РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 мая 2011 г. с.Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бабиковой О.С.,
с участием помощника прокурора Каларского района Малютиной Т.Р.,
истца Громова А.В.,
представителя ответчика Каларской районной территориальной избирательной комиссии, председателя Романова П.В.,
при секретаре Черепановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Громова Аркадия Владимировича к Каларской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения № 70 от 14.03.2011 года, обязании назначить повторные выборы на должность главы муниципального района «Каларский район»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что вышеуказанное решение Каларской районной избирательной комиссии (далее ТИК) не соответствует ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с тем, что 12.03.2011г. в 19-00 часов (когда любая агитация запрещена законом) в помещении школы искусств в п. Новая Чара при презентации стихов И.Г. Котельниковой «Отгорю я закатом багряным…», присутствующим был роздан сборник стихов, на третьей странице которого помещена фотография кандидата на пост главы муниципального района «Каларский район» Бурея Ю.М., на четвертой странице напечатана благодарность Бурею Ю.М. за помощь в издании сборника. Выходные данные сборника свидетельствуют о том, что он выпущен в агитационный период, когда Бурей Ю.М. был зарегистрированным кандидатом.
Решением Каларской районной ТИК от 13.03.2011г. № 69 сборник стихов И.Г. Котельниковой был признан агитационным материалом кандидата Бурея Ю.М., направлен в ОВД по Каларскому району для проведения оперативно-розыскных действий и изъятия данного материала и в прокуратуру Каларского района для проведения проверки. Однако, агитационный материал изъят не был, проверка оперативно не была проведена, что позволило кандидату Бурею Ю.М. использовать данный материал для положительного результата на выборах.
В соответствии с п.2 ст. 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если кандидат признан избранным, но израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда, средства в размере больше чем 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, то решение избирательной комиссии о результатах выбора должно быть отменено.
Кроме того, полагает, что Решение № 70 от 14.03.2011г. не соответствует ст. 5 Закона Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», а также ст. 20 Устава муниципального района «Каларский район», т.к. выборы главы муниципального района проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства, т.е. кандидату для избрания необходимо 50% избирателей плюс один голос, а в ходе проведения выборов ни один из кандидатов не набрал данного количества голосов избирателей.
Просит суд признать Решение Каларской районной территориальной комиссии № 70 от 14.03.2011г. незаконным, отменить его и обязать Каларскую районную ТИК назначить повторные выборы на должность главы муниципального района «Каларский район».
В судебном заседании установлено.
Истец Громов А.В. на заявленных исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенном в иске и кроме этого пояснил, что согласно финансового отчета Бурея Ю.М. им израсходовано 195000 рублей из избирательного фонда, не включая 15 000 рублей, которые были потрачены на издание сборника стихов Котельниковой И.Г., который распространялся в день, когда любая агитация запрещена законом, а именно накануне выборов.
Истец считает, что сумма, указанная в договоре в размере 15 000 рублей занижена и представил суду свои расчеты, согласно которых стоимость сборника стихов должна составлять 77 456 рублей, что явно превышает предельный размер избирательного фонда Бурея.
Бурей Ю.М. принимал участие в самой презентации сборника стихов, где была помещена его фотография и благодарность автора за помощь в издании, тем самым создавалось положительное представление о Бурее как кандидате на пост главы района. Часть сборников было роздано бесплатно лицам. Участвующим в презентации. Все эти обстоятельства расцениваются как нарушение норм избирательного права. Обложку к сборнику изготавливала Юрченко без какой-либо оплаты, что также запрещено.
Решение ТИК о признании выборов состоявшимися нельзя признать законным, поскольку оно противоречит ст.20 Устава муниципального района, так как глава признается избранным по абсолютному большинству, а не относительному, что также противоречит положениям Закона Забайкальского края от 09.03.2011г. «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» ст.87.
Представитель ответчика Романов П.В. исковые требования не признал и пояснил, что решением Каларской ТИК 13.03.2011г. сборник стихов Котельниковой И.Г. был признан агитационным материалом кандидата на должность главы муниципального района Бурея Ю.М.
В ходе проводимой проверки было установлено, что за издание данного сборника партией «Единая Россия» было оплачено 15 000 рублей за 200 экземпляров, презентация сборника происходила 12 марта 2011г., где раздавался присутствующим сборник стихов, на третьей странице которого была помещена фотографии кандидата Бурея Ю.М.
Предельный размер избирательного фонда кандидата на должность главы района составляет 200 000 рублей. Буреем израсходовано 195 000 рублей, при включении 15 000 рублей, сумма составляет 210 000 рублей, что менее 10 процентов от предельного размера расходования средств, в связи с чем Каларской ТИК перерасхода средств собственного избирательного фонда Буреем Ю.М. не установлено.
При признании выборов состоявшимися, ТИК исходила из требований Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которого при определении системы выборов необходимо руководствоваться Законом субъекта.
Согласно Закона Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», выборы главы муниципального образования проводятся на основе мажоритарной системы относительного большинства.
Определением суда от 04 мая 2011г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Бурей Ю.М.
Бурей Ю.М. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с требованиями Громова А.В. не согласен.
Свидетель Котельникова И.Г. пояснила, что изданием своего сборника стихов «Отгорю я закатом багряным…» она начала заниматься в 2010г., узнавала цены издательств и в ноябре решила издать сборник у издателя Безбородова, так как ее устроила цена- 15 тысяч рублей за 200 экземпляров. Она начала искать спонсоров и обратилась за помощью к районному отделению партии «Единая Россия», которую возглавляет Бурей Ю.М. и который выделил данную сумму. Она деньги от него не получала, они напрямую ушли в ноябре 2010г. издателю. Бурей в это время кандидатом не был, и она не желала делать из своих стихов агитационный материал.
Подготовка к изданию стихов шла длительно - она занималась получением номера ИСБН через Москву, изготовлением обложки занималась Юрченко Т. без какой либо оплаты, так как она с ней дружит. Часть тиража была готова 9 марта и поступила к ней 12 марта. В школе искусств в п. Новая Чара была проведена презентация стихов. Часть сборников ею была роздана бесплатно своим читателем, она никого не призывала голосовать за Бурея, в ее стихах также не содержится никакой агитации. Бурей тоже присутствовал на презентации как приглашенный, в числе других, кто оказывал ей помощь в издании. Пожелание от партии «Единая Россия» и ее благодарность тем, кто помог в издании стихов, были переданы издателю в ноябре 2010г.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, прокурора полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).
Решением избирательной комиссии муниципального района «Каларский район» от 14 марта 2011 года за № 70 были установлены результаты выборов - Бурей Ю.М. был признан избранным главой муниципального района «Каларский район».
В соответствии со ст. 75 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (ч.3 ст. 77).
Перечень основания для отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, установленный ст.77 Закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 ст.11 ФЗ № 67, законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный Закон, иные федеральные законы, законы субъектов Российской федерации, иные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Согласно подпункту «к» п.2 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Закона Забайкальского края от 06.07.2010г. № 385-ЗЗК муниципальные выборы главы муниципального образования проводятся на основе мажоритарной избирательной системы в соответствии с уставом муниципального образования.
п.4 данного Закона определено, что в случае, если уставом муниципального образования не определена избирательная система, применяемая на выборах органов местного самоуправления, выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся по одномандатным избирательным округам, а выборы главы муниципального образования - на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
В Уставе муниципального района «Каларский район», принятого 22.12.2005г. предусмотрено, что глава муниципального района «Каларский район» избирается на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства по единому муниципальному избирательному округу.
Статьей 85 п.6 ЗЗК № 385 от 06.07.2010 в редакции от 29.10.2010г., действующей в период проведения выборов в Каларском районе, установлены основания признания выборов главы муниципального образования недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округ и по решению суда.
В случае признания выборов действительными избирательная комиссия муниципального образования признает избранным главой муниципального образования зарегистрированного кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другим зарегистрированным кандидатам. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранного кандидата избирательная комиссия муниципального образования определяет по жребию в установленном ею порядке (п.7 ст.85 ЗЗК)
Законом Забайкальского края № 385-ЗЗК в редакции от 29.10.2010г., порядок проведения повторного голосования, повторных выборов главы муниципального образования не определен.
По итогам голосования наибольшее количество голосов избирателей набрал кандидат на должность главы Бурей Ю.М.
На основании ст. 69, 70 Закона № 385-ЗЗК Каларская районная ТИК признала выборы состоявшимися и действительными.
Ссылку истца на Закон Забайкальского края от 9 марта 2011г. № 470- ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» суд находит несостоятельным, поскольку настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после вступления в силу настоящего Закона (статья 2).
Громов А.В. полагает, что кандидатом Буреем Ю.М. допущен перерасход средств избирательного фонда.
Решением от 13.03.2011г. № 69 Каларская районная территориальная избирательная комиссия признала сборник стихов И.Г. Котельниковой «Отгорю я закатом багряным…» агитационным материалом кандидата на должность главы муниципального района «Каларский район» Бурея Ю.М.
Однако в данном агитационном материале не содержатся призывы отдать голоса за кандидата Бурея.
Установленные нарушения избирательного законодательства не относятся к тем, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Статьей 59 Закона № 67-ФЗ закреплено право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.
Статьей 69 Закона Забайкальского края от 06.07.2010г. № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» установлены порядок создания избирательных фондов и расходования средств избирательных фондов. При этом предельная сумма всех расходов кандидата на должность главы муниципального района не может превышать 200 000 рублей - с численностью зарегистрированных избирателей в соответствующем избирательном округе не более 10 тысяч человек. Соответственно, 10 процентов от этой суммы составляет 20 000 рублей.
Представленным договором на оказание услуг от 17.11.2010г. между Безбородовым и Котельниковой стоимость работ за 200 экземпляров сборника стихов составляет 15 тысяч рублей.
В соответствии с требованиями части 9 ст. 59 Федерального закона № 67-ФЗ Буреем Ю.М. был представлен в избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального района «Каларский район».
В соответствии со ст. 60 Федерального закона № 67-ФЗ контрольно-ревизионная служба избирательной комиссии проверила итоговый финансовый отчет кандидата Бурея Ю.М., согласно которого Буреем израсходовано 195 000 рублей, при включении 15 000 рублей, сумма составляет 210 000 рублей, что менее 10 процентов от предельного размера расходования средств. Перерасхода средств собственного избирательного фонда Буреем Ю.М. не установлено.
В соответствии со ст.56-57 ГПК РФ, сторона, ссылающаяся в обоснование заявленных требований на определенные обстоятельства, обязана предоставить суду эти доказательства.
Довод истца об израсходовании кандидатом денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, сумма которых превысила 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, не нашел подтверждения при рассмотрении дела по существу.
На основании вышеизложенного, нарушений требований Закона и в том числе о предельном размере расходования средств избирательного фонда, более чем на 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда не усматривается.
При таких обстоятельствах исковое заявление Громова А.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Громова Аркадия Владимировича к Каларской районной территориальной комиссии о признании незаконным и отмене решения № 70 от 14.03.2011 года, обязании назначить повторные выборы на должность главы муниципального района «Каларский район», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение 10 дней.
Судья Каларского
районного суда О.С. Бабикова.