Решение по иску Попова О.Г. к ГУ-УПФ РФ в Чарышском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж работы в должности врача-интерна и периодов повышения квалификации.



Дело № 2-287/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2012 года                                                                 с. Чарышское

Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Дильмана В.В.,

при секретаре Сысковой М.Д.,

с участием истца Попова О.Г., представителей ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда в Чарышском районе Алтайского края Рогожкиной А.В. и Рогалевой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова О.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж работы в должности врача-интерна, а также периоды повышения квалификации,

У С Т А Н О В И Л:

Попов О.Г. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж работы в должности врача-интерна, а также периоды повышения квалификации. В обоснование иска указав, что *** 2012 года он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». *** 2012 года решением ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано, так как у него нет необходимых 25 лет стажа лечебной деятельности.

С данным решением он не согласен. С ***1995г. он был принят на должность врача-интерна по хирургии в ... центральную районную больницу. С ***1995г. по ***1995г. назначен на должность врача-хирурга, заведующего хирургически отделением. С ***1996г. переведен на должность врача-хирурга хирургического отделения стационара. С ***1998г. назначен на должность врача-хирурга заведующего отделением стационара.

Во время прохождения интернатуры с ***1995г. по ***1996г. он трудился полный рабочий день, осуществлял дежурство на дому, ему выплачивалась заработная плата, соответственно производились отчисления в Пенсионный фонд. Считает, что период интернатуры с ***1995г. по ***1996г. должен быть включен в льготный стаж для назначения трудовой пенсии.

Кроме того, в периоды: с 29.05.1996г. по 19.06.1996г., с 20.06.1996г. по 30.06.1996г., с 27.03.2000г. по 07.06.2000г., с 27.03.2005г. по 07.06.2005г. он находился на курсах повышения квалификации. Считает, что данные периоды времени должны также включаться в льготный стаж, поскольку повышение квалификации является обязанностью врача. На день его обращения с заявлением в Пенсионный фонд, стаж его трудовой деятельности составляет 25 лет и 5 дней.

Просит признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда в Чарышском районе об отказе в назначении ему трудовой пенсии по старости. Обязать ответчика включить в стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости периоды интернатуры и периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения с *** 2012 года. Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Истец Попов О.Г. иск поддержал и пояснил, что период его работы врачом-интерном должен быть включен в льготный стаж и рассчитывать его как 1 год за 1 год 6 месяцев, а не как 1 год за 1 год 3 месяца. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также должны быть включены в льготный стаж. Просит иск удовлетворить.

Представители ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Рогожкина А.В. и Рогалева Л.Е. иск не признали и просили в удовлетворении иска отказать. При этом представитель ответчика Рогалева Л.Е. пояснила, что период интернатуры у истца исчислялся с 01.09.1995г. по 21.12.1995г., а также с 01.01.1996г. и по 30.06.1996г., за исключением периодов повышения квалификации в 1996 году.

Из представленного письменного отзыва на исковое заявление следует, что истцом в Управление были представлены ряд документов для назначения досрочной трудовой пенсии. В стаж Попова О.Г., дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, был включен период работы в должности врача-интерна с ***1995г. по ***1995г. Указанный стаж был засчитан как 1 год за 1 год 3месяца, так как работа осуществлялась в сельской местности, согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, на указанную льготу имеют право оперирующие врачи-специалисты всех наименований, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений. Должность врача-интерна в указанном перечне отсутствует. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации истца, были засчитаны в общий трудовой стаж, но без льготного кода, так как это не предусмотрено законодательством и нормативными актами. Документально подтвержденный стаж Попова на момент обращения с заявлением в Управление составил 24 года 02 месяца и 19 дней.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд принимает следующее решение.

С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 года N 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично); гражданин вправе осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее по тексту - Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781).

В судебном заседании было установлено, что с *** 1995 года истец принят на должность врача-интерна по хирургии в ... центральную районную больницу. Период интернатуры с *** 1995 года по *** 1996 года, что подтверждается записями в его трудовой книжке (л.д. 13), а также справкой КГБУЗ «... центральная районная больница» (л.д. 9). Исключение из указанного периода составляет время с *** 1995 года по *** 1995г., когда Попов О.Г. приказом от *** был назначен на должность врача-хирурга, заведующим хирургическим отделением (л.д. 9).

Период интернатуры не может быть включен в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев. Попов О.Г., как было указано выше проходил в Чарышской центральной районной больнице интернатуру по хирургии, которая является обязательной годичной послевузовской подготовкой (специализацией), при этом в п. 2 постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслуг лет" и в Перечне, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, перечислены врачи-специалисты, а должность врача-интерна не поименована и выделена как самостоятельная должность, без отнесения ее к числу врачей специалистов, тогда как п. 3 номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, данная должность выделена как самостоятельная. Исходя из требований закона, истец в данный период времени не мог быть назначен врачом-специалистом, участие в операциях входило в учебно-методический план прохождения интернатуры, произведенные доплаты были обусловлены определенными условиями труда.

Период прохождения интернатуры является продолжением учебного процесса и направлен на обеспечение условия для улучшения качества подготовки врачей-интернов, повышения степени их готовности к самостоятельной профессионально деятельности, что вытекает из приказа Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 года N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре".

В соответствии с Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, являющегося приложением N 3 к приказу Минздрава СССР от 20.01.1982 года N 44 одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которых врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.

В связи с чем, суд соглашается с доводами ответчика о том, что период интернатуры должен быть засчитан в стаж в льготном порядке, из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, так как работа осуществлялась в сельской местности в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

В судебном заседании также было установлено, что Попов О.Г. в период с *** 1995 года по *** 1995 года был назначен на должность врача-хирурга, заведующим хирургическим отделением ... центральной районной больницы (л.д. 9, 10). С *** 1996 года назначен на должность врача-хирурга хирургического отделения, с *** 1998 года назначен на должность врача-хирурга заведующим хирургическим отделением стационара ... центральной районной больницы (л.д. 13). Данные периоды работы истца в должности врача-хирурга не оспариваются ответчиком.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, а именно: с 29 мая 1996 г. по 30 июня 1996г., с 27 марта 2000 г. по 14 июня 2000 г., с 27 марта 2005 г. по 07 июня 2005 г. и с 10 января 2010г. по 12 января 2010г. не могут быть засчитаны в льготный стаж истца, дающего право на досрочную трудовой пенсию по старости.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Так ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 (действовавшими в период нахождения истца на курсах повышения квалификации), установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, период интернатуры истца с 01 сентября 1995 года по 21 декабря 1995 года, а также с 01 января 1996 года по 30 июня 1996 года (всего 9 месяцев 21 день), должен исчисляться из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца. Льготный стаж составляет 1 год 13 дней.

Период работы истца в должности врача-хирурга с *** 1995 года по *** 1995 года, а также с *** 1996 года и по *** 2012 года - день обращения с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края (15 лет 11 месяцев и 23 дня) должен исчисляться из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев. Льготный стаж за указанный период составляет 25 лет 6 месяцев и 20 дней.

Таким образом, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, находит их достаточными для удовлетворения требований истца в указанной части.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края подлежит взысканию оплаченная истцом госпошлина в сумме 600 рублей (л.д. 3).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Попова О.Г. удовлетворить частично.

Признать решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края от *** 2012 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Попову О.Г. незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края включить Попову О.Г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 29 мая 1996 года по 30 июня 1996 года (из расчета 1 год за 1 год 3 месяца); с 27 марта 2000 года по 14 июня 2000 года, с 27 марта 2005 года по 07 июня 2005 года и с 10 января 2010 года по 12 января 2010 года (из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев).

Возложить на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе Алтайского края обязанность назначить Попову О.Г. досрочную трудовую пенсию с 13 июня 2012 года.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Чарышском районе в пользу Попова О.Г., понесённые им судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

       В остальной части иска в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Алтайского краевого суда через Чарышский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено 01 октября 2012 года

       

Судья