Решение по иску СПК `Рубин` к Шкаброву А.И. о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей.



Дело №2-165/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2010 года с.Чарышское

Судья Чарышского районного суда Серебренникова Н.Ю. при секретаре Хохловой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску сельскохозяйственного производственного кооператива «Рубин» (далее СПК «Рубин») к Шкаброву А.И. о возмещении ущерба в размере 21885 рублей, причиненного при исполнении трудовых обязанностей и государственной пошлины в размере 854 рублей 75 копеек,

у с т а н о в и л:

Истец обосновал заявленные исковые требования о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей ответчиком Шкабровым А.И. тем, что Дата обезличена Дата обезличена 2007 года между СПК «Рубин» и ответчиком Шкабровым А.И. был заключен трудовой договор на выполнение работы скотника. В своей деятельности он должен был добросовестно исполнять свои обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и трудовым договором, выполнять Правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу работодателя.

Дата обезличена года с ответчиком Шкабровым на весь период его работы был заключен договор о полной материальной ответственности, согласно которому он приняли на себя ответственность за сохранность вверенного им имущества. На него была возложена обязанность бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на них функций имуществу работодателя, принимать меры к предотвращению ущерба.

В ночь с Дата обезличена на Дата обезличена марта 2010 года у дома Шкаброва погибла в результате асфиксии рабочая лошадь, принадлежащая истцу, закрепленная за Шкабровым на период исполнения им трудовых обязанностей, чем СПК «Рубин» причинен материальный ущерб на сумму 21825 рублей.

В судебном разбирательстве представитель истца Капустина Т.А. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме и пояснила, что лошадь пала по вине ответчика, так как он не сдал ее, как положено на конный двор СПК «Рубин», а оставил привязанной возле своего дома. Та на привязи и удавилась. Пояснила, что себестоимость одного килограмма живого веса лошадей в СПК «Рубин» составляет 45 рублей. Лошадь, которая была закрепления за Шкабровым, была весом не менее 485 кг, как значится по бухгалтерским документам. Причиненный ущерб составил 21825 рублей. Подтвердила, что на безусловном содержании лошадей, закрепленных за скотниками, на конном дворе администрация СПК «Рубин» не настаивала, но так как скотники приняли за лошадей полную материальную ответственность, они должны были исключать всякого рода опасности для их жизни и здоровья – в частности обеспечить их беспривязное содержание ночью.

Ответчик Шкабров А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что заявленная сумма ущерба ничем не подтверждена, что вес лошади СПК «Рубин» неизвестен. Подтвердил свою вину в том, что не сдал лошадь на ночь на конный двор, а оставил привязанной на ночь у своего дома. В результате того, что лошадь была привязанной она и удавилась. Привязь захлестнула горло упавшей лошади.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд признал, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 242 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 243 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Как установлено судом, ответчик работал скотником. На время выполнения этой работы ему была предоставлена рабочая лошадь, которую он после выполнения порученной ему работы не сдал работодателю, а оставил у себя на подворье, чем принял на себя ответственность за ее сохранность. В ночь с Дата обезличена на Дата обезличена марта 2010 года лошадь пала. Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком был заключен договор о полной материальной ответственность за не обеспечение сохранности материальных ценностей и имущества, вверенного ему для выполнения работы скотника. Согласно договору, данное соглашение действует на весь период работы ответчиков с вверенными им материальными ценностями и имуществом истца. Договор подписан сторонами, ими не оспорен, признавать его ненадлежащим доказательством у суда нет оснований.

В соответствии со ст.233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. В силу ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 11, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", в силу ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества, либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В судебном заседании установлено, что прямой действительный ущерб, причиненный истцу установлен и составляет 21825 рублей, вес лошади установлен на основании бухгалтерских документов о подотчете материально ответственного лица. Цена одного килограмма себестоимости рабочей лошади, сложившейся в СПК «Рубин», не превышает закупочную цену на килограмм живого веса лошадей, сложившуюся в Чарышском районе.

В соответствии со ст. 250 ТК РФ с учетом степени и формы вины работника, его низкого материального положения, а также конкретных обстоятельств дела, согласно которым истец, зная о том, что ответчик нередко после выполнения порученной ему работы оставлял лошадь дома, что исключало возможность контроля за обеспечением сохранности вверенного ответчику имущества, не препятствовал этому, суд признал возможным снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с ответчика до 5000 рублей.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика по настоящему делу подлежит взысканию государственная пошлина в пользу истца пропорционально взысканной с него суммы.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск СПК «Рубин» удовлетворить частично.

Взыскать со Шкаброва А.И. в пользу СПК «Рубин» 5000 рублей в возмещение материального ущерба, 200 рублей в счет уплаты госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в десятидневный срок со дня вынесения мотивированного решения. С мотивированным решением возможно ознакомиться и получить копию решения с 9 часов Дата обезличена октября 2010 года в приемной Чарышского районного суда.

Председательствующий Н.Ю. Серебренникова