Решение суда по заявлению прокурора к МУЗ Каларская ЦРБ об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации.

04 мая 2011 г. с. Чара

Каларский районный суд

Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Бабиковой О.С.,

с участием помощника прокурора Абрамовой М.А.,

представителя МУЗ «Каларская ЦРБ» главного врача Томаш А.П., действующего на основании прав по должности,

представителя администрации муниципального района «Каларский район» Мощелковой Н.Ю., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года,

при секретаре Аверчук Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Каларского района в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Каларская ЦРБ», администрации муниципального района «Каларский район» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

ПрокурорКаларского района обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Каларская центральная районная больница» и Администрации муниципального образования «Каларский район» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Мотивируя, что прокуратурой Каларского района совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МУЗ «Каларская ЦРБ». В ходе проверки установлено, что в хирургическом и терапевтическом отделениях требуется замена системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, капитальный ремонт туалета, системы канализации внутри здания, в хирургическом отделении требуется утепление наружных стен, кровли крыш.

В детском отделении требуется утепление снаружи, замена кровли крыши, косметический ремонт помещений.

Во всем здании больницы отсутствует пожарная сигнализация.

Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия на деятельность по обращению с отходами. Состояние контейнерных площадок не удовлетворительное. Специально выделенное помещение для временного хранения медицинских отходов отсутствует. Отсутствуют тележки для межкорпусного временного хранения отходов.

Архитектурно-планировочные решения зданий и помещений для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. Структура, планировка и оборудование помещений не обеспечивает возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.

Смотровые боксы отсутствуют в хирургическом и терапевтическом отделении, боксированных палат нет.

В каждом подразделении не предусмотрены помещения старшей медицинской сестры и персонала.

Туалеты не соответствуют санитарным правилам, отсутствует холодная вода, выходят из строя сливные бочки.

Дезинфекционное отделение, прачечная нуждаются в капитальном ремонте, требуется замена дезинфекционной камеры.

В приемно-смотровом отделении родильного отделения не обеспечена изоляция потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение. Не функционирует душ, не поведен ремонт холодного водоснабжения, канализации. Не обеспечено кондиционирование воздуха в операционной, родильных залах, послеоперационных палатах, палатах интенсивной терапии, реанимационных, а также в палатах для новорожденных детей. В палатах для новорожденных не установлены раковины с широкой чашей.

В инфекционном отделении не проведен ремонт холодного водоснабжения, канализации, системы отопления, полов и кровли крыш. В отделении отсутствует приемно-смотровой бокс для приема больных. Вход для приема совмещен с входом выписки больных.

В пищеблоке недостаточно разделочных досок, из 11 в наличии 4. В раздаточной установлены холодильные камеры, находящиеся в нерабочем состоянии. Канализация в нерабочем состоянии. Отсутствует разделочный стол для рыбы.

Производственные помещения не оборудованы раковинами локтевыми кранами со смесителями, водоснабжением, канализацией.

В отделениях не предусмотрены комнаты для персонала, оборудованные холодильниками, раковинами, гардеробом, душем и туалетом.

Вышеуказанные нарушения противоречат требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», Правилам пожарной безопасности Российской Федерации.

Прокурор просит суд обязать МУЗ «Каларская ЦРБ» устранить выявленные нарушения законодательства, обязать администрацию муниципального района «Каларский район» обеспечить финансирование по устранению выявленных нарушений.

В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МУЗ Каларская ЦРБ главный врач Томаш А.П. требования признал в части, пояснил, что меры по устранению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии предпринимаются. Но в связи с тем, что во время строительства здания больницы в 1986 году существовали иные типовые нормы и правила, привести здание больницы в соответствие с настоящими нормами не представляется возможным.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Каларский район» Мощелкова Н.Ю., действующая на основании доверенности требования не признала, пояснила, что действительно в ЦРБ имеются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, работа по требованиям прокурора ведется, но из-за отсутствия финансовых средств не может быть исполнена в настоящее время, кроме этого обращает внимание суда, что больница функционирует с 1986г., при вводе в эксплуатацию данные нормы не действовали, в настоящее время для их устранения и приведения в соответствия необходимо новое здание больницы.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения определяется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 24 указанного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".

В соответствии с п. 1.3. СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала (п. 3.1).

Согласно п. 4.2. поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил ( п. 5.1).

Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых ЛПО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков (пп. 5.5, 5.6).

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность (п.6.1).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 введены в действие санитарные правила 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила».

Вышеуказанные санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.

Согласно п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01 организации обеспечиваются достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения.

Пункт 6.5. СП 2.3.6.1079-01 определяет, что в целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку.

Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия.

Правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003г.

В соответствии с п. 4 ППБ 01-03 руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

МУЗ «Каларская ЦРБ» является объектом социального назначения. Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают опасность жизни и здоровья персонала больницы и пациентов, то есть неопределенного круга лиц.

Согласно ст.3.3. Устава МУЗ «Каларская ЦРБ» администрация района в соответствии с действующим законодательством РФ, осуществляет контроль за достаточным финансированием учреждения, обеспечивающим его нормальное функционирование.

Пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относитсяорганизация оказания на территории муниципального района, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Суд считает правомерным и обоснованным обращение прокурора с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, указанные обстоятельства могут существенно нарушить права и законные интересы граждан, находящихся в зданиях МУЗ «Каларская ЦРБ», его работников на безопасные условия пребывания в помещениях МУЗ «Каларская ЦРБ».

Из всех выявленных нарушений, учитывая настоящее положение зданий МУЗ «Каларская ЦРБ», реально провести мероприятия представляется возможным по ремонту системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, кровли крыш, косметическому ремонту помещений больницы (хирургическое, терапевтическое, инфекционное, детское, родильное отделения), производственные помещения оборудовать раковинами локтевыми раковинами со смесителями, пищеблок обеспечить разделочными досками, установить холодильные камеры в рабочем состоянии, принять меры для получения лицензии на деятельность по обращению с отходами, заменить дезинфекционную камеру, произвести установку автоматической сигнализации.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Каларского района удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Каларская Центральная Районная больница» провести ремонт системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, кровли крыш, косметический ремонт помещений больницы (хирургическое, терапевтическое, инфекционное, детское, родильное отделения), производственные помещения оборудовать раковинами локтевыми раковинами со смесителями, пищеблок обеспечить разделочными досками, установить холодильные камеры в рабочем состоянии, принять меры для получения лицензии на деятельность по обращению с отходами, заменить дезинфекционную камеру, произвести установку автоматической сигнализации во всех помещениях МУЗ «Каларская ЦРБ».

Обязать администрацию муниципального района «Каларский район» обеспечить финансирование МУЗ «Каларской ЦРБ» по устранению выявленных нарушений.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через районный суд.

Судья Каларского

районного суда О.С. Бабикова