РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 февраля 2011 г. с.Чара
Каларский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клишиной Ю.Ю.,
при секретаре Долгунцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №№ по исковому заявлению Паньковой Людмилы Викторовны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что она работает директором и тренером-преподавателем Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеской спортивной школы Каларского района», проживает в с.Чара, пользуется льготой по оплате жилья и коммунальных услуг. До 01.01.2010 г. льготы предоставлялись исходя из всей площади жилого помещения. С 01.01.2010 г. льгота предоставляется только исходя из площади жилых комнат квартиры, при этом ответчик при перечислении компенсации руководствуется п.3.34 и п.3.35 Приказа Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. №37 «Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» и Законом Забайкальского края №129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае». Министерство социальной защиты населения края дало указание своим территориальным отделам производить начисление льгот исходя из размера жилой площади, определяемой как сумма площадей жилых комнат по техническому паспорту. Указанные действия просит признать незаконными, поскольку понятие «жилого помещения», регламентированное ЖК РФ включает в себя не только жилые комнаты, но и вспомогательные, необходимые для проживания помещения.
В судебном заседании установлено.
Истица Панькова Л.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении в свое отсутствие, на иске настаивает по основаниям изложенным в нем.
Ответчик требования не признал, ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, ссылается на доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д.___).
Суд, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Истица работает директором и тренером-преподавателем МОУДОД «Детско-юношеской спортивной школы Каларского района», проживает в с.Чара (л.д.____).
В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации абз.3 п.5 ст.55 Закона «Об образовании» дополнен Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и абз.3 п.5 ст.55 действует в настоящее время в редакции ФЗ №122.
Таким образом, федеральным законодательством (статья 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании") предусмотрено предоставление педагогическим работникам бесплатной жилой площади с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) без учета нормативов потребления, размера занимаемой жилой площади, иных ограничений. Субъект Российской Федерации определяет лишь размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки.
В силу ч.1 ст.15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.2).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч.5 ст.15 ЖК РФ).
Согласно п.5 ст.1 Закона Забайкальского края №129-ЗЗК от 17.02.2009 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» установлены меры социальной поддержки проживающих на территории Забайкальского края педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5.1 Закона №129, педагогическим работникам предоставляются, в числе иных, меры социальной поддержки по оплате жилой площади исходя из размера жилой площади и платы за жилое помещение, установленной в соответствии с действующим законодательством.
Финансовое обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников осуществляется за счет средств бюджета края с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели (ст.7 Закона №129).
Ссылка Министерства в обоснование своих возражений на Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 г. №240-О-О не состоятельна, так как по делу и не оспаривается правомочность установления законодательными актами субъекта РФ правового регулирования, закрепляющего конкретные меры социальной поддержки педагогических работников и относящего определение механизма их предоставления к ведению субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. По смыслу придаваемому жилищным законодательством понятию «жилой площади» при расчете компенсации по коммунальным услугам должны учитываться непосредственно жилые и площади помещений вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом помещении.
Суд соглашается с доводами Паньковой Л.В. о снижении уровня социальной защищенности при применении Министерством при расчете компенсаций только Приказа Министерства по земельной политике №37 без учета действующего жилищного законодательства.
Так, Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. №37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (в ред. Приказа Госстроя РФ от 04.09.2000 N 199).
Пунктами 3.3.4 и 3.35 действительно определено, что по каждой квартире, а также в целом по зданию подсчитываются жилая площадь квартиры (квартир); площадь квартиры (квартир); общая площадь квартиры (квартир).
Показатели общей площади квартиры используются для целей государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей.
Показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей.
Жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей жилых комнат.
Однако, как указано в преамбуле, требования настоящей Инструкции обязательны для всех организаций технической инвентаризации. Настоящая Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 Минземстроем России, Московским областным бюро технической инвентаризации, Московским городским бюро технической инвентаризации, Республиканским управлением технической инвентаризации и определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
Суд полагает, что расчет размера компенсации, исходя из определения понятия жилой площади, изложенной в Инструкции, применяемый ответчиком и оспариваемый истцом, ограничивает размер меры социальной поддержки в понимании федерального законодательства.
Федеральное законодательство сохраняет за педагогическими работниками образовательных учреждений право на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, не ограничивает это право ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни формой собственности, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. Следовательно, расходы по оказанию жилищно-коммунальных услуг работникам образования, подлежат возмещению за всю используемую ими жилую площадь без каких-либо ограничений.
Применяемая ответчиком методика расчета компенсации не предусматривает полного возмещения расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на что педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконными действий Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению Паньковой Л.В., являющейся педагогическим работником, компенсации оплаты за содержание жилья, отопление и освещение исходя из площади комнат жилого помещения, противоречащими абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и обязании Министерства социальной защиты населения Забайкальского края предоставлять Паньковой Людмиле Викторовне компенсацию на оплату за жилищно-коммунальные услуги исходя из суммы площади всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас в соответствии со ст.15 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Паньковой Людмилы Викторовны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании действий незаконными, удовлетворить.
Признать действия Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению компенсации оплаты за содержание жилья, отопление и освещение исходя из площади комнат жилого помещения, незаконными и противоречащими абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставлять Паньковой Людмиле Викторовне компенсацию на оплату за жилищно-коммунальные услуги исходя из суммы площади всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас в соответствии со ст.15 Жилищного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского
районного суда Ю.Ю.Клишина