РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 декабря 2011 г. с.Чара Каларский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Пешковой О.Н., с участием помощника прокурора Каларского района Малютиной Т.Р., представителя ответчика администрации муниципального района «Каларский район» Якимовой Р.В., действующей на основании доверенности от 21.12.2011г., при секретаре Селиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УСТАНОВИЛ: Прокурор Каларского района обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его следующим. В рамках проведенной проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений Каларского района, установлено, что в помещении МОУ «Икабьинская средняя общеобразовательная школа № 3» отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения), что противоречит федеральному законодательству в части ненадлежащего содержания помещения образовательного учреждения, что ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников учреждения. Прокурор просит обязать МОУ «Икабьинская средняя общеобразовательная школа № 3» установить в помещении образовательного учреждения систему технического контроля (видеонаблюдения) в срок до 01.09.2012 года, в случае недостаточности средств у школы обязать администрацию муниципального района «Каларский район» обеспечить должное финансирование приобретения системы технического контроля (видеонаблюдения). В судебном заседании установлено. Представитель прокуратуры района Малютина Т.Р. требования поддерживает, считает, что в данных образовательных учреждениях необходимо выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности в виде установления видеонаблюдения. Представитель ответчика администрации муниципального района «Каларский район» Якимова Р.В. с исковыми требованиями к администрации не согласна, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, считает, что школа, как муниципальное бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам, а собственник имущества, кем является администрация района в силу ст. 120 ГК РФ не несет ответственности по его обязательствам. Однако полагает, что требования прокурора заявлены правомерно, и администрация района будет оказывать всяческое содействие в финансировании данных мероприятий. Представитель ответчика МОУ «Икабьинская средняя общеобразовательная школа № 3» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие, в письменном отзыве требования прокурора признал, из-за отсутствия финансирования просит предоставить срок установки системы видеонаблюдения до 2012-2013 гг. Суд, выслушав стороны, изучив доказательства в их совокупности, приходит к следующему. Ситуация в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации остается напряженной. Соответственно, остается реальная угроза возможного совершения террористических актов и на территории Забайкальского края, в том числе, и на территории Каларского района. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; Террористической деятельность признается деятельность, включающая в себя, в том числе: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных учреждений, по формированию и размещению муниципального заказа. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Кроме того, Постановлением Правительства Забайкальского края от 28.12.2009 N 485 утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Забайкальского края (2010-2012 годы), целью и задачей которой в том числе и является повышение антитеррористической безопасности, оснащение образовательных учреждений системами видеонаблюдения. Органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края было рекомендовано разработать аналогичные муниципальные целевые программы. Согласно данной Программе, в рамках обеспечения антитеррористической безопасности предусматривается приобретение оборудования систем видеонаблюдения для МОУ. В разделе 3 предусмотрено, что финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, при совершении органом местного самоуправления установленных в программе действий. Средства федерального бюджета выделяются на основе соглашений, ежегодно заключаемых между Федеральным агентством по образованию и Правительством Забайкальского края по оснащению образовательных учреждений системами автоматической пожарной сигнализации, видеонаблюдения и проведению противоаварийных мероприятий в зданиях ГОУ и МОУ. Софинансирование мероприятий программы, направленных на обеспечение безопасности МОУ, будет производиться за счет средств муниципальных бюджетов на основе соглашений, ежегодно заключаемых между Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и администрациями муниципальных районов и городских округов. Объем финансирования из средств муниципальных бюджетов должен составлять не менее 50 % от общих затрат на проведение мероприятий. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) ежемесячно до 2-го числа месяца, следующего за текущим месяцем, представляют в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края заявки на предоставление субсидий по форме, устанавливаемой Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на основании заявок органов местного самоуправления ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за текущим кварталом, представляет в Министерство финансов Забайкальского края сводную заявку на финансирование субсидий. Субсидии перечисляются Министерством финансов Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов (раздел 4).. В мероприятиях программы по обеспечению антитеррористической безопасности п. 6.3.8 предусмотрено приобретение систем видеонаблюдения для МОУ на 2011-2012гг., в том числе на МОУ Муниципального района «Каларский район» в 2012 году. Как установлено, в МОУ «Икабьинская средняя общеобразовательная школа № 3» состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения находится не на должном уровне, в частности отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения). Между тем, отсутствие в школе системы технического контроля (видеонаблюдения) отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение, которым является школа, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. На основании вышеизложенных обстоятельств, установление в школах систем видеонаблюдения в рамках обеспечения комплексной безопасности учреждений системы образования, является обязательством не только учреждения, но и органа местного самоуправления, в связи с чем, ссылка ответчика администрации муниципального района «Каларский район» на необоснованность требований в отношении администрации является несостоятельной. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ). В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости их удовлетворения, а именно обязании оборудовать систему видеонаблюдения, поскольку её отсутствие отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Учитывая сложность организации работ, финансовых затрат на ее проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения до 01 сентября 2012 года. Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Каларского района к МОУ «Икабьинская средняя общеобразовательная школа № 3», администрации муниципального района «Каларский район» об обязании установить в помещении образовательного учреждения систему технического контроля (видеонаблюдения), удовлетворить. Обязать МОУ «Икабьинская средняя общеобразовательная школа № 3» установить в помещении образовательного учреждения систему технического контроля (видеонаблюдения) в срок до 01 сентября 2012 года. При недостаточности денежных средств у вышеназванного учреждения обязать администрацию муниципального района «Каларский район» обеспечить должное финансирование для проведения указанных мероприятий. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья Каларского районного суда п/п О.Н. Пешкова Копия верна: Судья О.Н.Пешкова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>а
№ по исковому заявлению прокурора Каларского района к МОУ «Икабьинская средняя общеобразовательная школа № 3», администрации муниципального района «Каларский район» об обязании установить в помещении образовательного учреждения систему технического контроля (видеонаблюдения),