Решение по иску прокурора района к администрации района, КГБУЗ `Чарышская ЦРБ`, администрации Алтайского края Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о понуждении к совершению действий.



Дело № 2-12/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года                                                                       с. Чарышское

Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Дильмана В.В.,

при секретаре Сысковой М.Д.,

с участием помощника прокурора Чарышского района Лопатина И.В.,

представителя ответчика КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница» Череватенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц Чарышского района к Администрации Чарышского района, КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница», Администрации Алтайского края и Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о понуждении к совершению действий по организации оказания скорой медицинской помощи на территории Чарышского района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чарышского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Чарышского района о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по организации оказания скорой медицинской помощи. В обоснование иска указав, что в МУЗ «Чарышская ЦРБ» имеется отделение скорой медицинской помощи, которое на основании Решения Чарышского РСНД от 23.04.2008г. № 6, оказывает круглосуточную экстренную медицинскую помощь взрослому и детскому населению, проживающему на территории сел Чарышское, Красный Партизан, Сваловка и Комендатка. Оказание экстренной медицинской помощи на территории других сельских поселений, согласно информации МУЗ «Чарышская ЦРБ» осуществляется работниками лечебно-профилактических учреждений (участковые больницы, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты), которые согласно действующему законодательству оказывают первичную медико-санитарную помощь. Медицинские работники указанных учреждений на имеют соответствующей сертификатов на оказание скорой медицинской помощи, не обеспечены в достаточной степени медицинским оборудованием и лекарственными средствами, оборудованным транспортом для оказания скорой медицинской помощи и транспортировки больных.

В Малобащелакской участковой больнице имеется 1 автомобиль, не относящийся по классу к автомобилю скорой помощи, и осуществляющий транспортировку больных из сел Ивановка, Боровлянка, Большой Бащелак, а также из сел Красные Орлы, Красный Май, Чайное, Сосновка, находящимися на территории Маякского сельсовета. Данный автомобиль не оснащен специальным медицинским оборудованием согласно Приказу Минздравсоцразвития от 01.12.2005г. № 752 «Об оснащении санитарного автотранспорта».

Обслуживание отделением скорой медицинской помощи при МУЗ «Чарышская ЦРБ» только граждан Чарышского, Краснопартизанского сельсоветов нарушает право граждан, проживающих в иных поселениях на равнодоступность скорой медицинской помощи.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Чарышского района по организации скорой медицинской помощи и возложить обязанность на администрацию Чарышского района организовать оказание скорой медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством на территориях Алексеевского, Маралихинского, Малобащелакского, Маякского, Тулатинского, Березовского, Сентелекского сельсоветов.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница», Администрация Алтайского края и Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

Помощник прокурора Чарышского района Лопатин И.В. в судебном заседании отказался от иска в части признания незаконным бездействия Администрации Чарышского района по организации скорой медицинской помощи. Остальные исковые требования изменил, просит обязать Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в срок до 31.12.2012 года организовать оказание скорой медицинской помощи на территории Чарышского района Алтайского края в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Измененные исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Чарышского района Назарова О.А. в судебное заседание не явилась, 12.03.2012г. направила в суд телефонограмму, в которой просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного представителя ответчика в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Со стороны представителя ответчика Администрации Чарышского района в суд были направлены свои возражения относительно предъявленного иска, в которых просит в удовлетворении иска отказать. В соответствии со ст. 17 ФЗ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация скорой медицинской помощи не входит в полномочия органов местного самоуправления. Данные полномочия находятся в ведении субъекта Федерации. Кроме того, администрация района не бездействовала в решении этого вопроса. В 2008 году было инициировано принятие решения Чарышским районным Советом народных депутатов от 29.04.2008г. № 10 «О положении об отделении скорой помощи Чарышского района», а также организация бесперебойного обеспечения автомобилей скорой медицинской помощи ГСМ, первоочередного ремонта санитарного транспорта, круглосуточной диспетчерской службы, ведения магнитофонной записи переговоров населения с диспетчером скорой медицинской помощи.

Представитель соответчика КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница» Череватенко Н.А. иск не признала и пояснила, что на территории Чарышского района в 2008 году создано отделение скорой медицинской помощи, имеется диспетчерская служба. До 2011 года финансирование районной больницы, в том числе и на скорую помощь шло из районного бюджета. Автомобили скорой помощи выезжают во все села района, но не на каждый вызов, а в зависимости от реальной необходимости. В других селах района есть ФАПы, где фельдшеры на месте могут оказать первую помощь и решить вопрос о необходимости выезда автомобиля скорой помощи. С 2012 года сменилось название районной больницы с МУЗ «Чарышская ЦРБ» на КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница». Финансирование больницы, в том числе и скорой помощи, осуществляется из краевого бюджета через Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. 06.03.2012г. постановлением Администрации Алтайского края утверждена ведомственная целевая программа «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи жителям Алтайского края» на 2012-2014 годы. На основании этой программы Чарышской центральной районной больницей принято свое Положение об организации скорой медицинской помощи в Чарышском районе. В апреле 2012 года в с. Маяк планируется открыть филиал отделения скорой помощи, который будет укомплектован автомобилем, необходимым медицинским персоналом и лекарственными препаратами. Данный филиал будет обслуживать 7 сел, входящих в Маякский, и Алексеевский сельсовет.

Представитель соответчика Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился по неизвестной причине. О времени и месте судебного разбирательства был уведомлен 05.03.2012г. О причинах своей неявки в суд не сообщал, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного представителя соответчика в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Со стороны Администрации Алтайского края в суд были направлены свои возражения относительно предъявленного иска. Полномочия по организации скорой медицинской помощи в медицинских организациях Алтайского края переданы органам исполнительной власти Алтайского края с 01 января 2012 года. МУЗ «Чарышская центральная районная больница» было передано в собственность Алтайского края и на основании постановления Администрации Алтайского края от 12.12.2011г. № 728 переименовано в краевое государственное бюджетной учреждение здравоохранения «Чарышская центральная районная больница». В КГБУЗ «Чарышская ЦРБ» имеется отделение скорой медицинской помощи. Вышеуказанное медицинское учреждение включено в Перечень организаций здравоохранения, финансируемых за счет средств краевого бюджета. Следовательно органами исполнительной власти Алтайского края организовано оказание скорой медицинской помощи в медицинской организации Алтайского края. Органом, уполномоченным на организацию оказания медицинской помощи населению Алтайского края, одним из видов которой является скорая медицинская помощь, является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. В связи с чем, Администрация Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представитель соответчика Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства был уведомлен 05.03.2012г. О причинах своей неявки в суд не сообщал, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного представителя соответчика в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд принимает следующее решение.

В соответствии с подп. 2 ст. 2 ФЗ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 16 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что до 2012 года МУЗ «Чарышская центральная районная больница» финансировалась из бюджета Чарышского района. В МУЗ «Чарышская центральная районная больница» на основании Решения Чарышского районного Совета депутатов от 29.04.2008г. «О положении об отделении скорой помощи Чарышского района» было создано отделение скорой медицинской помощи. Названное отделение оказывало круглосуточную экстренную медицинскую помощь взрослому и детскому населению сел Чарышское, Красный Партизан, Сваловка и Комендантка Чарышского района. Оказание неотложной помощи населению в сельских поселениях оказывается медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, находящихся на территории поселений. В исключительных случаях доставку и оказание медицинской помощи тяжелым больным в МУЗ «Чарышская ЦРБ» осуществляется отделением скорой помощи после консультации с врачами реаниматологами и заместителем главного врача по лечебной части МУЗ «Чарышская ЦРБ» (стр. 40).

Таким образом, при существующей организации оказания скорой медицинской помощи, граждане иных сел Чарышского района в отличие от жителей сел Чарышское, Красный Партизан, Сваловка и Комендантка, имеют не равный доступ к получению скорой медицинской помощи, что соответственно является нарушением их прав на охрану здоровья.

В судебном заседании также было установлено, что МУЗ «Чарышская центральная районная больница» на основании постановления Администрации Алтайского края от 12.12.2011г. № 728 «О переименовании передаваемых в государственную собственность Алтайского края муниципальных учреждений здравоохранения», было передано в собственность Алтайского края и переименовано в краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Чарышская центральная районная больница».

06 марта 2012 года постановлением Администрации Алтайского края № 112 утверждена ведомственная целевая программа «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи жителям Алтайского края на 2012-2014 годы». Данная программа предполагает выполнение следующих мероприятий: приобретение автомобилей скорой медицинской помощи, что позволит сократить сроки ее оказания жителям Алтайского края; приобретение и установка системы мониторинга передвижения транспортных средств; приобретение персональных компьютеров. Согласно вышеуказанной целевой программе в КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница» в период с 2012 по 2014 года будут выделены три автомобиля скорой медицинской помощи класса А, оборудованные аппаратурой глобальной навигационной спутниковой системы. Кроме того, согласно объяснений представителя ответчика КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница» Череватенко Н.А., в апреле 2012 года в с. Маяк Чарышского района планируется открыть филиал отделения скорой помощи, который будет укомплектован автомобилем, необходимым медицинским персоналом и лекарственными препаратами. Данный филиал будет обслуживать 7 сел, входящих в Маякский, и Алексеевский сельсовет.

В настоящее время принято новое Положение об организации скорой медицинской помощи в Чарышском районе, утвержденное главным врачом КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница» согласно которому скорая медицинская помощь оказывается на территории всего Чарышского района.

Согласно п. 1 Положения о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 21.02.2007г. № 67 - Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности является органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и фармацевтической деятельности, организацию управления учреждениями здравоохранения, образовательными медицинскими учреждениями, краевыми государственными аптечными учреждениями и предприятиями.

Согласно раздела 7 ведомственной целевой программы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 06.03.2012г. № 112 организация и контроль реализации программных мероприятий осуществляются Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

Таким образом, обязанность по организации и контролю за исполнением КГБУЗ «Чарышская центральная районная больница» ведомственной целевой программы «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи жителям Алтайского края на 2012-2014 годы» должна быть возложена на Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

Что касается установления срока, в течение которого, на территории Чарышского района должна быть организовано оказание скорой медицинской помощи в соответствии с требованиями действующего законодательства, то суд считает, что он должен быть установлен до 31.12.2014 года, то есть на момент окончания действия вышеуказанной ведомственной целевой программы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности организовать оказание скорой медицинской помощи на территории Чарышского района Алтайского края в соответствии с действующим законодательством, в срок до 31 декабря 2014 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение вынесено 17 марта 2012 года.

Судья