РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 года с.Чара Каларский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Пешковой О.Н., с участием прокурора Малютиной Т.Р., представителя истца (ответчика по встречному иску) администрации муниципального образования городского поселения «Новочарское» Гасенко О.А. действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года, ответчиков (истцов по встречному иску) Непочатых Алексея Николаевича, Непочатых Натальи Хайдаровны, действующих в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Непочатых Виктории Алексеевны, Непочатых Александра Алексеевича, Непочатых Елены Алексеевны, Непочатых Софьи Алексеевны, представителя ответчиков (истцов по встречному иску) Непочатых Алексея Николаевича, Непочатых Натальи Хайдаровны - Соловьевой О.А., действующей на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ, при секретаре Селиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению администрации городского поселения «Новочарское» к Непочатых Алексею Николаевичу, Непочатых Наталье Хайдаровне, Непочатых Виктории Алексеевне, Непочатых Александру Алексеевичу, Непочатых Елене Алексеевне, Непочатых Софье Алексеевне о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения и встречному иску Непочатых Алексея Николаевича, Непочатых Натальи Хайдаровны к администрации городского поселения «Новочарское» о признании нуждающимися в жилье, признания решения жилищной комиссии от 03.11.2010г. незаконным, обязании заключить договор социального найма на спорное жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Истец администрация городского поселения «Новочарское» обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью муниципального образования городское поселение «Новочарское». В указанной квартире никто не зарегистрирован. Бывшие наниматели квартиры семья Зиминых по решению Каларского районного суда от 01.11.2010г. признана утратившей право пользования жилым помещением. Установлено, что самовольно и без каких-либо документов в данную квартиру вселилась семья ответчиков, заявление которых о предоставлении данной квартиры решением жилищной комиссией от 03.11.2010г. оставлено без удовлетворения. Истец просит суд признать ответчиков не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и выселить их из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Непочатых А.Н., Непочатых Н.Х. в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Непочатых Виктории Алексеевны, Непочатых Александра Алексеевича, Непочатых Елены Алексеевны, Непочатых Софьи Алексеевны обратились со встречным иском, мотивируя тем, что в 2010г. они неоднократно обращались в администрацию поселения с заявлениями о признании их нуждающимися в жилье и предоставлении им квартиры по договору социального найма. Вселились в спорную квартиру с устного согласия главы городского поселения «Новочарское», произвели капитальный ремонт. Их семья является многодетной и малоимущей, доход семьи на 6 человек составляет 32-34 тысячи рублей. Решение жилищной комиссии об отказе предоставления данной квартиры является незаконным, поскольку принято в их отсутствие, без истребования документов, в связи с чем, просят признать его незаконным, также просят признать семью нуждающимися в жилье и обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на спорное жилое помещение. В судебном заседании установлено следующее. Представитель истца (ответчика по встречному иску) по доверенности Гасенко О.А. на исковых требованиях настаивает, по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что семья Непочатых самовольно заняла указанное жилое помещение, решения жилищной комиссии о разрешении на вселение не имеется. Устное распоряжение должностных лиц администрации, если таковое было, разрешающее вселение, не могут являться основанием признания права на жилое помещение, которое должно подлежать распределению согласно существующей очередности и рассматриваться на заседании жилищной комиссии. Кроме того, ранее у Непочатых имелось на праве собственности жилое помещение, которое ими было продано в 2009 году. Семья в очереди не состоит, не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном порядке. Встречные исковые требования не признает, ссылаясь на доводы, указанные в письменных возражениях на встречный иск (л.д. 63). Ответчик (истец по встречному иску) Непочатых А.Н. требования администрации не признает, пояснил, что их семья в спорное жилое помещение вселилась с разрешения бывшей хозяйки квартиры Зиминой, в администрации им было дано устное согласие на проживание в ней. В указанной квартире за счет собственных средств был произведен ремонт, квартира приведена в пригодное для проживания состояние, установлены окна, двери, проведен свет, холодное водоснабжение. Просит по встречному иску признать решение жилищной комиссии от 03.11.2010г. незаконным, признать семью нуждающимися в жилье и обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на спорное жилое помещение. Ответчик (истец по встречному иску) Непочатых Н.Х. требования администрации также не признала, настаивает на удовлетворении встречного иска по основаниям, в нём изложенным. Пояснила, что собственного жилья не имеют, она и супруг зарегистрированы по адресу <адрес> у её сестры, право на данное жильё не имеют. Дети нигде не зарегистрированы, поскольку нет собственного жилья. Ранее в администрацию обращались, но там, по всей видимости, были утеряны их документы. У них никаких копий заявлений не осталось. Представитель ответчиков (истцов по встречному иску) Соловьева О.А. возражала против требований администрации, поддерживает встречный иск по тем основаниям, что семья Непочатых проживает в спорном жилом помещении более года.При вселении в эту квартиру Непочатых подходили к главе городского поселения «Новочарское» Месхи, которая дала устное разрешение на вселение. Своими силами они привели квартиру в пригодное для проживания в ней состояние, оплачивают коммунальные услуги. Кроме того, семья является многодетной и малоимущей. Просит признать семью Непочатых нуждающейся в жилье. Доход семьи не позволяет решить вопрос об аренде жилья. При этом администрация невправе решать вопрос о распределении ветхого жилья, к категории которого относится и спорная квартира. Несправедливым является решение администрации в решении вопроса о предоставлении жилья одинокому человеку, которым является Таран, и выселении семьи, в состав которой входят 4 маленьких детей. Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные требования по первоначальному иску и отказать в удовлетворении встречного иска, изучив представленные доказательства, приходит к следующему. Согласно выписке из Реестра муниципального имущества муниципального образования городского поселения «Новочарское» от 08.06.2011г. спорное жилое помещение является муниципальной собственностью (л.д. 6). Согласно справке от 01.06.2011г. № 854, выданной администрацией городского поселения «Новочарское», в квартире, расположенной по адресу: Забайкальский край, Каларский район, <адрес> зарегистрированных по месту жительства лиц не имеется (л.д. 5). Решением Каларского районного суда от 01.11.2010г. бывшие наниматели квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, семья Зиминых в связи с выездом за пределы района в г. Обнинск были признаны утратившими право пользования жилым помещением, договор социального найма с ними расторгнут (л.д. 3-4). В соответствии с актом обследования от 06.06.2011 года в указанном жилом помещении проживает семья Непочатых без правоустанавливающих документов на квартиру (л.д. 7). В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение или в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В соответствии с Жилищным кодексом установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса). В соответствии с Жилищным кодексом установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса). При этом органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса). Министерством регионального развития РФ от 25.02.2005 г. №17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В соответствии с Законом Забайкальского края от 7 декабря 2009 года №289-ЗЗК «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению», малоимущими могут быть признаны постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Забайкальского края граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства (при условии, что предоставление им жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено международным договором), уровень среднемесячных доходов которых меньше порогового значения размера дохода и стоимость имущества меньше порогового значения стоимости имущества. В соответствии с ч.ч.1-3 ст.3 Закона Забайкальского края от 7 декабря 2009 года №289-ЗЗК (далее - Закон), гражданин подает заявление для признания его малоимущим в орган местного самоуправления городского поселения, сельского поселения, городского округа, уполномоченный на ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - уполномоченный орган местного самоуправления). К заявлению прилагаются подлинники или копии следующих документов: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; 2) документы о составе семьи гражданина (свидетельство о рождении члена семьи, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения, копия лицевого счета или выписка из домовой книги по месту жительства или иные документы, определяющие состав семьи гражданина); 3) справки органов по регистрации имущественных прав, подтверждающие правовые основания владения членами семьи или одиноко проживающим гражданином подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности; 4) документы, подтверждающие получение членами семьи или одиноко проживающим гражданином доходов, которые учитываются при решении вопроса о признании граждан малоимущими (для индивидуальных предпринимателей - налоговая декларация с отметкой налогового органа); 5) документы органа технической инвентаризации, подтверждающие инвентаризационную стоимость принадлежащего членам семьи или одиноко проживающему гражданину недвижимого имущества; 6) документы, подтверждающие стоимость земельного участка; 7) документы независимых экспертных организаций, подтверждающие стоимость принадлежащего членам семьи или одиноко проживающему гражданину движимого имущества; 8) правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, включая земельные участки. Реквизиты договора или акта, являющихся основанием приобретения имущества (покупки, мены, дарения, наследования, приватизации, решения суда), используются для установления момента, с которого рассматриваемое имущество находится в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежит налогообложению. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений. Гражданину выдается расписка в получении заявления и прилагаемых к нему документов с указанием их перечня и даты их получения. Главой 3 данного Закона установлен Перечень видов доходов, учитываемых при признании граждан малоимущими. В силу п.16 ст.6 Закона в данный перечень включены и суммы предоставленной государственной социальной помощи. В соответствии со ст.8 Закона, учет доходов граждан при расчете среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи или на одиноко проживающего гражданина, производится за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о признании гражданина малоимущим. В связи с чем доводы истцов по встречному иску Непочатых А.Н. и Н.Х. о неправомерности истребования ответчиком справок формы 2-НДФЛ, сведений о материнском капитале, суд находит необоснованными и противоречащими вышеуказанным требований Закона №289-ЗЗК. При этом, справка о среднем заработке, представленная Непочатых А.Н. в суд без указания расчетного периода исчисления среднего заработка (л.д.42), правомерно не принимается во внимание ответчиком, как и не может быть принята судом. Главой 4 Закона определен Перечень имущества, находящегося в собственности членов семьи. При чем обязанность предоставить справки об его наличии (отсутствии) возлагается на гражданина-заявителя. В судебном заседании установлено, что при подаче заявления от 17.10.2011 г. о признании семьи Непочатых малоимущей был подан неполный пакет документов. Из показаний допрошенной в качестве свидетеля специалиста администрации городское поселение «Новочарское» Надточевой Е.А. следует, что часть документов, в том числе, с Росреестра она ходила и собирала за гр. Непочатых сама лично. При этом указала, что ранее с заявлениями о признании семьи малоимущей, о признании нуждающимися в жилом помещении семья Непочатых в администрацию не обращалась. При подаче заявления в 2010 году с просьбой не заселять Тарана в спорное жилое помещение, ею Непочатых Н.Х. было предложено подать документы, на что последняя пояснила, что их семья с учетом имевшегося дохода малоимущей признана быть не может. Представитель Соловьева О.А., ссылаясь на провозглашенные государством принципы защиты материнства и детства, не приводит доводов в обоснование разумности действий самих истцов (ответчиков) Непочатых. В судебном заседании установлено, что Непочатых только после возбуждения дела в суде активизировали работу по решению вопроса о своих жилищных правах. При этом, как установлено в судебном заседании на момент рассмотрения дела ими так и не представлены все необходимые документы для решения вопроса о признании их малоимущими. В силу положений главы 12 Семейного кодекса РФ, прежде всего на родителей, являющихся в силу закона законными представителями своих детей, возлагается обязанность защищать их права и интересы (ст.ст.64-65 СК РФ). Действия же истцов (ответчиков) Непочатых А.Н. и Н.Х., обстоятельства по которым установлены в судебном заседании, не могут в полной мере свидетельствовать о принятии всех мер для защиты своих прав и прав своих детей в области жилищного права. Указанное касается как вопроса о непринятии должных мер по подаче документов для признания семьи малоимущей, так и действий по продаже имевшейся ранее квартиры. Так, в соответствии с договором от 20.04.2009 года Непочатых Н.Х. продана 4-хкомнатная квартира по адресу <адрес> семье Кастериных (л.д.56-57). Между тем, в силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не соглашается и суд с доводами представителя Соловьевой О.А. в части утверждения разности позиций представителя администрации по делу, выступающей по доверенности Гасенко О.А. и главы администрации городское поселение «Новочарское» Месхи А.А. Так, как само исковое заявление (л.д.2), уточнение требований к Непочатых С.А. (л.д.49), уведомление об отсутствии оснований для распределения спорной квартиры, направленное по обращению матери Непочатых Н.Х. - Махмедовой И.С. от 02.02.2011 г. (л.д.58), так и сама доверенность на представление интересов администрации в суде (л.д._________) подписаны главой администрации городское поселение «Новочарское» Месхи А.А. При этом, в судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Месхи А.А. пояснила, что действительно семья Непочатых обращалась к ней с вопросом по данной квартире, они достигли устной договоренности о том, что семья занимает эту квартиру с условием встать на очередь. С её стороны было обещание ходатайствовать перед комиссией о предоставлении жилья, однако поскольку семья не была признана малоимущей, им было отказано в постановке в очередь (л.д. 52). Отказывая в удовлетворении требований по встречному иску о признании решения жилищной комиссии от 3.11.2010 г. суд исходит из того, что исходя из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городское поселение «Новочарское» (л.д.61-62) как такового заявления семьи Непочатых не рассматривалось. На данном заседании комиссии решался вопрос о предоставлении спорного жилого помещения, собственником которого является администрация городского поселения «Новочарское», правомочная решать вопросы в отношении собственного имущества, гр. Тарану П.Ф., являющимся погорельцем. Секретарем комиссии Надточевой Е.А. указано, что Непочатых на имя главы подали заявление о распределении спорной квартиры им, в связи с чем комиссией было решено направить уведомление об освобождении спорного имущества - <адрес> в адрес Непочатых при отсутствии у них правоустанавливающих документов на жилое помещение и при первой возможности предоставить жилье Тарану П.Ф. При этом, никаких нарушений закона, в том числе, затрагивающих права и охраняемые законом интересы Непочатых при проведении заседания жилищной комиссии 3.11.2010 г. судом не усматривается. Положениями ст. 51 ЖК РФ определены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Как следует из материалов дела, объяснений сторон, семья Непочатых не признана малоимущей, в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не значится, на учете не состоит. Решением комиссии по жилищным вопросам от 03.11.2010 г. было решено направить семье Непочатых уведомление об освобождении спорного жилого помещения. Решением ЖБК от 31.01.2011г. в предоставлении спорного жилого помещения было отказано (л.д.13-14). В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4). Обязательное участие граждан- заявителей в рассмотрении вопроса о принятии на учет законодательством не предусмотрено, в связи с чем, ссылка истцов во встречном исковом заявлении на незаконность решения жилищной комиссии в связи с проведением заседания в их отсутствие, является несостоятельной. Разрешение вопроса о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ,Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В судебном же порядке может быть оспорена законность или незаконность принятого органом местного самоуправления решения. Ст. 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам по договору социального найма в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма. По правилам ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения фонда заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Поскольку ответчики вселились в спорное жилое помещение в октябре 2010 года по согласованию с бывшими жильцами, проживающими в этом муниципальном жилье; не имеют документов, подтверждающих правомочность их действий по вселению; при отсутствии решения жилищной комиссии администрации городского поселения «Новочарское», в полномочия которой в соответствии с Положением от 21.10.2009.г (л.д. ________ ) входит контроль за распределением и своевременным заселением жилых помещений, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма, принятие решений и подготовка постановлений Главы городского поселения «Новочарское» о предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; семья Непочатых не состоит в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд находит, что между сторонами не сложились правоотношения, являющиеся предметом договора социального найма, и регулируемые положениями главы 8 ЖК РФ, тогда как появлению конкретных жилищных правоотношений в сфере социального найма предшествует определенная процедура: это признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, затем принятие органом власти решения о выделении конкретной площади, являющегося по сути основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей (в том числе для заключения договора и последующего вселения). Суд приходит к выводу о самоуправном со стороны ответчиков занятии жилой площади, расположенной в <адрес> в связи с чем, у них отсутствует какое-либо право на жилое помещение, так как в соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают в числе прочих из договоров, сделок, из актов органов местного самоуправления. Такие обстоятельства как оплата коммунальных платежей, производство ремонта в квартире сами по себе не могут служить основанием для заключения с истцами по встречному иску договора социального найма. Указанные выше обстоятельства позволяют суду признать ответчиков не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и их выселении без предоставления иного жилого помещения. Встречные исковые требования удовлетворению не подлежат в силу вышеуказанных обстоятельств. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования администрации городского поселения «Новочарское» к Непочатых Алексею Николаевичу, Непочатых Наталье Хайдаровне, Непочатых Виктории Алексеевне, Непочатых Александру Алексеевичу, Непочатых Елене Алексеевне, Непочатых Софье Алексеевне о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, удовлетворить. Признать Непочатых Алексея Николаевича, Непочатых Наталью Хайдаровну, Непочатых Викторию Алексеевну, Непочатых Александра Алексеевича, Непочатых Елену Алексеевну, Непочатых Софью Алексеевну не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> Выселить Непочатых Алексея Николаевича, Непочатых Наталью Хайдаровну, Непочатых Викторию Алексеевну, Непочатых Александра Алексеевича, Непочатых Елену Алексеевну, Непочатых Софью Алексеевну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставления иного жилого помещения. Встречные исковые требования Непочатых Алексея Николаевича, Непочатых Натальи Хайдаровны к администрации городского поселения «Новочарское» о признании нуждающимися в жилье, признания решения жилищной комиссии от 03.11.2010г. незаконным, обязании заключить договор социального найма на спорное жилое помещение, оставить без удовлетворения Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Каларского районного суда п/п О.Н. Пешкова Копия верна: Судья О.Н.Пешкова