 4 умывальных раковин, предусмотренных санитарными правилами, установлена одна; в спальне старшей группы приборы отопления не имеют ограждения. Таким образом, руководством детского сада «Теремок» не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада, вопреки требованиям ст. 28 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В судебном заседании помощник прокурора Чарышского района Лопатин И.В. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объёме по доводам, изложенным в иске, просил обязать ответчиков устранить указанные нарушения пожарной безопасности в срок до 10 августа 2012 года. Представитель ответчика, комитета Администрации Чарышского района Алтайского края по образованию Ильиных А.М. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно предписанию установлен срок для устранения указанных нарушений до 10 августа 2012 года. За указанные нарушения детский сад и комитет по образованию Администрации района понесли административную ответственность. В бюджете района на 2011 год необходимых средств на устранение данных нарушений не заложено, нет таких средств и у детского сада. Просит предоставить срок для устранения недостатков до 10 августа 2012 года. Представитель третьего лица - территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г. Алейске в судебное заседание не явился, по неизвестной причине. О времени и месте рассмотрения дела, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал. В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие названного представителя в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Представитель ответчика МДОУ детский сад «Теремок» Чарышского района Алтайского края в судебное заседание не явился, по неизвестной причине. О времени и месте рассмотрения дела, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал. В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие названного представителя в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ. Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года № 91 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее по тексту - СанПиН 2.4.1.2660-10). Согласно п. 1.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 (с изменениями от 20 декабря 2010 г.) настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. В п. 3.5 санитарных правил указано, что зона игровой территории включает в себя: групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка младенческого и раннего возраста и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста и с соблюдением принципа групповой изоляции; физкультурную площадку (одну или несколько). Пункт 3.9. санитарных правил предусматривает, что для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м.; теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Согласно п. 3.10. санитарных правил игровые и физкультурные площадки для дошкольных групп оборудуются с учетом росто-возрастных особенностей детей. В п. 6.18.2. санитарных правил указано, что в туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза, а в п. 6.18.3 санитарных правил определено, что в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Кроме того, согласно абзацу 2 п. 8.4. санитарных правил во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы, конструкция которых не имеет защитных устройств, следует ограждать съемными решетками из дерева или термостойких материалов, разрешенных к применению в установленном порядке. Как следует из копии акта проверки, проведенной в МДОУ детский сад «Теремок» 9 октября 2011 года помощником прокурора Чарышского района Лопатиным И.В. с участием заведующей детским садом М., явившейся предметом исследования в ходе судебного заседания, указанные требования СанПиН 2.4.1.2660-10 в МДОУ детский сад не соблюдены. Так, на территории садика отсутствует физкультурная площадка; для защиты детей от солнца и дождя не установлены теневые навесы; отсутствует игровое и физкультурное оборудование; в туалетной старшей группы, вместо предусмотренной санитарными правилами одной раковины на 5 детей, установлена одна умывальная раковина на 10 детей; в туалетной младшей группы вместо четырёх умывальных раковин, предусмотренных санитарными правилами, установлена одна; в спальне старшей группы приборы отопления не имеют ограждения. Наличие указанных нарушений санитарных правил в МДОУ детский сад «Теремок» подтверждается соответствующей записью заведующей детским садом М. в акте и её подписью, копией постановления № 15/490 по делу об административном правонарушении, вынесенным 3 ноября 2011 года исполняющим обязанности главного государственного санитарного врача, начальником территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Алейску, Алейскому, Калманскому, Топчихинскому, Усть-Калмансколму, Усть-Пристанскому и Чарышскому районам Алтайского края Г. в отношении юридического лица МДОУ детский сад «Теремок» по ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснениями представителя комитета Администрации Чарышского района по образованию Ильиных А.М., данными ею в судебном заседании. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В п. 1 ч. 2 ст. 32 данного Закона указано, что оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств относится к компетенции образовательного учреждения, при этом из п. 3 ч. 3 указанной нормы Закона следует, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу абз. 2, 6 ч. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 года) государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Как пояснила в судебном заседании представитель комитета администрации Чарышского района по образованию Ильиных А.М., МДОУ детский сад «Теремок», является в настоящее время бюджетным учреждением. Согласно Уставу МДОУ детский сад «Теремок» учредителем названного МДОУ является комитет администрации Чарышского района по образованию. Таким образом, с учетом вышеуказанного суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования к МДОУ детский сад «Теремок» подлежат удовлетворению в полном объёме, а в удовлетворении исковых требований, заявленных к комитету Администрации Чарышского района по образованию, следует отказать за их необоснованностью, в связи с положениями ст. 120 ГК РФ. Что касается срока исполнения по устранению указанных в исковом заявлении нарушений санитарных правил, суд считает, что он должен быть установлен до 10 августа 2012 года, так как речь идет в первую очередь о безопасности детей, поэтому отсутствие денежных средств, не может служить основанием для длительного неисполнения требований по устранению нарушений санитарных правил. Учитывая, что прокурор района при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины при обращении с иском в суд общей юрисдикции в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, то госпошлина в сумме 200 рублей должна быть взыскана с ответчика МДОУ детский сад «Теремок». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Чарышского района Алтайского края удовлетворить частично. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Чарышского района Алтайского края (в пределах собственных средств) в срок до 01 августа 2012 года устранить выявленные нарушения требований санитарных норм и правил, а именно: в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 установить 4 умывальных раковины в туалетной младшей группы и одну умывальную раковину в туалетной старшей группы, изготовить теневые навесы для защиты детей от солнца и дождя на территории каждой групповой площадки, оборудовать физкультурную площадку. В остальной части исковых требований отказать за их необоснованностью. Взыскать с МДОУ детский сад «Теремок» Чарышского района Алтайского края государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход государства. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Чарышский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья