Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации.
24 ноября 2010 г. с. Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бабиковой О.С.,
с участием прокурора Малютиной Т.Р.,
при секретаре Аверчук Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каларского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края, администрации муниципального района «Каларский район» о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каларского района обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его следующим.
В конце июня, начале июля 2010 года в результате подъема воды в реке Чара, произошел размыв автодороги Чара - Чапо-Олого км. 2 - км. 4 с асфальтобетонным покрытием. На данном участке дороги разрушено 900 метров земляного полотна и дорожной одежды, трехочковая металлическая труба диаметром 3x1,5 м.
В настоящее время сообщение по автомобильной дороге восстановлено, произведена отсыпка временной грунтовой дороги. Несмотря на принятые меры, поврежденный участок дороги не обеспечивает должную безопасность дорожного движения, опасные участки дороги не освещены. С левой и правой сторон по ходу движения автомобильного транспорта имеются размывы и обрушения асфальтового покрытия дороги. Меры по восстановлению двухполосного движения по разрушенному участку автодороги не приняты.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О безопасности дорожного движения” № 196-ФЗ от 10.12.1995 года задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу положений ст. 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации” от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 8 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах, критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами движения скоростью.
Данный участок дороги находится на балансе ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края. По предоставленным им данным, на проведение восстановительных работ необходимо 8 756 827 рублей. Министерством территориального развития Забайкальского края 30 июля 2010 года направлены предложения в Министерство финансов забайкальского края о внесении изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов» по финансированию дорожной деятельности Забайкальского края. Предполагается увеличить бюджетные ассигнования по статье «Отдельные мероприятия в области дорожного хозяйства». Указанные средства планируется направить на устранение чрезвычайных ситуаций, в результате которых автомобильным дорогам нанесен ущерб, в том числе на восстановление разрушенного участка автомобильной дороги Чара - Чапо-Олого км. 2 - км. 4 в размере 8 756 827 рублей.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского Кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Прокурор просит суд:
обязать Министерство финансов Забайкальского края в срок до 01.04.2011г. профинансировать мероприятия по проведению восстановительных работ поврежденного участка автодороги Чара - Чапо-Олого км. 2 - км. 4 идентификационный номер 76 ОП МЗ 76Н - 054;
обязать ГУ «Служба единого заказчика» в срок до 01.09.2011 г. провести восстановительные работы поврежденного участка автодороги;
обязать Министерство территориального развития Забайкальского края осуществить надлежащий контроль за проведением восстановительных работ;
обязать администрацию муниципального района «Каларский район» принять меры по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации в период проведения восстановительных работ поврежденного участка автодороги, в связи с возможным нарушением транспортного сообщения между населенными пунктами с. Чапо-Олого, с. Икабья, п. Новая Чара с районным центром с. Чара.
Прокурор дополнил исковые требования, просит обязать ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края принять меры к проведению восстановительных работ поврежденного участка автодороги км. 2 - км. 4 Чара - Чапо-Олого в срок до 01.09.2011 года в рамках возложенных полномочий, осуществить контроль за ходом выполненных работ.
В судебном заседании помощник прокурора Малютина Т.Р. на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, ходатайствует о рассмотрении в свое отсутствие, в письменном возражении на исковое заявление просит в удовлетворении требований прокурору отказать по следующим основаниям.
С внесенными изменениями 24.09.2010г. № 401-ЗЗК в Закон Забайкальского края от 03.12.2009г. № 282-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» Министерству территориального развития Забайкальского края, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены бюджетные ассигнования для строительства, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в размере 702 749, 9 тыс. рублей. В рамках выделяемых бюджетных ассигнований уполномоченный государственный орган заключает государственный контракт на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог межмуниципального значения, в том числе и в Каларском районе. Считает, что требование о выделении денежных средств в пользу ГУ «Служба единого заказчика» не соответствует законодательству.
Представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края не явился, ходатайствует о рассмотрении в свое отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении требований прокурору отказать, поскольку в рамках своих полномочий Министерство, как исполнительный орган государственной власти, предприняло все необходимые меры по планированию бюджетных средств для восстановительных работ.
В частности были направлены предложения в Министерство финансов по внесению изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов, направлено письмо Губернатору края с предложением о приведении в нормативное состояние аварийного участка автодороги в Каларском районе.
Представитель ответчика ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края не явился, ходатайствует о рассмотрении в свое отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Пояснил, что учреждение является бюджетополучателем и наделено полномочиями государственного заказчика, в рамках выделенных лимитов бюджетных средств, проводит торги в сфере государственных нужд Забайкальского края по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования Забайкальского края.
ГУ «Служба единого заказчика» свои обязательства, в соответствии с выделенными ему бюджетными ассигнованиями выполняет в полном объеме, им была оформлена и передана в Департамент государственных закупок Забайкальского края заявка на размещение заказа путем проведения аукциона для субъектов малого предпринимательства на право заключения государственного контракта на выполнение работ по восстановлению земляного полотна и дорожной одежды, водопропускной трубы на межмуниципальной автодороге Чара - Чапо-Олого. В соответствии с условиями заявки работы по восстановлению должны быть выполнены в срок до 20 декабря 2010 года. По результатам аукциона будет заключен государственный контракт с победителем торгов. Считает, что все необходимые мероприятия по восстановлению дорожного покрытия на поврежденном участке автодороги, находящейся на балансе ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края проведены еще до предъявления искового заявления.
23 ноября 2010г. в суд поступили дополнительные возражения по иску прокурора от ГУ «Служба единого заказчика», согласно которых 11 ноября 2010г. открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по восстановлению земляного полотна и дорожной одежды, водопропускной трубы на межмуниципальной автодороге Чара - Чапо-Олого признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок на участие в аукционе.
15 ноября 2010г. ГУ «Служба единого заказчика» было направлено обращение в адрес Государственной Финансовой инспекции края о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком- ООО «Строймонтажсервис».
16 ноября 2010г. Государственная Финансовая инспекция края согласовало заключения государственного контракта с ООО «Строймонтажсервис» и в этот же день между ними был заключен государственный контракт на выполнение работ по восстановлению земляного полотна и дорожной одежды, водопропускной трубы на межмуниципальной автодороге Чара - Чапо-Олого.
Представитель ответчика муниципального района «Каларский район» Мощелкова Н.Ю. исковые требования прокурора не признает в виду их не конкретизированности, администрация просит уточнить, какие именно действия ей необходимо исполнить в рамках заявленных требований.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В конце июня, начале июля 2010 года в результате подъема воды в реке Чара, произошел размыв автодороги Чара - Чапо-Олого км. 2 - км. 4 с асфальтобетонным покрытием. На данном участке дороги разрушено 900 метров земляного полотна и дорожной одежды, трехочковая металлическая труба диаметром 3x1,5 м. В настоящее время сообщение по автомобильной дороге восстановлено, произведена отсыпка временной грунтовой дороги. Несмотря на принятые меры, поврежденный участок дороги не обеспечивает должную безопасность дорожного движения, опасные участки дороги не освещены. С левой и правой сторон по ходу движения автомобильного транспорта имеются размывы и обрушения асфальтового покрытия дороги.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч.4 ст. 6 ФЗ ”О безопасности дорожного движения” 196-ФЗ от 10.11.1995 года, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пункт 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ устанавливает, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В п. 11 ст. 3 Закона № 257-ФЗ дается понятие ремонта автомобильной дороги, под которым понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.3 ст. 15 указанного Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местногозначения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 3.1.1. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно Постановления Губернатора Забайкальского края от 26.06.2008 № 135 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Забайкальского края" автомобильная дорога сообщением Чара - Чапо-Олого идентификационный номер 76 ОП МЗ 76Н - 054, отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения. Аварийный участок дороги находится на балансе ГУ «Служба единого заказчика».
В п. 2.2.1 Устава ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края указано, что учреждениевыполняет функции уполномоченного государственного Заказчика-застройщика по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Забайкальского края, муниципальных образований, п. 2.2.13 осуществляет контроль за разработкой смет на производство дорожных работ в части ценообразования и стоимости дорожных работ, разработку методических основ формирования цен на дорожные работы, включая цены на материально-технические ресурсы, п. 2.2.17 занимается организацией управления строительства, осуществлением технического контроля за строительством
(л.д. ).
Как установлено, Учреждением 07.10.2010г. была направлена в Департамент государственных закупок Забайкальского края, который уполномочен Постановлением Правительства Забайкальского края № 81 от 03.03.2009г. на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков, заявка № 39 на размещение заказа путем проведения аукциона для субъектов малого предпринимательства на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту: восстановление земляного полотна и дорожной одежды с устройством водопропускной трубы на межмуниципальной автодороге Чара- Чапо-Олого км. 1+900 - км. 4+200 в Каларском районе Забайкальского края (л.д. ).
11 ноября 2010г. открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по восстановлению земляного полотна и дорожной одежды, водопропускной трубы на межмуниципальной автодороге Чара - Чапо-Олого признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок на участие в аукционе.
15 ноября 2010г. ГУ «Служба единого заказчика» было направлено обращение в адрес Государственной Финансовой инспекции края о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком- ООО «Строймонтажсервис».
16 ноября 2010г. Государственная Финансовая инспекция края согласовало заключения государственного контракта с ООО «Строймонтажсервис» и в этот же день между ними был заключен государственный контракт на выполнение работ по восстановлению земляного полотна и дорожной одежды, водопропускной трубы на межмуниципальной автодороге Чара - Чапо-Олого.
(л.д. ).
Следовательно, ответчиком ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края свои обязательства, в части принятия мер к проведению восстановительных работ поврежденного участка работы Чара- Чапо-Олого в соответствии с наделенными полномочиями, выполнены.
Министерство территориального развития Забайкальского края, согласно Положения, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края 03.06.2010г. № 227, является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области архитектурной и градостроительной деятельности, транспортного обслуживания населения, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В рамках своих полномочий Министерством направлены предложения в Министерство Финансов Забайкальского края по внесению изменений в Закон Забайкальского края от 03.12.2009 № 285-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" по финансированию дорожной деятельности.
24.09.2010 года в указанный Закон были внесены и приняты изменения по финансированию дорожной деятельности. На ремонт и восстановление поврежденного участка автодороги выделены средства из бюджета забайкальского края в размере 8 756 827 рублей, в связи с чем суд считает требования прокурора в части возложения на Министерство финансов Забайкальского края обязанности по финансированию мероприятий, связанных с проведением восстановительных работ поврежденного участка автодороги Чара- Чапо-Олого, несостоятельными.
Министерство территориального развития Забайкальского края, согласно р.9.5 Положения осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; участвует в контрольных осмотрах либо обследованиях дорог на соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения; решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством; (п.9.5.4; п.9.6.10; п.9.6.11 л.д. ), что позволяет суду прийти к выводу об удовлетворении требований прокурора в части осуществления надлежащего контроля за проведением восстановительных работ поврежденного участка автодороги.
Требования прокурора к администрации муниципального района «Каларский район» по принятию мер по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации в период проведения восстановительных работ поврежденного участка автодороги, в связи с возможным нарушением транспортного сообщения между населенными пунктами с. Чапо-Олого, с. Икабья, п. Новая Чара с районным центром с. Чара судом удовлетворены не могут, в связи с тем, что прокурором не определены конкретные действия администрации района.
Согласно ч.1.ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает правомерным и обоснованным обращение прокурора с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку аварийное состояние дороги с размывами и обрушениями, просадками дорожного полотна, без освещения опасных участков, непосредственно затрагивает интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
При данных обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения части заявленных требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Каларского района удовлетворить частично.
Обязать ГУ Служба заказчика» Забайкальского края и Министерство территориального развития Забайкальского края осуществить контроль за ходом восстановительных работ поврежденного участка автодороги км. 2 - км. 4 Чара - Чапо-Олого Каларского района Забайкальского края.
В остальной части в исковых требованиях отказать
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через районный суд с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского
районного суда О.С. Бабикова.