Решение суда по иску прокурора к Совету района о признании решения незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2010 года с.Чара

Каларский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Клишиной Ю.Ю.,

с участием помощника прокурора Каларского района Забайкальского края Малютиной Т.Р.,

представителя заинтересованного лица - Совета муниципального района «Каларский район», председателя Воложанина Александра Иннокентьевича, действующего на основании прав по должности (Решение Совета муниципального района «Каларский район» от 02.11.2008 года №06),

представителя заинтересованного лица - Контрольно - счетной комиссии муниципального района «Каларский район», председателя Смольниковой Любови Леонидовны, действующей на основании прав по должности (Решение Совета муниципального района «Каларский район» от 15.09.2006 года №178),

при секретаре Долгунцевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-405-2010 по заявлению прокурора Каларского района в интересах муниципального района «Каларский район», Российской Федерации об отмене пункта 2.3. Решения Совета муниципального района «Каларский район» №175 от 29.04.2010 года «О рассмотрении информации контрольно - счетной комиссии муниципального района «Каларский район» «О деятельности контрольно - счетной комиссии муниципального района «Каларский район» за 2009 год,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каларского района обратился в суд в защиту интересов муниципального района «Каларский район», Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что 29.04.2010 года Советом района принято вышеуказанное Решение за №175. Пунктом 2.3. Решения поручено контрольно - счетной комиссии района провести финансовую проверку исполнения агентского договора, заключенного между МУП «Тепловодоканал» и ООО «АТОН» на осуществление расчетно-кассовых операций. В силу ст.38 Федерального Закона №131 - ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. ООО «АТОН» согласно Устава является коммерческой организацией, в связи с чем прокурор полагает, что контрольно - счетная комиссия муниципального района «Каларский район» не наделена правом проведения проверок деятельности ООО «АТОН» на осуществление расчетно-кассовых операций, просит суд отменить пункт 2.3. вышеуказанного Решения.

В судебном заседании установлено.

Помощник прокурора Малютина Т.Р. на заявлении настаивает по изложенным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица - Совета муниципального района «Каларский район» Воложанин А.И. с заявлением прокурора района не согласен пояснил, что целью оспариваемого пункта Решения Совета района послужила финансовая проверка МУП «Тепловодоканал» учредителем которого является администрация Каларского района, а не ООО «АТОН». Считает, проведение финансовой ревизии предприятия необходимым в связи с его банкротством.

Представитель заинтересованного лица Контрольно - счетной комиссии муниципального района «Каларский район» Смольникова Л.Л. дала аналогичные Воложанину А.И. показания.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

29.04.2010 года Советом муниципального района «Каларский район» принято Решение №175 «О рассмотрении информации контрольно - счетной комиссии муниципального района «Каларский район» «О деятельности контрольно - счетной комиссии муниципального района «Каларский район» за 2009 год (Далее Решение).

Пунктом 2.3. Решения поручено, контрольно - счетной комиссии района провести финансовую проверку исполнения агентского договора, заключенного между МУП «Тепловодоканал» и ООО «АТОН» на осуществление расчетно-кассовых операций.

Прокурором района 24.06.2010 года на пункт 2.3. Решения вынесен протест, который Решением Совета района №198 от 30.06.2010 года был отклонен.

В соответствие с ч.1 ст.34 Федерального Закона №131 - ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Решением районного собрания представителей Каларского района от 22.12.2005 года №127 утверждено Положение «О контрольно-счетной комиссии муниципального района «Каларский район», в силу пункта 1.3. которого, основными задачами контрольно-счетной комиссии района являются организация и осуществление предварительного, текущего и последующего финансового контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета муниципального района «Каларский район», отчета о его исполнении, за исполнением местного бюджета, за расходованием средств целевых бюджетных фондов, за использованием заемных средств; осуществление финансового контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района «Каларский район», органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями, учреждениями, созданными с участием муниципального района «Каларский район» (Далее Положение).

Основными целями деятельности контрольно-счетной комиссии района являются недопущение нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов муниципального района «Каларский район» и объектов муниципальной собственности (п.1.4. Положения).

Согласно ч.1 ст.38 Федерального Закона №131 - ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Таким образом, контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно п.1.4 Устава МУП «Тепловодоканал» собственником Предприятия является муниципальное образование Каларского района, учредителем администрация Каларского района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Каларского района.

Продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Тепловодоканал», в так же имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли являются муниципальной собственностью и поступают в хозяйственное ведение Предприятия (п.3.2 Устава).

В обязанности МУП «Тепловодоканал» входит представление на утверждение собственнику показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и отчет об их выполнении, а так же выполнение решения собственника о проведении аудиторских проверок предприятия (п.п. д,ж п.4.8 Устава).

В силу ч.2 ст.26 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Согласно ст. 157 БК РФ, органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

Установлено, что контрольно счетная комиссия муниципального района «Каларский район» является постоянно действующим контрольным органом муниципального района «Каларский район», который был образован в целях контроля за исполнением местного бюджета, а так же в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.

Правовой статус счетной комиссии, порядок формирования, полномочия установлены вышеуказанным Положением л.д.6-13).

Таким образом, счетная комиссия района вправе осуществлять контроль за деятельностью муниципального предприятия с точки зрения его законности, рентабельности, целесообразности и добросовестности. Для выполнения обязанностей по проведению контрольных проверок представители счетной комиссии наделены правом свободного доступа в любые помещения и к любым документам, а так же могут требовать представления необходимых им разъяснений и дополнительной информации. Контролируемый субъект в свою очередь обязан обеспечить свободу в получении информации и документации, а так же создать необходимые для проведения контроля условия.

На основании изложенного следует, что у счетной комиссии, осуществляющей финансовую проверку муниципальных предприятий, имеются законные и как следствие обоснованные полномочия по проведению ревизии.

В соответствие с пунктом 2.1. Устава ООО «АТОН», утвержденного решением общего собрания участников от 01.12.2009 года, общество является коммерческой организацией, основной деятельностью которой служит извлечение прибыли.

14.12.2006 года между МУП «Тепловодоканал» и ООО «Атон» заключен агентский договор №79, согласно которого ООО «Атон» осуществляет права и обязанности по договорам теплоснабжения, поставки воды и приема сточных вод (п.1.1.2 договора); сбор средств по указанным договорам на свои расчетные счета (п.1.2.3 договора) и их перечисление на расчетный счет МУП «ТВК» и (или) передаче в кассу МУП «ТВК» (п.2.1 договора).

В судебном заседании установлено, что целью оспариваемого пункта Решения Совета района послужила финансовая проверка МУП «Тепловодоканал» учредителем которого является администрация Каларского района.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).

Из буквального толкования п.2.3 Решения не следует, предполагаемая проверка именно деятельности ООО «АТОН» на осуществление расчетно-кассовых операций, на что ссылается прокурор Каларского района в обоснование своих требований, в связи с чем суд находит заявленные требования не состоятельными. Кроме того, прокурором не конкретизировано какие именно права и законные интересы муниципального района «Каларский район», а также Российской Федерации нарушены оспариваемым пунктом Решения Совета района, в защиту интересов которых обращается прокурор.

При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора в интересах муниципального района «Каларский район», Российской Федерации следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Каларского района в интересах муниципального района «Каларский район», Российской Федерации об отмене пункта 2.3 Решения Совета муниципального района «Каларский район» №175 от 29.04.2010 года «О рассмотрении информации контрольно - счетной комиссии муниципального района «Каларский район» «О деятельности контрольно - счетной комиссии муниципального района «Каларский район» за 2009 год, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Каларского

районного суда Ю.Ю.Клишина

Копия верна, судья Ю.Ю.Клишина